Педагогический совет
на тему:
подготовленный
заместителями директора по
УВР
Колчановой
И.Г. и Пчелкиной Ю.Н.
11.01.2013 год
МОУ лицей №12
Современная
российская школа находится в процессе поиска оптимальных форм и методов
обучения. Формирование новых моделей учебной деятельности, с широким
использованием информационных и телекоммуникационных средств обучения являются
главной составляющей модернизации образования.
В
центре внимания сегодня те, кому предстоит жить и работать в России будущего.
Возрастает интерес к механизмам включения детей в деятельности, способствующие
развитию их способностей. Жизнь показывает, что формирование любой
компетентности происходит через практическую деятельность. В качестве таких механизмов
выступают технологии обучения.
В
программных документах Национальной образовательной инициативы «Наша Новая
школа», сказано: «главным результатом школьного образования должно стать его
соответствие целям опережающего развития» и «изучать в школах необходимо …
способы и технологии, которые пригодятся в будущем». Каждый учащийся должен
приобрести опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, т.е.
ключевые компетентности, определяющие качество современного образования. В
концепции модернизации российского образования на общеобразовательную школу
возлагаются задачи формирования целостной системы универсальных знаний, умений
и навыков
Этот
процесс невозможен без развития технологий образования с использованием
различных сервисов сети Интернет, и распространения электронных образовательных
ресурсов.
Как
же сегодня используются в учебно-воспитательном процессе современные
информационные технологии, в частности, сервисы Интернет? К сожалению, чаще
всего можно наблюдать пассивное восприятие информации, полученной в Интернете.
Это приводит молодых людей к стереотипности мышления, искаженному мировоззрению,
снижению учебной мотивации.
С
таким отношением Интернет-ресурсы становятся не базой для развития
компетентности личности, а универсальной шпаргалкой на все случаи жизни. Между
тем развивающиеся информационные технологии предлагают массу возможностей для
совместной работы учащихся и учителя.
Современная
учебная программа требует от учащихся умения работать с информацией, поток
которой непрерывно растёт. Это удается далеко не всем, часто можно видеть, что
учащиеся испытывают значительные трудности, неверие в свои силы,
неудовлетворённость. В конце концов, это приводит к потере интереса при
изучении предметов как гуманитарного, так и естественного цикла.
Проблема
сохранения и развития учебной мотивации школьников была и будет актуальной.
Поддержание интереса учащихся способствует не только продуктивности обучения,
но и гуманизации образования.
Перед
каждым учителем стоит задача создания таких условий, когда каждый ученик
включён в творческую деятельность. Опыт работы показывает, что наиболее
эффективен метод проектов, предполагающий использование активных форм, в том
числе и во внеурочной деятельности. Одним из перспективных направлений формирования
информационных и коммуникационных компетенций является технология
образовательных веб-квестов (WebQuest).
Веб-квест
(дословно с английского «поиск в сети интернет») — это деятельностноориентированная
проектная дидактическая модель, предусматривающая самостоятельную поисковую
работу учащихся в сети Интернет. Разработчиками веб-квеста
как учебного задания являются Берни Додж (Bernie Dodge) и Том Марч (Tom March)
из Государственного университета Сан-Диего (
Проанализировав
соответствующую научную литературу, посвященную технологии веб-квеста,
можно сделать вывод , что каждый веб-квест
имеет структуру с такими ключевыми элементами, как:
1) ясное
вступление, где четко описаны главные роли участников. Цель этого раздела
заинтересовать и подготовить учащегося.
2) центральное задание, которое
понятно, интересно и выполнимо. В данном разделе четко
определен итоговый результат самостоятельной работы учащегося (например,
прописана проблема, которую нужно решить и т.д.).
3)описание
процедуры работы, в которой содержатся указания как
именно учащиеся должны выполнять.
4) руководство
к действиям, где говорится о том, как организовать и представить собранную
информацию, а также представлены вспомогательные материалы (примеры, таблицы,
инструкции и т.п.).
5) список
информационных ресурсов, необходимых для выполнения учащимся задания.
6)заключение,
в котором суммируется опыт, который будет получен учащимися при выполнении
самостоятельной работы над веб-квестом.
Главная
особенность веб-квеста состоит в следующем: вместо
того чтобы заставлять учащихся бесконечно блуждать по Сети в поисках
необходимой информации, учитель дает им список web-сайтов, соответствующих
тематике и уровню знаний. Конечно же, дети должны будут зайти на эти сайты в
поисках необходимых сведений, однако благодаря предоставленному заранее списку
нужных ресурсов они не затеряются в Интернете и не станут бесцельно блуждать в
нем.
Различают
два типа веб-квестов: для кратковременной работы
(цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на 1-3 занятия) и
длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся,
рассчитаны на длительный срок - может быть, на 1 месяц или учебную тему).
Берни Додж определил
следующие виды заданий для веб-квестов.
Структура веб-квеста
Веб-квест состоит из следующих разделов:
Этапы работы над веб-квестом.
Начальный этап (командный)
Учащиеся
знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных
проектов.
Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль.
Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными
программами.
Ролевой этап
Индивидуальная
работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с
выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная,
то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное
обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет.
Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники
обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.
Задачи:
1) поиск информации по конкретной
теме;
2) разработка структуры сайта;
3) создание материалов для сайта;
4) доработка материалов для сайта.
Заключительный этап
Команда
работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за
опубликованные в Интернет результаты исследования.
По
результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения.
Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания,
достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический
анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций,
подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В
оценке результатов принимают участие как
преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.
Критерии
методической оценки веб-квестов, которые разработали
B. Dodge и Т.March, направлены на определение степени реализации
поставленных задач в каждом разделе квеста:
Веб-квест
имеет ряд преимуществ:
Таким
образом, обучение становится менее ориентированным на
преподавателе, а ученик становится более ответственным за свои собственные
знания и сам процесс получения знаний: он должен организовать собственное
время, решить какие материалы могут быть использованы для выполнения задания, в
какой форме представить свою точку зрения. Преподаватель здесь скорее помощник
или наставник, умело направляющий ученика к формированию навыков самообразования.
Веб-квесты
развивают критическое мышление. Учащиеся не просто собирают информацию, но и
трансформируют её, чтобы выполнить задание, решить поставленную проблему. У них
повышается мотивация, они воспринимают задание как нечто «реальное» и
«полезное», что ведет к повышению продуктивности деятельности.
При подготовке педсовета
использовались материалы:
·
Справочник
заместителя директора школы, №12,
·
Андреева М. В.
Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и
социокультурной компетенции //
Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы
докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.
·
Быховский Я. С.
Образовательные веб-квесты // Материалы международной
конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". -
http://ito.bitpro.ru/1999
·
Ван лоо Э., Брон Ж. Т., Янсен Ю. Эксперименты в обучении русскому языку, основанном
на задачах (task-based learning):
"ярмарка языков" и "веб-квест по
русскому языку и страноведению" // Русское слово в мировой культуре.
Материалы Х конгресса МАПРЯЛ. Круглые столы: Сборник докладов и сообщений. СПб., 2003.
·
Николаева Н. В.
Образовательные квест-проекты как метод и средство
развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. -
http://vio.fio.ru/vio_07
·
Ссылки на веб-квест https://sites.google.com/site/vebkvestvrycarskomzamke/
https://sites.google.com/site/dostoevskijkvest/home