Невозмутимый строй во всём,

 Созвучье полное в природе, -

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею сознаём.

                                                                                                                                  (Ф. И. Тютчев)

 

Актуальность

 

Различные регионы Земли изменены деятельностью человека в разной степени, урбанизированные районы представляют собой территории, где практически ни один компонент природной среды не избежал существенного преобразования. Борьба с загрязнением окружающей среды химическими элементами и их соединениями является одной из самых актуальных проблем во всём мире, так как оно приобрело огромные масштабы и затрагивает практически все оболочки Земли: атмосферу, гидросферу, верхние слои литосферы, почвенный покров, а также живые организмы. Экологическое образование проживающих в нашей стране является важнейшим звеном подготовки будущего поколения к рациональному природопользованию. Естественный природный потенциал – крупнейший в мире нейтрализатор глобальных нарушений окружающей природной среды. Индустриально развитые страны служат основными поставщиками в атмосферу антропогенной кислоты, являются главными виновниками экологически неблагоприятного состава атмосферного воздуха. Красота пейзажа, особый микроклимат, ароматы, воздушные течения – всё это привлекает людей в источник здоровья. Наташинские пруды и Наташинский парк в Люберцах является источником ягод, грибов, местом обитания растений и животных, источник кислорода, естественный фильтр воздуха. Лесопарк – лёгкие нашего города.

Любознательность и желание больше вникать в тайны природы, изменение отношения населения к окружающей среде.

Сообщить учащимся истинные познания, касающиеся природы и человека, развить чувство любви к Родине, чувство эстетическое, находить в окружающем красоту природы наблюдать природные явления, всё это вызывает в школьниках любознательность и желание больше вникать в тайны природы. Даже от простого созерцания на экскурсии могут возникнуть волнующие детскую душу переживания, а во-вторых, это приятная прогулка, а в-третьих, учебный класс под открытым небом. Формируется чувство патриотизма к той земле, на который ты живёшь, которая тебя воспитала. В нашем лицее накоплен большой опыт по экологическому воспитанию, дети очень любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в начале или в середине учебного года?

В потоке информации, захлестнувшем человечество, всё больше места занимает экология, повышается интерес к  знаниям о природе, взаимоотношениях человека и биосферы.

 

I. ПОДГОТОВКА ПРОЕКТА И ВЫБОР ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Приглашение старших учеников к участию в деятельности экологических бригад вызвало у них желание не только оказать практическую помощь по благоустройству городской территории, но и провести исследовательскую работу, связанную с темой экологического  благополучия выбранной территории. А так же привлекло внимание их младших товарищей из 6 – 11 классов, из которых организовалась группа добровольных помощников – волонтёров.

II. ЦЕЛИ  И ЗАДАЧИ

Цели:

Воспитание экологической культуры поведения человека, как части общей культуры, взаимоотношения людей друг с другом и отношения человека к природе, а так же развития исследовательской деятельности обучающегося средствами экологической работы, развить умение учиться анализировать сравнивать и обобщать, активной жизненной позиции, воспитать чувство коллективизма.

Задачи:

§           создать инициативную группу;

§           изучить мнение жителей по данной проблеме;

§           провести экологический мониторинг; 

§           привлечь внимание заинтересованных лиц и организаций к проблеме улучшения

         санитарно-экологического состояния парка и прудов;

§           разработать варианты планов обустройства территории.

III. Этапы исследования

1. Создание рабочей группы

 

   Ученики нашей школы в мае 2009 года начали  работу по сбору информации к проекту «ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕСОПАРКОВОЙ ЗОНЫ НАТАШИНСКИХ ПРУДОВ». С этой целью были проведены сборы инициативной группы, на которых рассматривались идеи создания постоянно действующей экологической станции.

Цели работы станций

Ø      Изучение экологической обстановки;

Ø      воспитательная работа с  подрастающим  поколением  

Ø      содействие решению экологических проблем города.

2. План мероприятий

1. Расписание мероприятий

МАЙ.   Начало нового экологического года (выборы ответственных по экологии в классах, составление плана экологических работ). Посадка цветов, работа на пришкольном участке.

