Заместитель директора по НМ,

 учитель черчения

МОУ лицея №12

Боброва Е.Е.

 

Оценка. Отметка. Критерий.

 

            Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. Оценить – значит установить уровень, степень или качество чего-нибудь. Основываясь на данных контроля, оценка должна учитывать результативность всех видов деятельности ученика, характеризовать полноту и качество усвоения знаний, наличие общеучебных и специфических предметных навыков и умений. Количественным выражением оценки является отметка, выставляемая в цифрах или баллах.

         Школьники, а в первые годы обучения вместе с родителями, предпринимают героические усилия, чтобы улучшить или увеличить знания, умения и навыки и соответственно получать только хорошие, а лучше отличные отметки. Однако через некоторое время обнаруживается, что освоенные знания и школьные отметки – это две разные вещи, существующие как бы независимо одна от другой. Прежде всего нужно вспомнить, что по существующему официально установленному порядку школьная отметка обозначает прежде всего количество ошибок или неправильных действий учащегося. Неудовлетворительная отметка показывает, какую часть учебного материала ученик не освоил. Знания и умения соотносятся с учебной программой и оценивается та часть учебного материала, которую ученик должен был освоить в официально установленный – одинаковый для всех – интервал времени. Но дети разные и скорость освоения учебного материала у них различается. Если учащийся в установленный интервал времени не успевает полностью освоить учебную информацию, отметка констатирует именно неполноту знаний на данный момент, поскольку у массовой школы нет задачи «отслеживания» индивидуального процесса наращивания знаний и умений  и оценки его этапов.

         Если внимательно посмотреть не на одну отметку, а на индивидуальный ряд отметок любого учащегося, то он покажет, успевает ли ученик в установленные официально интервалы времени полностью осваивать предъявляемую к изучению часть учебного материала, то есть ряд хороших и отличных отметок свидетельствует, что скорость освоения им учебной информации и скорость предъявления учебной информации совпадают, а ряд неудовлетворительных отметок – что эти скорости не совпадают. Таким образом, чтобы обеспечить стандартный уровень образовательной подготовки каждому ребенку, нужно создать необходимые условия и учитывать индивидуальные образовательные возможности ученика. В современной  массовой щколе скорость предъявления учебного материала  -   важный момент, ради которого выстроена действующая система оценки результатов школьного обучения. По сути отметка фактически и непосредственно отслеживает, стимулирует своевременное освоение учебного материала. Она поощряет тех учащихся, которые успевают (слово привычное и точно употребляется). Интересно, что по результатам опроса среди учащихся 11 классов нашего лицея, который проводился Академией социального управления в октябре 2007 г., успевают (по собственным оценкам), т.е. учатся на «4» и «5» всего 20 чел. (из 68 чел. принявших участие в опросе), что составляет 29%; почти успевают, т.е. учатся на «4» и «3» - 41 чел. (41%), не успевают, т.е. учатся на «3» и «2» - 7 чел. (10%). Кроме вопроса «Как Вы учитесь?» интерес вызывают ответы на вопросы: «Почему Вы учитесь именно в этой школе?», «Что волнует Вас больше всего в настоящее время?». Вот результаты опроса (чел.( %)):

Вопрос 3 -  «Почему Вы учитесь именно в этой школе?»:  

 - в этой школе учатся дети из благополучных семей – 1 (1%)

 - здесь практически не бывает конфликтов – 8 (12%)

- это бесплатная школа – 6 (8%)

- эту школу выбрали родители – 57 (84%)

- здесь уважительно относятся к личности учащегося – 4 (6%) – следует отметить, что так ответили старшеклассники, обучающиеся на «3» и «2»

- из этой школы легче поступить в ВУЗ – 18 (26%)

- здесь учатся мои друзья – 22 (32%)

- другой школы в нашем населенном пункте нет – 1 (1%)

Один ученик ответил, что здесь дают нормальные знания.

Вопрос 7  -  «Что волнует Вас больше всего в настоящее время?» 

- собственный характер – 23 (34%)

- этнические конфликты в стране и мире – 5 (7%)

- отношения с другом, подругой – 21 (31%)

- рост преступности, терроризм – 5 (7%)

- собственная  учеба – 56 (82%)

- уровень культуры в обществе – 10 (15%)

- имущественное неравенство – 2 (3%)

- собственная внешность –  17 (25 %)

- отношения с родителями – 21 (31%)

- собственное здоровье – 32 (47%)

- политическая жизнь страны – 9 (13%)

- секс – 12 (18%)

- деньги, как стать богатым – 8 (12%)

- свобода совести, вероисповедания – 4 (6%)

- будущее трудоустройство – 43 (63%)

- экология – 4 (6%).

