Анализ реализации КПМО

в муниципальном общеобразовательном учреждении

лицее №12    в 2008 году.

 

 

1.     Результаты реализации направлений КПМО.

 

 

Введение новой системы оплаты труда работников

 системы общего образования (НСОТ).

         В рамках модернизации образования администрация лицея №12 рассматривает улучшение материального положения и повышение социального статуса работников лицея как одну из приоритетных задач образовательной политики. В целях эффективной реализации направления в МОУ лицее №12 с 01 сентября 2007 г. введена новая система оплаты труда. Предварительно проведена разъяснительная работа с коллективом лицея по введению НСОТ.  Вопросы введения НСОТ обсуждались на  августовском педсовете. Разработано и принято Положение о порядке распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников. Внесены изменения в коллективный договор, в трудовые договоры с работниками лицея, в Устав лицея. У администрации появилась возможность материально стимулировать более успешных учителей, возникла необходимость  мониторинга профессиональной деятельности учителя. Разработана диагностическая карта учителя, где отражаются результаты деятельности каждого педагога за отчетный период: качество знаний обучающихся, открытые мероприятия, внеклассная работа по предмету, личное участие в методических мероприятиях различного уровня, результаты конкурсов, олимпиад и др. На основе диагностических карт составляется рейтинг профессиональной деятельности в соответствии с критериями и показателями результативности работы, утвержденными Положением о порядке распределения стимулирующей части фонда оплаты труда. Для подготовки расчета размера выплат стимулирующего характера приказом директора создана рабочая комиссия. Итоги работы комиссии обсуждаются на заседании управляющего совета по представлению директора лицея и с учетом мнения профсоюзной организации.

В результате введения НСОТ по сравнению с 2006 годом расходы на оплату учебного труда выросли на 70% (2006 г. – 13587 тыс. руб., 2008 г. – 19324 тыс. руб.). Рост номинального значения средней заработной платы учителей по отношению к уровню 2006 г. составил 100% (запланированное значение муниципального показателя 45%).  Например, размер заработной платы учителя высшей квалификационной категории при нагрузке 18 недельных часов с учетом выплат за классное руководство, проверку тетрадей, заведование кабинетом в 2006 году составил 12456, 05 руб., в 2008 году – 24121,00 руб., с учетом средней суммы стимулирующих выплат по лицею – 25121,00 руб.

 

Переход на нормативное подушевое финансирование

общеобразовательных учреждений (НПФ).

 

         В 2008 году лицей не осуществил переход на систему ведения бухгалтерского и налогового учета самостоятельно. Бухгалтерский и налоговый учет ведется на основе возмездного договора  централизованной бухгалтерией Управления образованием. Проблема заключается в невозможности организации рабочего места бухгалтера в связи с загруженностью учебных площадей (обучение в 2 смены) и подборе квалифицированных финансовых работников.

         Оценить рост нормативов подушевого финансирования не представляется возможным, т.к. администрация лицея пока не знакома с методикой введения НПФ. С проектом постановления Правительства Московской области о методике расчета нормативов стоимости государственных услуг на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования руководящие работники ознакомлены. Но по настоящее время не ясно, на основе какой методики производится расчет объемов финансирования лицея. В целом объем бюджетного финансирования по сравнению с 2006 годом увеличился на 58% (2006 г. – 17459 тыс. руб., 2008 г. – 29984,5 тыс. руб.).

 

Развитие системы оценки качества образования (СОКО).