ИЮНЬ-ИЮЛЬ.  Туристические походы (выполнение экологических заданий).

АВГУСТ. Работа по поддержанию чистоты на территории школы.

СЕНТЯБРЬ. Посадка деревьев на праздник «Именины осени».

ОКТЯБРЬ. Конкурс рисунка «Золотая осень».

НОЯБРЬ. «Неделя чистоты» - подготовка территории школы к зиме.

ДЕКАБРЬ. Неделя защиты птиц (сооружение и вывешивание кормушек). Конкурс рисунка «Природа зимой».

ЯНВАРЬ. Неделя борьбы с курением и наркоманией (классные часы, конкурс плаката). Заседание школьной думы на тему «Здоровый образ жизни».

ФЕВРАЛЬ. Экологическая олимпиада. Краеведческая олимпиада.

МАРТ. Подготовка к экологическому месячнику. Конкурс рисунка «Весна красна».

АПРЕЛЬ. Месячник экологии. Окончание экологического года, подведение итогов.        

2. План

1) Викторина по экологии

2) Создать лекторские группы учащихся.

3) Анализ состояния здоровья населения района и влияние на него экологической обстановки:

·        Урок-семинар «Здоровье человека и окружающей среды».

·        Реферат «Экологические отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия между обществом и природой».

·        Ярмарка знаний

·        Торговые ряды

·        «Почемучка»

Экологическая экскурсия

·        Игры с листьями

·        Игры с растениями

·        Войди в лес другом

·        Используй все чувства

·        Восприятие гармонии жизни

 

3. Изучение общественного мнения

Социологическим опросом было охвачено 120 человек, жителей города Люберцы с северной стороны.

Цели опросов.

·        Изучить мнение жителей о санитарно – экологическом состоянии.

·        Пути решения проблемы благоустроенности территории.

·        Содействие решению экологических проблем города.

·        Выяснение уровня экологической грамотности жителей города.

 

В ходе опроса было выяснено, что большинство посетителей парка и прудов высказываются за благоустройство прудов.

4. Проведение экологических акций

Активистами отряда была произведена акция «Чистый берег», в ходе которой изготавливали и размещали в местах массового отдыха граждан плакаты социальной агитации и памятки населению по мерам экологического поведения.

IV. Экологические исследования

Мы живём рядом с Наташинскими прудами и нам небезразлично их состояние, именно поэтому мы приняли участие в проектной работе. Серьёзную опасность для проживания в крупных городах представляют собой выхлопные газы машин.

1. Исследование загрязнения воздуха городским транспортом.

 Городской транспорт представляет собой один из основных источников загрязнения воздуха. В выхлопных выбросах автомашин содержится оксид азота (II) и оксид азота (IV), угарный газ (CО), углекислый газ, сажа – продукт неполного сгорания топлива, сернистый газ (SO2), тяжёлые металлы. Каждый автомобиль выделяет до четырёх килограммов этих веществ за сутки. За 100 км пути автомобиль использует столько же кислорода, сколько человек за всю жизнь. Уровень загрязнения воздуха зависит от ряда причин. Так, дизельные двигатели расходуют на 25% топлива меньше, чем бензиновые; в дизельном топливе нет соединений свинца, при их работе выделяется меньше угарного газа, но больше сажи и соединений серы. Чем больше расходуется топлива на единицу пробега, тем выше уровень загрязнения: тяжёлые грузовики расходуют его в несколько раз больше, чем легковые автомобили. Состав выхлопных газов зависит также и от того, насколько отрегулирован двигатель.

Примерный расчёт количества вредных выбросов автотранспорта.

Ход работы:

1)     Выбрали две улицы с разной интенсивностью автомобильного движения.

2)     На каждый из них определили участок дороги протяжённостью примерно 100 метров.

3)     Подсчитали число единиц автомобилей, проходящих по участку за 15 минут, умножили полученное число на 4, узнав тем самым их численность за час (N).

