Заместитель директора

по НМР МОУ лицея №12,

учитель черчения Боброва Е.Е.

Подпись: Развитие личностных возможностей обучающихся через проектную
и исследовательскую деятельность

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методиче­ских, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Про­исходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых спо­собов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развити­ем личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информацион­ных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самооп­ределения, повседневной жизни. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и приме­нять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образователь­ный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учрежде­ний методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучаю­щихся. Особое внимание  уделяется работе педагогов  образовательных учреждений с повы­шенным содержанием образования, которым является наш лицей.

Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность, связан­ная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов при­роды) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в науч­ной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и прак­тическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естест­венных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, твор­ческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Не­пременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка кон­цепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятель­ности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение прин­ципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых резуль­татов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способно­сти к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в об­разовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоя­тельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет харак­тер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» - «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработан­ной классно-урочной схемы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для класс­ной доски - явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в гото­вые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. В развитии исследовательской деятельности учащихся в России имеются давние традиции. Так, во многих регионах создавались и функционировали юношеские научно-технические общества и малые академии наук. В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» понимается как инструмент повышения качества образо­вания.

Несколько слов о специфике реализации исследовательских задач в школьном обучении. Важные огра­ничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Например, для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятель­ному анализу, слабая концентрация внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализа­ция, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему об­разованию и развитию, которые являются, безусловно, главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Такие задачи должны удовлетворять опреде­ленным требованиям, связанными с общими принципами проектирования исследователь­ских задач учащихся в различных областях знаний.

Остановимся кратко на классификации творческих работ учащихся в области естественных и гумани­тарных наук. Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выде­лить следующие их типы:

Проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения экспе­римента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстратив­ный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зави­симости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные - творческие работы, направленные на наблю­дение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Од­ной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности.

Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с науч­ной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характе­ре исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность ре­зультата, который могут дать исследования.

Для каждого участника образовательного процесса актуально расставить свои акценты при планировании и организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Например,

учителю нужно знать:

Как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняет­ся учебный проект или исследование, как подобрать учебные проекты и исследования, соответствующие специфике шко­лы, особенностям класса, задачам УВП, как выстроить серию проектов или исследований одного обучающегося для последо­вательного формирования специфических умений и навыков проектной и исследователь­ской деятельности – вместе с завучем.

Как составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается про­ектная или исследовательская деятельность обучающихся?

Как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом или исследованием?

Как адаптировать известный учебный проект или исследование к особенностям сво­его класса, учреждения образования и условиям имеющегося обеспечения?

Как разработать учебный проект или исследование?

Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта или исследования?

Как осуществить учебный проект или исследование. Какие формы образовательной деятельности применять?

С кем консультироваться по вопросам содержания проектной исследовательской деятельности?

Самое решающее звено этой новации - учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием по­зволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить  образовательный процесс из скучной прину­диловки в результативную созидательную творческую работу. Для такой работы учителю самому необходимо быть творческой личностью. Творческий ли вы человек? На этот вопрос нам поможет ответить тест, который предлагается вашему вниманию. ТЕСТ.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося - это возмож­ность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направлен­ная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, ин­тересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя - это интегративное ди­дактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

 проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, фор­мулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

 целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

 самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы про­екта);

 представлению результатов своей деятельности и хода работы;

 презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

 поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

 практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

 выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

 проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучаю­щимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Для обучающихся в начальной школе при организации учебного исследования  необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесооб­разно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

Важно при этом ставить вместе с детьми  учебные цели по овладению приёмами про­ектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе рабо­ты над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с раз­личными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей). Наряду с формированием умений по отдельным элементам проектной и исследова­тельской деятельности у обучающихся на традиционных занятиях начиная со 2 класса (та­ких как: целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий и так далее) возможно проведение в 3-ем классе во 2-ом полугодии одного проекта или ис­следования, в 4-ом - двух проектов или исследований. Если позволяют ресурсы учебного времени, проектную и исследовательскую деятельность можно организовывать в урочное время, но при условии личностно мотивированного включения ребёнка в работу.

В основной школе в соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь проектную или исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возмож­ности ученика выбора индивидуальной формы работы.

Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы - близкие пониманию и волнующие подрост­ков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.

В старшей школе формирование надлежащего уровня компетентности в проектной и исследовательской деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией проектирования и исследования) должно достигаться к концу 10 класса.

Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Начинать работу над исследованием в 11 классе не рекомендуется. Выполнение проектов или исследований в выпускном классе может быть как отдельные случаи выдающихся успехов одаренных обучающихся либо завершение начатой в предыдущие учебные года работы.

Итак, приступая к работе важ­но помнить, что задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся - интерес к работе и посильность во мно­гом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в ра­боте над проектом или исследованием - мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект или исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную и исследовательскую деятельность мотивационные механизмы.

Кратко остановимся на следующих элементах проектной и исследовательской деятельности, которые необходимо фор­мировать в процессе работы над проектом или исследованием и вне её:

мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск ги­потезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или мето­да, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изго­товление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

    коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и пере­дача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмыс­ление полученных результатов.

Особенного внимания требует оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования.

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо пони­мать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятель­ности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень дос­тигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:

степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;

количество новой информации, использованной для выполнения проекта;

степень осмысления использованной информации;

уровень сложности и степень владения использованными методиками;

оригинальность идеи, способа решения проблемы;

осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного от­чёта, обеспечения объектами наглядности;

владение рефлексией;

творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

социальное и прикладное значение полученных результатов.

 

Hosted by uCoz