Заместитель директора
по НМР МОУ лицея №12,
учитель черчения Боброва
Е.Е.
Глобальные изменения в информационной,
коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества
требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних
ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Технология классно-урочной
системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой
передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Происходящие в
современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов
образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием
личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных
полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать
задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной
деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на
формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять
знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия,
эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть
открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого
внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения
образовательной деятельности.
Этим обусловлено введение в
образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на
основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Особое
внимание уделяется работе педагогов образовательных учреждений с повышенным
содержанием образования, которым является наш лицей.
Исследовательская деятельность
обучающихся - деятельность, связанная с решением учащимися
творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для
иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных
этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из
принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной
данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими,
сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий,
собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных
или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка
является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее
проведения.
Проектная деятельность
обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая
или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы,
способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о
конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции,
определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности,
создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и
реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов
деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность -
деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая
выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода
исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости
исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой
исследования.
Главным смыслом исследования в
сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности,
а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в
науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель
исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка
исследования как универсального способа освоения действительности, развитии
способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции
учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых
знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно
значимыми для конкретного учащегося).
В типичной образовательной ситуации,
которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется
стандартная позиционная схема «учитель» - «ученик». Первый транслирует знания,
второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной
схемы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с
реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной
доски - явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в
готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной
ситуации. В развитии исследовательской деятельности учащихся в России имеются
давние традиции. Так, во многих регионах создавались и функционировали
юношеские научно-технические общества и малые академии наук. В современных
условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей,
значение термина «исследовательская деятельность учащихся» понимается как инструмент
повышения качества образования.
Несколько слов о специфике
реализации исследовательских задач в школьном обучении. Важные ограничения накладывают на тематику,
характер и объем исследований требования возрастной психологии. Например, для
юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень,
несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному
анализу, слабая концентрация внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация,
которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему
образованию и развитию, которые являются, безусловно, главной задачей в этом
возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из
науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Такие задачи
должны удовлетворять определенным требованиям, связанными с общими принципами
проектирования исследовательских задач учащихся в различных областях знаний.
Остановимся кратко на классификации
творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук. Анализ
представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их
типы:
Проблемно-реферативные -
творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников,
предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого
собственную трактовку поставленной проблемы.
Экспериментальные -
творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в
науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер,
предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости
от изменения исходных условий.
Натуралистические и
описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо
явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью
является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей
натуралистических работ являются работы общественно-экологической
направленности.
Исследовательские - творческие
работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики,
имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный
материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере
исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата,
который могут дать исследования.
Для каждого участника образовательного
процесса актуально расставить свои акценты при планировании и организации проектно-исследовательской
деятельности обучающихся. Например,
учителю нужно знать:
■ Как
согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняется
учебный проект или исследование, как подобрать учебные проекты и исследования,
соответствующие специфике школы, особенностям класса, задачам УВП, как
выстроить серию проектов или исследований одного обучающегося для последовательного
формирования специфических умений и навыков проектной и исследовательской
деятельности – вместе с завучем.
■ Как
составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается проектная
или исследовательская деятельность обучающихся?
■ Как
подготовить обучающихся к работе над учебным проектом или исследованием?
■ Как
адаптировать известный учебный проект или исследование к особенностям своего
класса, учреждения образования и условиям имеющегося обеспечения?
■ Как
разработать учебный проект или исследование?
■ Как
оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного
проекта или исследования?
■ Как
осуществить учебный проект или исследование. Какие формы образовательной
деятельности применять?
■ С кем
консультироваться по вопросам содержания проектной исследовательской
деятельности?
Самое решающее звено этой новации -
учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском
обучении. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель
превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению
проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и
нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет
выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить
вдохновение творчества, превратить
образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную
созидательную творческую работу. Для такой работы учителю самому необходимо
быть творческой личностью. Творческий ли вы человек? На этот вопрос нам поможет
ответить тест, который предлагается вашему вниманию. ТЕСТ.