4)     Рассчитаем общий путь (S), пройдённый всеми машинами за один час S=N*100.

5)     Рассчитаем количество топлива, сжигаемого двигателем, R=S*k, где k- расход топлива на один километр пути в литрах, для бензиновых двигателей он примерно составляет 0,1 литра, для дизельных – 0,4 литра.

6)     Рассчитаем количество выделившихся вредных веществ, выброшенных на данном участке дороги. По бензину: при сгорании топлива, необходимого для пробега 1 километр, выделяется 0,6 л угарного газа, 0,1 литр углеводородов и 0,04 литра диоксида азота. При сгорании дизельного топлива вредных выбросов в 4(!) раза меньше.

Расчёт

Количество вредных выбросов.

За 15 минут отмечено 20 единиц автотранспорта, за час пройдёт 80 единиц автотранспорта. Общий путь, пройденный всеми автомобилями, S=80*100м=8000м=8км.

Количество топлива, сжигаемого всеми автомобилями – 0,1 л/км*8км=0,8л топлива.

Количество свинца.

Наличие свинца, поступающего в окружающую среду из автомобильного топлива можно определить по растениям, растущим около дороги.

1.     Соберём 100г растительной пробы различной удалённости: на расстоянии 10, 25, 50, 100 метров от дороги.

2.     Измельчим и добавим к каждой пробе этиловый спирт и воду (водку), тщательно перемешаем, чтобы соединения свинца (а главным образом это бромид свинца) перешли в раствор.

3.     Отфильтруем.

4.     Упарим раствор до 10мл.

5.     Добавим его по каплям в свежеприготовленный 5%-ый раствор сульфида натрия, чёрный осадок указывает на наличие в экстракте ионов свинца, а концентрация осадка - от его количества. На протяжении четырёх экспериментов видим, что количество осадка уменьшается с удалением от дороги.

6.     Вывод. Зелёные растения, выращенные на открытом балконе вблизи дороги, не пригодны для употребления в пищу.

 

2. Анализ воды

Проба воды №1

Дата – 15 сентября 2011 г.

Время – 14:00

Водоём Наташинские пруды

Населённый пункт – город Люберцы

Проба взята учениками Казаковым Иваном и Майоровым Александром.

 Описание водоёма:

Цвет – бесцветный.

Запах – небольшое присутствие запаха тины.

Поверхность центра пруда чистая, пена отсутствует.

У берега плавает небольшое количество мусора в виде пластиковых пакетов и бутылок.

 

Результаты, полученные методом химического анализа:

·        Определена карбонатная жёсткость воды.

·        Определение проводилось при помощи индикатора метилового оранжевого и 0,1 н. раствора соляной кислоты. На нейтрализацию 100мл анализируемой воды было израсходовано 3.4 мл 0,0988 н. раствора соляной кислоты.

·         Данная жёсткость воды устраняется при помощи кипячения воды.

 Т. о. временная жёсткость равна 3,36 мг-экв./л.

 

Вывод

         Определена степень загрязнения воздуха

          Определена степень жесткости воды

          Выполнена программа мероприятий

          Проведён опыт с кристаллами галита

          Проведены экологические олимпиады

          Организована викторина по экологии

 

Список литературы

1.     Сорокина Е. П., Борисенко И. Л. «Эколого-геохимическая оценка состояния среды» в сб. «Экологическое исследование в Москве и Московской области» М. 1990, с. 162-176.

2.     Сает Ю. Е. «Методические рекомендации по геохимической оценке загрязнения территорий», ИМГРЭ 1982г.

3.     Данилова З. Д. «Экологическое воспитание», учебно-методический журнал «Биология. Комплексная поддержка учителя». 4.04.2011г.

4.     Кашнин В. Б. «Формула экологического образования. Природа и люди», 1997г, №6.

5.     Реймерс Н. Ф. «Природопользование: словарь-справочник», М. 1990г.

6.     Родзевич Н. Н., Пашканг К. В. «Охрана и преобразования природы», М. «Просвещение»  1990г.

7.     Интернет.

 


 

 

Hosted by uCoz