Приведенные данные по успеваемости в целом соответствуют общероссийским тенденциям (результаты социологических опросов 1996 – 2004 г.г.). Не случайно старшеклассников волнует больше всего учеба. Отметка для учащихся и родителей имеет статусное значение, неуспеваемость остро переживается, кроме того, накапливаются не изученные и не освоенные в срок и по разным причинам части учебного материала, требующие дополнительных затрат времени учащегося и денег родителей.

Для учащихся, не вписывающихся в нормативные сроки освоения учебных программ, государственными структурами управления образованием создаются классы коррекции, с выпускниками которых школы не знают что делать при действующих требованиях к результатам обучения. Иногда система образования попросту отворачивается от этой категории учащихся или начинает осуществлять отбор детей известными способами, а ученики постоянно остаются в категории успевающих «удовлетворительно», вовсе неуспевающих или вообще выпадают из системы образования.  А подавляющее большинство педагогов школ указывает на катастрофическое падение интереса учащихся к учебе.

         Не освоенные в срок части учебного материала начинают беспокоить учащихся перед выпускными экзаменами. Исследования показывают, что 25% выпускников занимаются дополнительно с целью наверстать упущенное. Около 6% семей специально нанимают репетитора, а многие (около 25%) не имеют такой возможности из-за отсутствия средств. При этом ни общественность, ни система образования не имеют реального представления о размерах перегрузки детей, последствий ее для здоровья учащихся.

         Учителю часто приходится использовать различные методики, способы, технологии оценивания работы ученика, несмотря на то, что в допущенных к использованию в работе программах по предмету четко прописаны нормы оценки ответа обучающегося. О различных способах оценки работы учащегося расскажет учитель географии и биологии высшей квалификационной категории Александрова Г.И.

       

         Отметочная система обучения в российских школах берет свое начало со времен Ломоносова. Основатель Московского университета считал, что надо знать успехи и прилежание каждого ученика, а для этого необходимо проводить учет знаний – отмечать ежедневно в клеточках против фамилии ученика первыми буквами слов итоги его учебной работы и поведения: «в.и.» - все исполнил, «н.у.» - не знал урока, «н.ч.у.» - не знал части урока, «б.б.» - был болен, «в.с.и.» - все исполнил с избытком. Эти своеобразные отметки полно и точно отражали уровень владения учащимися материалом. Но громоздкость формулировок не дала прижиться этой системе учета знаний.

         Первую попытку оценивать знания цифрами предпринял начальник Киевского учебного округа господин Барадке. Он установил наивысшие отметки по каждому предмету и классу. Иначе эти отметки назывались как «годное число баллов». Например, по закону божьему для первых четырех классов наивысшей была отметка 7, для трех последующих – 4. По русскому языку для первых трех классов – 10, в трех последующих – 9. Система позволяла в какой-то мере оценивать качество успеваемости, что, несомненно, явилось шагом вперед.

         Такие правила действовали до 29 января 1837 года, когда Министерство просвещения обнародовало временное на четыре года положение о пятибалльной системе оценки знаний, которое окончательно было утверждено в 1846 году. В учебные заведения была введена отметка, существующая и по сей день.

         После Октябрьской социалистической революции 1917 года встал вопрос о строительстве новой школы: свободной и демократичной, в связи с чем учащиеся получили большие права и свободы. Отметки в школах были отменены. Баллы запретили, но как учить детей без них не сказали. Начались усиленные поиски гуманистической системы обучения без отметок и экзаменов, но, к сожалению, эти поиски не привели к ожидаемым результатам. И поскольку система обучения, которую практиковали учителя, осталась неусовершенствованной, безотметочное обучение было обречено на неудачу. В школах начала падать успеваемость и ухудшаться дисциплина.

         В 1933 году в школу вернулись экзамены, а в 1935 году появились словесные отметки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо», «очень плохо». С 1944 года знания стали оценивать цифрами по пятибалльной системе от единицы до пяти, как в старые дореволюционные времена. И вот сегодня Россия имеет сложившуюся систему, в которой процесс учения стимулируется исключительно проверкой и оценкой знаний.