 

В рамках реализации этого направления разработан и утвержден план внутришкольного контроля, осуществляется мониторинг качества знаний обучающихся, разработаны Положение о системе оценки качества образования в МОУ лицее №12, комплекс показателей и индикаторов СОКО. Достижение качественного образования невозможно без адекватной системы мониторинга всего образовательного процесса и его оценки. Центральным элементом системы оценки качества школьного образования стал единый государственный экзамен (ЕГЭ). Лицей участвует в эксперименте по введению ЕГЭ с 2006 года. Отмечается неуклонный рост количества участников ЕГЭ (2006 г. – 2 чел. (3 %), 2007 г. – 61 чел. (100%), 2008 г. – 68 чел. (100%). В 2008 году доля выпускников 11 классов, проходящих государственную (итоговую) аттестацию по русскому языку и математике в форме ЕГЭ составила 100%.  Три и более экзамена в форме ЕГЭ в 2008 году сдавали 43 выпускника, что составляет 63% (муниципальный показатель 50%). Обеспечить выполнение данного показателя КПМО в 2008 году было сложно, т. к. на территории Московской области в соответствии с приказом Министерства образования можно было сдавать по выбору только два экзамена в форме ЕГЭ – информатику и обществознание, несмотря на то, что возможность сдачи ЕГЭ по 12 предметам выпускникам предоставлялась в начале учебного года. Проводилась большая разъяснительная работа с выпускниками и родителями, потребовалось привлечение дополнительных учебных ресурсов для подготовки учащихся к ЕГЭ.

В 2008 году проведена государственная (итоговая) аттестация 100% выпускников 9 класса в новой форме по русскому языку и литературе (муниципальный показатель 61,7%).

 

Развитие сети общеобразовательных учреждений:

 обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства.

 

Задачи оптимальной организации образовательного пространства территории, повышения доступности и эффективности образования в условиях перехода на нормативно-бюджетное финансирование в сложившейся демографической ситуации становятся крайне актуальными. Существенной характеристикой образовательного учреждения является возможность удовлетворять различные образовательные потребности обучающихся.    В лицее имеется   доступ к сети Интернет (скорость 100 Мбит/с), созданы условия для дополнительного образования и занятий обучающихся различными видами внеурочной деятельности: эстрадная группа «Ю-класс-шоу», хор «Мечта», театр миниатюр, изокружок «Мир глазами детей», кружки «Рукодельница», «Техническое творчество», «Дорожная безопасность», «Математика без скуки и слез», «Занимательная химия», «Современные ритмы», «Sunflower», «Мой родной край», спортивные секции – баскетбол, настольный теннис.

Большое внимание уделяется укреплению материально-технической базы с целью соответствия современным требованиям и условиям образовательного процесса. Проведен анализ соответствия   оборудования учебных кабинетов и лабораторий рекомендуемому  перечню учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 апреля 2005 г. №03-417). В 2008 году израсходовано бюджетных средств 2251465,68 руб. на приобретение огнетушителей, стройматериалов для ремонта учебных кабинетов, инвентаря, мебели в актовый зал и учебные кабинеты, принтеров, передвижного компьютерного класса, технологического оборудования в столовую и кабинет обслуживающего труда, цифрового фортепиано и баяна, спортивного инвентаря и спортивной формы для лицейской команды, расходных материалов и медикаментов, развивающих стендов, периодических  изданий, журналов и справочников для коллективного пользования. Началась работа по широкомасштабному ремонту и благоустройству здания и территории лицея, для  чего привлекаются федеральные, муниципальные и спонсорские средства.

Укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими соответствующую квалификацию, по каждому предмету базисного учебного плана составляет 89%.

В рамках реализации этого направления проводился сбор информации о перспективах развития МОУ лицея №12, анализ возможности расширения спектра дополнительных услуг на базе лицея. Администрация лицея поднимала вопрос о создании на базе лицея районного учебно-методического центра по подготовке обучающихся к поступлению в МГТУ им. Н.Э. Баумана, дополнительное соглашение, о создании которого, заключено с руководством Университета.

В 2008 году средняя наполняемость классов в лицее – 25,4 чел.

 ( муниципальный показатель – 24 чел.). Наметилась тенденция к повышению наполняемости классов, причем количество классов-комплектов в целом по лицею увеличилось. Число обучающихся на старшей ступени  – 124 чел.

 ( муниципальный показатель – 60 чел.), однако количество обучающихся  на старшей ступени образования имеет тенденцию к сокращению в связи с обязательным прохождением государственной (итоговой) аттестации только в форме ЕГЭ с 2009 года. Достижение  показателей по наполняемости стало возможным, благодаря плодотворной работе учителей начального звена обучения с детскими дошкольными учреждениями образования, оказанию дополнительных услуг по подготовке к школьному обучению, а также сохранению возможности организации классов математической, физико-математической, гуманитарной направленности.

