Боброва Е.Е.,

заместитель директора по НМР

МОУ лицея №12

 

От регионального комплексного проекта модернизации образования к новой образовательной инициативе «Наша новая школа»

 

В соответствии с программой модернизации Российского образования с 2006 года в Московской области реализуется комплексный проект модернизации образования (РКПМО) в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В течение трех лет в образовательных учреждениях региона  проходят апробацию новые механизмы организации образовательной деятельности. Лицей №12 вступил в реализацию РКПМО в качестве тьюторской площадки в числе первых учреждений района. Приказом директора лицея был утвержден состав стратегической команды для реализации проекта. Суть вводимых изменений мы не раз обсуждали  на тематических педсоветах. Сегодня необходимо подвести итоги участия в реализации РКПМО, оценить «конечный продукт» проекта, а затем обсудить основные положения национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,  тезисы которой обсуждались на мартовском педагогическом совете в 2008 г.

Итак, подведем итоги реализации РКПМО в лицее №12 по основным направлениям.  

Первое направление – введение новой системы оплаты труда. В настоящее время заработная плата работников образования Московской области состоит из базовой и стимулирующей частей. Базовая часть основывается на нагрузке учителя и зависит от уровня образования, стажа работы, наличия квалификационной категории и является гарантированной частью заработной платы независимо от результатов труда. В состав базовой части заработной платы входят компенсационные выплаты за проверку тетрадей, классное руководство, заведывание кабинетом, руководство методическим объединением,  вредность.  Выплаты  компенсационного характера к должностному окладу утверждены Положением о порядке установления доплат и надбавок компенсационного характера работникам лицея. Стимулирующая часть заработной платы зависит от качества нашей работы. Размеры стимулирующих выплат к 2009 году должны были составить большую часть  размера заработной платы работника. На размер стимулирующих выплат влияет рейтинг учреждения в районе – он определяется на основе показателей деятельности лицея и в виде отчета направляется дважды за учебный год в вышестоящие органы управления образованием, а также результаты деятельности каждого работника в полугодии, которая оценивается на основании критериев и показателей, которые разработаны и утверждены Положением  о порядке распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников лицея,  основанием для оценки служат отчеты учителя-предметника, которые требует каждую четверть учебная часть. Самым весомым критерием является качество образования. Другие критерии учитывают систему работы со слабоуспевающими и одаренными детьми, участие в профессиональных конкурсах, результаты переводных и выпускных экзаменов, другие показатели. К сожалению, в последний год стимулирующая часть заработной платы выплачивается с задержкой, нерегулярно, но все же выплачивается. Стимулирующие выплаты за работу во втором полугодии 2009-2010 учебного года составляют всего 4% от ФОТ. Запланированный показатель соотношения базовой и стимулирующей частей заработной платы не выполнен. Однако, если проследить динамику изменений заработной платы учителя в среднем по лицею,  то в 2007 г. фонд оплаты труда педагогических работников с учетом всех выплат (не включая премии попечительского совета) в год составил 14749,7 тыс. руб., в 2008 г.- 23214,5 тыс. руб., в 2009 г.- 30465,17 тыс.руб.; в пересчете на одного педагогического работника в 2007 г. – 223,48 тыс.руб, в 2008 г. – 380,56 тыс.руб., в 2009 г. 468,7 тыс.руб. в год; среднемесячная заработная плата педагогического работника в лицее с учетом всех выплат составила в 2007 г. 18623 руб., в 2008 г. – 31713 руб., в 2009 г. – 39057 руб. Статистические данные показывают, что заработная плата педагогов выросла более чем в два раза, при этом запланированное значение на 2009 год – 60%.

Второе направление – переход на нормативное подушевое финансирование (НПФ) образовательных учреждений, когда «деньги следуют за учеником». До настоящего времени переход не осуществлен. Пилотным МОУ, где отрабатывается это направление реализации РКПМО, является школа №7. Результаты работы по введению НПФ были представлены директором этой школы на августовской конференции педагогических работников Люберецкого муниципального района. Однако, каждое образовательное учреждение формирует муниципальный заказ органам исполнительной власти, где основным показателем для расчета финансирования является число обучающихся, а новая образовательная инициатива, о которой я буду говорить далее, предполагает завершение перехода на НПФ в ближайшие три года.В

Третье направление – развитие системы оценки качества образования. В первую очередь в рамках реализации этого направления необходимо отметить введение независимой оценки результатов обучения с помощью единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственную итоговую аттестацию (ГИА) выпускников 9-х классов в новой форме. Работа в этом направлении осуществлялась поэтапно в строгом соответствии с намеченными показателями. Важными показателями  являются:

- количество учебных предметов, по которым можно сдавать ЕГЭ – показатель увеличился с 9 в 2007 году до 12 в 2010 г.; количество выпускников, сдающих ЕГЭ – значение данного показателя было актуальным до 2009 года. С 2009 г. ЕГЭ стал единственной формой итоговой аттестации выпускников средней школы, закрепленной законом «Об образовании» и 100% выпускников средней школы сдают экзамен в форме ЕГЭ; количество выпускников, сдающих ЕГЭ по 3 и более предметам: в лицее в 2008 г. составляло 94%,  2009 г. – 98%, 2010 г. – 100%; количество выпускников, проходящих ГИА за курс основного общего образования в новой форме по русскому языку и математике: с 2008 года все выпускники 9 классов лицея проходят аттестацию по этим предметам в новой форме, по остальным – в традиционной, в форме письменного или устного экзамена, в 2011 году  все экзамены за курс основной школы выпускники будут сдавать в новой форме, обсуждается информация о том, что третьим обязательным экзаменом будет обществознание. Выпускникам 2011 года необходимо серьезно готовиться к ГИА, т.к. нельзя сдавать экзамен по физической культуре, ОБЖ, технологии – контрольно-измерительные материалы по этим предметам не разрабатываются. По остальным предметам учебного плана уже опубликованы демоверсии 2011 года, с ними можно и нужно работать.

Четвертое направление – развитие сети образовательных учреждений в целях обеспечения условий для получения качественного образования независимо от места жительства. Здесь на первом месте – обеспечение современных требований к условиям образовательного процесса, высокоскоростной доступ к сети Интернет, укомплектованность педагогическими кадрами, а также средняя наполняемость классов, возможность организации профильных классов на старшей ступени образования. В рамках реализации этого направления в лицей поступили: пакет свободного программного обеспечения (набор компьютерных программ, с помощью которых можно обучать, оформлять различные отчеты, справки, составлять расписание, презентации, др.), мобильный компьютерный класс (к сожалению, был похищен), мультимедийное оборудование, были освоены средства на ремонт столовой, актового зала и много еще чего. Нетрудно заметить, что за последние четыре года  материально-техническая база лицея значительно обновилась, условия обучения стали комфортными, жаль, что обучающиеся этого не ценят и варварски относятся к оборудованию. Важным показателем является средняя наполняемость классов. Число обучающихся в 1-11 классах на 1 сентября: 2007 год – 985 чел.; 2008 год – 1047 чел., 2009 год – 1113 чел., 2010 год – 1100 чел. Средняя наполняемость классов: 2007 год – 25,5, 2008 год – 25,5, 2009 год – 26,5, 2010 год – 26,2. Вызывает опасение сокращение числа обучающихся в старшей школе: 2007 год – 139 чел. (71 чел. выпускники), 2008 год – 127 чел. (68 чел.), 2009 год – 98 чел. (66 чел.), 2010 год – 93 чел. (51 чел.), в настоящее время в старшей школе обучается 92 чел, из них  42 - выпускники. Количественный показатель по наполняемости старшей ступени образования (62,4 чел.)  выполнен, но необходимо серьезно задуматься и принять меры к  сохранению контингента обучающихся. В лицее полностью осуществлен переход на базисный учебный план 2004 г. В 9 классе реализуется программа предпрофильного обучения, на старшей ступени образования функционируют профильные классы. Большая часть времени отводится изучению профильных предметов и подготовке к ЕГЭ – эти обстоятельства необходимо учитывать и корректировать рабочую программу по предмету, учитывая индивидуальные особенности усвоения программного материала, выбор предметов для прохождения государственной итоговой аттестации.  

По оценке специалистов Министерства образования Московской области  сеть образовательных учреждений в районе сбалансирована – есть все виды образовательных учреждений, обучающиеся и родители могут  выбирать образовательное учреждение независимо от места жительства. Но в последние годы все острее встает проблема обеспеченности педагогическими кадрами системы образования Люберецкого района. Практически каждое образовательное учреждение испытывает нехватку тех или иных специалистов. Главная причина – в близком соседстве с Москвой и развернувшимся масштабным строительством новых московских микрорайонов. В этом учебном году  до сих пор остается незакрытой вакансия физики – уроки проводятся учителями-совместителями, но хотелось бы иметь штатного учителя. Для лицея проблема вакансии физики актуальна потому, что в Люберецком районе больше нет учреждений, открывающих классы физико-математического профиля, наши учителя, работающие в профильных классах, обеспечивают высокий уровень подготовки выпускников. Хотелось бы сохранить физико-математическое направление. Но если профилирующие предметы в 7-9 классах ведутся не в полном объеме, это отражается в дальнейшем на качестве образования, ведет к перегрузкам обучающихся на старшей ступени.