Учебный проект или исследование с точки
зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия
своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя
индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания,
принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность,
направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими
учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ
решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное
значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект или исследование с точки
зрения учителя - это интегративное дидактическое средство
развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать
специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а
именно учить:
■ проблематизации (рассмотрению проблемного поля
и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач,
вытекающих из этой проблемы);
■ целеполаганию и планированию содержательной
деятельности ученика;
■ самоанализу и рефлексии (результативности и
успешности решения проблемы проекта);
■ представлению результатов своей деятельности и
хода работы;
■ презентации в различных формах, с
использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета,
плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео,
аудио и сценических представлений и др.);
■ поиску и отбору актуальной информации и
усвоению необходимого знания;
■ практическому применению школьных знаний в
различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
■ выбору, освоению и использованию подходящей
технологии изготовления продукта проектирования;
■ проведению исследования (анализу, синтезу,
выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Овладение самостоятельной
проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном
учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы
на всех ступенях образования.
Для обучающихся в начальной
школе при организации учебного
исследования необходимо учитывать
возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного
возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных
предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования,
обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в
области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего
развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно
ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными
уроками.
Важно при этом ставить вместе с
детьми учебные цели по овладению
приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями.
Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии,
прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми
источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую
общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов
и руководителей). Наряду с формированием умений по отдельным элементам
проектной и исследовательской деятельности у обучающихся на традиционных
занятиях начиная со 2 класса (таких как: целеполагание, формулирование
вопросов, рефлексия, планирование действий и так далее) возможно проведение в
3-ем классе во 2-ом полугодии одного проекта или исследования, в 4-ом - двух
проектов или исследований. Если позволяют ресурсы учебного времени, проектную и
исследовательскую деятельность можно организовывать в урочное время, но при
условии личностно мотивированного включения ребёнка в работу.
В основной школе в
соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь проектную
или исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в
групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора
индивидуальной формы работы.
Темы детских
работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной,
внепредметной), проблемы - близкие пониманию и волнующие подростков в
личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый
результат должен быть социально и практически значимым.
В старшей школе формирование надлежащего уровня компетентности в
проектной и исследовательской деятельности (то есть самостоятельное
практическое владение технологией проектирования и исследования) должно
достигаться к концу 10 класса.
Темы и
проблемы проектных и исследовательских работ
подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого
обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны
индивидуальные или мини групповые формы работы. Начинать работу над
исследованием в 11 классе не рекомендуется. Выполнение проектов или
исследований в выпускном классе может быть как отдельные случаи выдающихся
успехов одаренных обучающихся либо завершение начатой в предыдущие учебные года
работы.
Итак, приступая к работе важно
помнить, что задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту
и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся - интерес к работе и
посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить
заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием - мотивацию,
которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной
деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически
грамотно сделать погружение в проект или исследование, заинтересовать
проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются
заложенные в проектную и исследовательскую деятельность мотивационные
механизмы.
Кратко остановимся на следующих
элементах проектной и исследовательской деятельности, которые необходимо формировать в
процессе работы над проектом или исследованием и вне её:
мыследеятельностные:
выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и
формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы),
формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода,
пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
презентационные:
построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и
форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов
наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
коммуникативные:
слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс,
взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
поисковые:
находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет,
формулирование ключевых слов;
информационные:
структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации,
представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
проведение
инструментального эксперимента: организация рабочего места,
подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов
(реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента,
измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Особенного
внимания требует оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или
исследования.
При оценке успешности обучающегося в
проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для
него является общественное признание состоятельности (успешности,
результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых
результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и
исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием
соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:
■ степень
самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
■ степень включённости в
групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
■
практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
■ количество новой
информации, использованной для выполнения проекта;
■ степень осмысления
использованной информации;
■ уровень сложности и
степень владения использованными методиками;
■ оригинальность идеи,
способа решения проблемы;
■
осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
■ уровень организации и
проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения
объектами наглядности;
■
владение рефлексией;
■
творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
■
социальное и прикладное значение полученных результатов.