 

Расширение общественного участия в управлении образованием.

 

Одним из инструментов внедрения в жизнь  демократических начал стала общественная экспертиза качества образования в образовательном учреждении, куда вовлечена родительская общественность, дающая оценку качества организации учебного процесса и эффективности управления учреждением.

В МОУ лицее №12 действует управляющий совет, который, согласно Уставу лицея, обладает комплексом управленческих полномочий, в том числе, по распределению средств стимулирующей части фонда оплаты труда. В состав управляющего совета входят работники лицея, родители обучающихся, старшеклассники, представитель учредителя – всего 19 чел.   Деятельность управляющего совета регламентируется следующими документами:

·         регламентом создания системы государственно-общественного распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников МОУ лицея №12;

·         регламентом государственно-общественного распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников МОУ лицея №12;

·         регламентом государственно-общественного мониторинга и оценки профессиональной деятельности работников МОУ лицея №12.

Одним из основных условий организации партнерского сотрудничества образовательного учреждения и семьи является информированность родителей о деятельности ОУ, о состоянии системы образования в лицее. Существенную роль в обеспечении родителей и других заинтересованных лиц значимой для них информацией играет сайт лицея и размещаемый ежегодно на сайте публичный доклад директора лицея об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности, разрабатываемый на основании Положения о публичном докладе. Публичный доклад за 2007-2008 учебный год размещен на сайте лицея 24.06.2008 года. Экспертиза, проведенная Министерством образования Московской области, подтвердила соответствие публичного доклада требованиям к его составлению. Обновления на сайте производятся еженедельно. Отчет об обновлениях направляется дважды в месяц (1 и 15 числа).

Лицей №12 является пунктом проведения экзаменов в форме ЕГЭ.  В 2008 году при проведении экзаменов в форме ЕГЭ и новой форме по русскому языку и математике  присутствовали аккредитованные общественные наблюдатели (2 чел.).

 

Организационное обеспечение реализации КПМО.

 

В состав команды по реализации КПМО в лицее входит 8 человек. Приказом директора назначены ответственный за электронный мониторинг хода КПМО и его дублер. Промежуточные данные направляются в Управление образованием и на сайт регионального оператора до 20 числа каждого месяца.

В рамках системы специальной подготовки управленческих кадров к эффективной реализации комплексного проекта переподготовку в объеме 144 часов прошли члены стратегической команды  и председатель управляющего совета – общественный управляющий. Организована система мониторинга хода реализации КПМО в лицее №12, методами и формами которой являются изучение документации и аналитических материалов, анкетирование, опрос, участие в мероприятиях КПМО.

 

 

2. Системные эффекты реализации Проекта.

 

         В философской литературе системный эффект определяется как непропорционально большое усиление (или уменьшение) свойств, имеющихся у элементов системы. То есть  системный эффект связывается с проявлением некоего нового качества системы.

Лицей участвует в реализации КПМО в качестве пилотной площадки в Люберецком муниципальном районе с 2007 года. К системным эффектам (с учетом вышеизложенного) с большой долей осторожности можно было бы отнести:

·    рост номинального значения заработной платы учителей;

·    повышение доли обучающихся, обеспеченных возможностью выбора направленности обучения, обеспеченного необходимым оборудованием и высококвалифицированными кадрами. 

Проявление обнаруживается по действительному увеличению заработной платы учителей и возможности закупать необходимое оборудование и материалы, повышать квалификацию для оптимального осуществления образовательного процесса. Эффект обусловлен выделением средств на реализацию проекта пилотным территориям. Прогнозировать развитие и закрепление эффекта сложно, т.к. не ясна методика введения нормативного подушевого финансирования и формирования бюджета лицея в условиях развивающегося финансового кризиса. В случае благополучного разрешения ситуации в качестве планируемых действий можно предположить усиление роли стимулирующей части заработной платы, для чего необходимо совершенствовать методику  и  качественную характеристику показателей и критериев определения эффективности труда работников.