         За столько лет существования у этой системы накопилось больше минусов, чем плюсов. Это сегодня знают все, однако избавиться от отметок в одночасье никто не может. Традиционность и живучесть пятибалльной системы оценивания впечатляет. Использование ее мы видим не только в школьной среде.

         На самом деле современная система оценки уже давно не пятибалльная. В процессе обучения педагоги, родители, учащиеся воспринимают «5» и «4» как действительно некоторые позитивные оценки деятельности, «3» - как формальный ноль, «2» и «1» - как оценки отрицательные.

         И все-таки пятибалльная система отметок, применяемая до настоящего времени, играет определенную положительную роль в качестве своеобразного стандарта. Эталоны, сравнение и мера – основа нашего бытия. Наш мир – это набор сравнений с некоторыми первозданными принципами. Оценка учебной деятельности – незначительный частный случай этого вселенского процесса.

Вместе с тем проявляются негативные стороны. Например, допускаются факты завышения или занижения отметок. Завышение является следствием проявления либерализма учителей, занижение вызывает утрату интереса школьника к учению и веры в свои силы и возможности. Особенно сложной в практике применения пятибалльной системы является проблема двойки.  Двойка психологически травмирует учащегося, вызывает отрицательные эмоции. Морализация и нотации, которыми сопровождается выставление двойки, лишь ухудшают положение, так как приводят к образованию у ученика определенного смыслового барьера, вследствие которого действия учителя не достигают цели, а ученик приходит к сознанию своей неполноценности. Проблема двойки состоит и в том, что учителя в некоторых случаях используют ее в качестве средства борьбы с нарушениями дисциплины, правил поведения и т.п. Двойку выставляют за отсутствие тетради, дневника, спортивной формы, за факт невыполнения домашнего задания и т.п.

Большую опасность представляет так называемая инерция отметок, т.е. когда отличника нельзя оценить плохим баллом, а слабоуспевающий ученик не может получить отличную оценку, хотя он ее объективно заслуживает. Абсолютно ненормальным, социально опасным является использование отметки в качестве способа отражения личных отношений учителя к учащемуся.

         Еще в 2003 году Министерством образования РФ опубликовано письмо  №01-51-012ин «О разработке многобалльной системы оценки знаний», где отмечается, что разработка и внедрение новой системы оценок знаний учащихся относится к числу проблем, требующих срочного решения, и данную проблему нужно рассматривать в совокупности со следующими вопросами: содержание образования (чему и в каком объеме учить), педагогические технологии (как учить и воспитывать), оценка качества знаний (как оценивать знания ученика). После всестороннего обсуждения, апробации в ряде школ, внедрение, при необходимости, в практику работы школы новой системы оценок будет возможно после проведения соответствующей подготовительной работы не ранее, чем через 2-3 года.

 

         Педагогика прошла через подобные эксперименты и убедилась, что нужны не отмены и запреты, необходимы новые предложения. Например, российские педагоги предлагают заменить обычные отметки на «педагогические оценки». Педагогическая оценка есть выражение отношения достигнутого уровня знаний, умений и навыков к тому,  которым ученик должен овладеть. Понятие «педагогическая оценка» несовместима с понятием «оценка знаний» в значении «сколько стоит». Последняя выступает как средство внешнего давления, поощрения и наказания. Первая стимулирует получение знаний, способствует установлению дружественных и деловых отношений между учителем и учеником, повышается ответственность учащихся.

         Таким образом, вполне возможен вопрос, а нужна ли отметка, если школа поставит все-таки перед собой задачу отслеживать, т.е. измерять и оценивать не полноту освоения учебного материала в отведенные сроки, а индивидуальный уровень знаний и умений учащегося на разных этапах обучения? Измерять и оценивать прежде всего достаточность их для перехода к следующему этапу обучения, к следующему тематическому циклу или иной части учебного материала. Существует методика безотметочного обучения в начальной школе. У нас в лицее данная методика не используется, однако согласно письма Министерства образования РФ от 25.09.2000 г. №2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» в первых классах и первой четверти второго класса отметочное оценивание не используется.  