Пятое направление – расширение общественного участия в управлении образованием. Реализация этого направления связана с закреплением в Уставе лицея нового органа – Управляющего совета, в состав которого входят представители администрации, педагоги, родители и учащиеся старших классов, всего 19 человек. Управляющий совет наделен большими полномочиями – принимает участие во всех процессах, помогает решать проблемы, а главное согласовывает размер стимулирующих выплат каждому работнику лицея. К сожалению, в последнее время заседания совета проводятся нерегулярно, но документация ведется, состав совета ежегодно изменяется и утверждается. С 2006 года функционирует сайт лицея в сети Интернет, обновляемый не реже одного раза в две недели, ежегодно публикуется  на сайте доклад директора лицея о результатах деятельности в прошедшем учебном году. Присутствие общественных наблюдателей в пунктах проведения итоговой аттестации выпускников 11 и 9 классов, участие общественных экспертов в процедурах лицензирования и аккредитации общеобразовательных учреждений  – результат реализации пятого направления РКПМО.

Шестое направление - организационное обеспечение реализации РКПМО. Большое внимание уделяется подготовке управленческих кадров: администрация в полном составе за три года прошла обучение в Академии социального управления, Московском государственном областном университете, педагогической академии последипломного образования по темам, связанным с проектным и стратегическим управлением, менеджментом в образовании. Мониторинг реализации РКПМО и подготовка информационно-аналитических материалов о ходе РКПМО – это самый трудоемкий  и затратный по времени процесс успешно осуществляется оператором электронного мониторинга и его помощником, отчеты по всем направлениям составляются вовремя и отправляются региональному оператору.

Одновременно с реализацией  РКПМО (региональный уровень) в течение трех лет  за счет федерального бюджета осуществлялась:

- государственная поддержка ВУЗов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы; лучшим школам выделялся гранд в один миллион рублей;

- поддержка лучших учителей; в период с 2007 по 2009 г.г. гранда Президента РФ (победитель федерального уровня) удостоен 1 педагог, Губернатора Московской области (победитель регионального уровня) - 2 педагога.

- информатизация образования; поставлено оборудование «Школьный технопарк: химия и биология», предметные кабинеты;

- поддержка талантливой молодежи; в рамках этого направления выделяются стипендии федерального, регионального, муниципального уровней. Стипендиатами Главы района стали Инфлянскас Роман, Шатеева Галина,  заявлены на присуждение премии Губернатора Московской области Файншмидт Роман, Дмуховская Юлия;

- поддержка системы воспитания школьников - именно в рамках этого направления выплачивается вознаграждение за классное руководство в размере одной тысячи рублей.

            Мы рассмотрели результаты участия в реализации  проектов, направленных на поддержку и модернизацию системы общего образования очень кратко. Следует отметить, что Президент РФ Д.А. Медведев высоко оценил значение региональных проектов, отметив, что работа по направлениям, где запланированные показатели не достигнуты, должна быть продолжена и завершена в ближайшие три года – напомню, что это переход на НПФ, изменение соотношения базовой и стимулирующей частей в заработной плате учителя.

 04 февраля 2010 г. Президент Российской Федерации утвердил национальную образовательную инициативу "Наша новая школа", где подтверждается путь модернизации и инновационного развития общества, а школа  является «критически важным элементом в этом процессе». Задачи школы -  раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека, личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Цитата: «Новая школа – это школа будущего, соответствующая целям опережающего развития, где ученики будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие задания. Новая школа – это школа для всех. Новая школа – это новые учителя, открытые всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития личности ученика, хорошо знающие свой предмет. Новая школа – это центр взаимодействия с родителями и местным сообществом. Новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом».

Основные направления развития общего образования, отмеченные в этом документе:

-  переход на новые образовательные стандарты;

в настоящее время в Люберецком муниципальном районе на базе школ №6 и 55 проходят апробацию новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального образования, переход всех ОУ планируется с 1 сентября 2011 года, если к этому времени закончится переоборудование кабинетов начальной школы, оснащение современной компьютерной техникой; ведется разработка и апробация стандартов основного общего образования. Результатом образования должны стать не знания по конкретным дисциплинам, а умение применять эти знания в различных условиях, в повседневной жизни, для дальнейшего обучения, а чтобы работа по стандартам была эффективной, нужно развивать систему оценки качества образования. Цитата:  «Уже в 2010 году планируется ввести новые требования к качеству образования, расширив список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Единый государственный экзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования. Кроме того, мы введём мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций и способностей. Программы обучения старшеклассников будут увязаны с дальнейшим выбором специальности». Действительно, многие образовательные учреждения уже приняли технологию создания портфолио ученика, результаты итоговой аттестации девятиклассников по русскому языку и математике являются одним из критериев приема в 10 профильные классы.