Описание успешной практики.

 

Новая система оплаты труда.

 

Существующая до вступления в эксперимент по реализации КПМО система оплаты труда основывалась на единой тарифной сетке и реальная работа учителя (например, подготовка к олимпиаде) никак не оплачивалась. В пределах категории все получали одинаковую зарплату: и отстающие, и передовые, и работающие с полной отдачей, и равнодушные. Оплата труда учителя по 9 разряду ЕТС (а с него начинают трудовую деятельность молодые специалисты) была небольшой, поэтому приток учительских кадров в последние годы был незначительным.

Переход на новую систему оплаты труда позволяет решить несколько задач:

- дифференцировать уровень оплаты труда в зависимости от качества труда, а, следовательно, повышать эффективность  педагогического труда;

- способствовать привлечению и закреплению молодых педагогических кадров;

- постепенно увеличивать роль стимулирующей части фонда оплаты труда по сравнению с базовой частью.

Проведена большая разъяснительная работа с педагогическим коллективом, произведен расчет базовой и компенсационной части фонда оплаты труда, определен порядок расчета стимулирующих выплат.

Отмечен безусловный рост средней заработной платы учителя. Риски введения НСОТ связаны с нестабильностью мирового финансового рынка,  возможностью завершения эксперимента, социальная напряженность как результат дифференциации зарплаты при недостаточной сформированности критериев.

Успешной реализации данной практики способствовало увеличение объемов финансирования образовательного учреждения.

Документы, отражающие содержание практики:

·               Положение о порядке распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников муниципального общеобразовательного учреждения лицея №12 Люберецкого муниципального района Московской области;

·               Приказ «Об утверждении Положения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работникам лицея №12» от 15.09.2007 г. №104;

·               Приказ «О создании рабочей комиссии для подготовки расчета размера выплат стимулирующего характера работникам лицея №12 с января по август 2008 г.» от 24.01.2008 г. №14;

·               Приказ «Об установлении ежемесячных выплат стимулирующего характера работникам лицея №12 по результатам их профессиональной деятельности с 01 января по 31 августа 2008 г.» от 08.02.2008 г. №16-к.

 

Ведение нормативно-подушевого финансирования.

 

С проектом введения методики  НПФ администрация лицея №12  ознакомлена.

С 2008 года проводится работа по соответствию нормативу численности обучающихся в классе. 1 и 10 классы набираются обязательно в количестве 25 и более человек, несмотря на то, что СанПиН предусматривает  наполняемость классов не более 25 человек. До настоящего времени нет обоснования этого норматива со всех точек зрения – педагогической, психологической, финансовой. Экономия финансов не должна стать важнее интересов ученика.

Документы, отражающие содержание практики:

·              Проект постановления Правительства Московской области «О методике расчета нормативов стоимости предоставления государственных услуг на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного)  общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, оказываемых за счет средств бюджета Московской области, в системе образования Московской области, применяемых при составлении прогноза консолидированного бюджета Московской области на соответствующий финансовый год».

 

Система оценки качества образования.

 

До вступления в эксперимент отметка, выставленная учителем, зачастую носила субъективный характер. Конечно, нормы оценки знаний по каждому предмету существуют и по сей день, однако каждый учитель интерпретирует эти нормы по-своему.

Введение СОКО нацелено не только на объективную  оценку знаний обучающегося, но и на учителя. Необходимо приучить учителя оценивать знания ученика реально. А для этого учитель должен работать над собой, чтобы продвигаться дальше и получать хорошие результаты.

В лицее разработана и постепенно внедряется система оценки качества образования. С учетом этой системы качество образования по результатам учебных четвертей повысилось.