         И все-таки не оценивать нельзя. При отсутствии внешнего оценивания человек будет переходить к самооценке. При отсутствии объективной системы оценивания будет пользоваться субъективной. Образовательный процесс, как многоуровневая система развития человека, не может и не откажется от оценивания. Хотя бы для того, чтобы осознать последствия. Разработчики новых систем оценивания учебных достижений склоняются к выводу, что в рамках современной структуры содержания образования объективная система оценивания существовать не может. Отсюда два пути  решения проблемы оценки: либо изменить структуру содержания системы образования, либо выделить «ключевые» элементы содержания, измерение которых достаточно для получения необходимого результата. Простейшим эталоном в предметах является безошибочность. В условиях письменной работы присутствие ошибок легко оценить. Сложность вызывает оценивание устного ответа (не потому ли традиционная форма сдачи экзаменов с 2009 года заменяется  формой ЕГЭ?). Ведется разработка  сложной, дифференцированной системы оценивания устного ответа, требования будут четкими, критерии доступными и понятными, и тогда учитель всегда будет готов ответить на вопрос ученика «А почему мне поставили 3 (2,4)?»

 

В настоящее время проводится  модернизация системы образования, осуществляется ее переход на отраслевые нормативы финансирования пока в порядке эксперимента (участвует 21 регион РФ, в следующем году еще 12 регионов) и остро встает вопрос о выработке системы оценки качества образования. Создана модель системы оценки качества образования Московской области. Разрабатывается модель системы оценки качества образования Люберецкого муниципального района. К середине ноября текущего года должна быть в основном разработана модель системы оценки качества образования в лицее №12.

Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Цели создания системы оценки качества образования: повышение объективности контроля и оценки учебных достижений обучаемых, обеспечение сопоставимости результатов массового тестирования для выявления сильных и слабых сторон различных образовательных программ и технологий обучения, определение результативности образовательного процесса и качества учебных программ путем сравнения с нормами  и требованиями стандартов, внедрение в практику инновационных технологий обучения и развития школьников, подготовка выпускников к процедурам независимого тестирования, в том числе к ЕГЭ.

Система оценки качества образования в лицее будет складываться из блоков показателей или критериев качества процесса и результата.

Показатели качества процесса:

- кадры

- материально-техническое обеспечение

- инновационная деятельность

- комфортность обучения

- состояние здоровья

- воспитательная работа

- доступность образования

- питание

- дополнительное образование

- финансы

Показатели результата:

1 – внешняя оценка

-   результаты независимой оценки выпускников средней школы (ЕГЭ)

- результаты независимой аттестации девятиклассников (новая форма или независимое тестирование по русскому языку и математике)

-   результаты независимого тестирования выпускников начальной школы

-  доля выпускников, получивших неудовлетворительные оценки по результатам ЕГЭ по русскому языку и математике

- доля выпускников, подтвердивших и повысивших оценки («4» и «5») по результатам ЕГЭ по русскому языку и математике

-   количество участников и победителей олимпиад

2 – внутренняя оценка

- качество обучения (доля учащихся, имеющих «4» и «5»)

- доля учащихся 9 классов, получивших документ об образовании

- доля учащихся, получивших документ об образовании особого образца

- доля учащихся 11 классов, получивших документ об образовании

- доля учащихся 11 классов, получивших документ об образовании особого образца

По каждому показателю проводится балльная оценка качества работы.

 

Комплексная модернизация системы образования затрагивает все стороны функционирования системы образования. Система оценки качества образования неразрывно связана с введением новой системы оплаты труда работников образования, с распределением стимулирующей части фонда оплаты труда. Качественные характеристики образовательного процесса положены в основу разработки критериев распределения стимулирующей части фонда оплаты труда. Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило суждения, оценки.

На августовском педсовете подробно обсуждался вопрос введения НСОТ, но на тот момент положение о выплатах стимулирующего характера работникам лицея было не доработано. В свете модернизации  большое значение придается государственно-общественному характеру управления системой образования.  Подлежит оценке не только учебно-познавательная деятельность учащихся, но и деятельность педагога и в целом образовательного учреждения,  причем не только учащимися, но и родителями.

Подводя итог  вышесказанному, необходимо наметить задачи на ближайшую перспективу:

- в ожидании внедрения новой системы оценивания результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся, при действующей пятибалльной системе стремиться не к констатации факта «успевания», а стараться отслеживать индивидуальный процесс наращивания знаний, умений, навыков;

- уделить внимание индивидуальной дополнительной работе с учащимися, имеющими «3», «2» - это один из критериев оценки труда учителя по новой системе оплаты труда;

- принять меры к усилению заинтересованности учащихся в изучении школьных предметов; обратить внимание на учащихся, имеющих положительную мотивацию к учению, привлекать их к исследовательской, проектной деятельности, готовить к участию в конкурсах, олимпиадах;

- повысить объективность контроля и оценки учебных достижений обучающихся.

 

 

Hosted by uCoz