Выпускники 11 классов в 2008 году сдавали ЕГЭ по русскому языку и математике (100%), по информатике и обществознанию (63%). По результатам ЕГЭ повысили итоговую оценку по русскому языку 44 % выпускников, подтвердили итоговую оценку 50 %,  понизили итоговую оценку 6%; по математике повысили итоговую оценку 19% выпускников, подтвердили – 56%, понизили итоговую оценку 25% выпускников 11 класса.

Девятиклассники (100%)  прошли государственную (итоговую) аттестацию по русскому языку и математике в новой форме. Повысили итоговую оценку по русскому языку 54 % выпускников 9 класса, подтвердили итоговую оценку 43 %, понизили – 3%; по математике повысили итоговую оценку 26% выпускников основной школы, подтвердили – 63%, понизили итоговую оценку 11% выпускников.

Риски, связанные с данной практикой:

с 2009 года выпускники 11 класса могут проходить государственную

(итоговую) аттестацию только в форме ЕГЭ.  Будет ли предоставлено право выбора экзамена по 12  предметам и возможность сдачи экзамена по технологиям ЕГЭ на территории Московской области?

Документы, отражающие содержание практики:

·               Положение о системе оценки качества образования в муниципальном общеобразовательном учреждении лицее №12 Люберецкого муниципального района Московской области;

·               Приказ «Об утверждении Положения о системе оценки качества образования» от 14.01.2008 г. №3;

·               Комплекс показателей и индикаторов СОКО муниципального общеобразовательного учреждения лицея №12 и методика их расчета;

·               Приказ «Об утверждении комплексов показателей и индикаторов СОКО и методики их расчета МОУ лицея №12» от 30.04.2008 г. №48.

 

Государственно-общественное управление.

 

       На смену родительскому комитету лицея в рамках КПМО пришел управляющий совет, наделенный комплексом полномочий и функций, которые закреплены Уставом лицея. В состав управляющего совета входит 19 человек. Большую часть составляют родители обучающихся и работники лицея. Новым в работе общественного органа стало участие в определении зарплаты работников лицея.

         В рамках данного направления выделяется риск формального отношения общественных управляющих к работе. В настоящее время идет сложный процесс адаптации деятельности управляющего совета.

         Публичный доклад директора лицея о состоянии и результатах деятельности за учебный год, размещенный на сайте лицея в сети Интернет, стал важным инструментом общественной экспертизы работы коллектива лицея в целом. Размещаемая еженедельно на сайте лицея информация делает более открытым учебно-воспитательный процесс для всех заинтересованных лиц.

Документы, отражающие содержание практики:

·         Положение о публичном докладе муниципального общеобразовательного учреждения лицея №12;

·         Регламент создания системы государственно-общественного распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников МОУ лицея №12;

·         Регламент  государственно-общественного распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников МОУ лицея №12;

·         Регламент  государственно-общественного мониторинга и оценки профессиональной деятельности работников МОУ лицея №12;

·         Приказ «Об утверждении Положения о публичном докладе лицея №12»  от 28.05.2007 г. № 66;

·         Приказ «Об утверждении Положения об управляющем совете» от 15.06.2007 г. №75/1;

·         Приказ «Об утверждении Регламента управляющего совета лицея №12» от 10.09.2007 г. №100;

·         Приказ «Об утверждении Регламента создания системы государственно-общественного распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работникам МОУ лицея №12» от 20.09.2007 г. №105;

·         Приказ «Об утверждении Регламента государственно-общественного распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работникам МОУ лицея №12» от 20.09.2007 г. №106;

·         Приказ «Об утверждении Регламента государственно-общественного мониторинга и оценки профессиональной деятельности работников МОУ лицея №12» от 20.09.2007 г. №107.

 

Развитие сети ОУ.

 

     До вступления в КПМО возможности для развития материально-технической базы лицея и капитального ремонта были крайне ограничены.

         В рамках реализации данного направления с целью обеспечения условий образования, отвечающих современным требованиям, выделены средства, позволившие провести ремонт здания и помещений лицея, частично обновить материально-техническую базу.

 

 

Директор                                                                                       Н.П. Соловьева

 

 

Исп. Боброва Е.Е.

тел. 559 76 35

 

Hosted by uCoz