- система поддержки одаренных детей

– предлагается развивать опыт физико-математических и других круглосуточных школ при университетах, систему олимпиад и конкурсов, учет индивидуальных достижений талантливых детей при приеме в ВУЗы. Ежегодно наши ученики принимают участие в олимпиадах и конкурсах; в прошедшем учебном году призовое место (третий результат по Московской области) по истории в региональном этапе Всероссийской олимпиаде школьников занял Файншмидт Роман; в текущем учебном году закончился школьный этап Всероссийской олимпиады школьников, в нем приняли участие 329  обучающихся по 15 предметам, определились 55 победителей, 54 призера, муниципальный этап стартует 17 ноября 2010 г., график проведения уже опубликован, в один день  проводятся олимпиады по нескольким предметам, олимпиада по биологии и географии проводятся в среду в 15 часов. Работа по подготовке участников олимпиады должна совершенствоваться, на методических объединениях необходимо обсудить программу индивидуальной подготовки обучающихся к олимпиаде в рамках классно-урочной системы; руководителям методических объединений в срок до 12 ноября 2010 г. представить в учебную часть информацию о сопровождении обучающихся на предметные олимпиады муниципального этапа. Необходимо, на мой взгляд,  принять решение об освобождении обучающихся – участников предметных олимпиад от учебных занятий в день, следующий за днем проведения олимпиады.

- совершенствование учительского корпуса


       Цитата: «Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства. А главное - привлечь к учительской профессии молодых талантливых людей».

       Система моральной поддержки - это уже сложившиеся конкурсы педагогов, к слову - до 04 ноября нужно подать заявку на участие в конкурсе «Педагог года - 2011», ждем ваших предложений.
       Система материальной поддержки - это не только дальнейшее увеличение фондов оплаты труда, но и создание такого механизма оплаты труда, который позволит стимулировать лучших учителей вне зависимости от стажа их работы, а значит привлекать в школу молодых преподавателей. Мероприятия, проводимые в рамках Года Учителя, должны способствовать этому процессу. Как показывает опыт региональных пилотных проектов (РКПМО в том числе), зарплата может и должна зависеть от качества и результатов педагогической деятельности, оцененных с участием школьных советов. Несколько слов о мероприятиях.

В рамках празднования в России Года Учителя с 20 октября по 20 ноября 2010 г. проводится акция «Урок успеха. Знаешь сам – научи!»  В течение месяца в лицее будут давать уроки выпускники, добившиеся значительных успехов в профессиональной, творческой, общественной деятельности: 08.11.2010 г., понедельник – Кулешова Мария Львовна (2004 год), 1 урок, английский язык, 11а класс; 10.11.2010 г., среда – Штукатуров Алексей Николаевич (2005 год), 3-4 уроки, информатика, 11 класс; 12.11.2010 г., пятница - Кубитович Евгений Владимирович (2005 год), 4-5 уроки, физика, 9 а класс; 13.11.2010 г., суббота – Алексеенкова Елена Сергеевна (2001 год), 5-6 уроки, обществознание, 11 класс; 16.11.2010, вторник – Александров Роман Викторович (1991 год), 3 урок, математика, 11а класс.

       Цитата: «Еще одним стимулом должна стать аттестация педагогических и управленческих кадров - периодическое подтверждение квалификации педагога, её соответствия задачам, стоящим перед школой. Принципиально обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей, центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетентности. Не должно быть никаких бюрократических препятствий для учителей, в том числе молодых, желающих подтвердить высокий уровень квалификации ранее установленных сроков»

Действительно,  с 1 января 2011 г. вступает в силу новый порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный  Министерством образования и науки Российской Федерации 24 марта 2010 г. приказом №209. В соответствии с утвержденным документом, аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.
В состав аттестационной комиссии, который утверждается распорядительным документом субъекта РФ, в обязательном порядке входит представитель первичной профсоюзной организации. Для проведения аттестации на первую и высшую категории аттестационной комиссией субъекта Российской Федерации создаются экспертные группы для всестороннего анализа результатов деятельности аттестуемого. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом и заносится в аттестационный лист педагогического работника. В аттестационный лист при необходимости могут быть внесены рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности, о необходимости повышения квалификации. При наличии таких рекомендаций, аттестуемый не позднее чем через год со дня проведения аттестации представляет работодателю информацию о выполнении рекомендаций аттестационной комиссии, а работодатель – в аттестационную комиссию. Аттестационный лист и распорядительный акт органа исполнительной власти, осуществляющего управление в сфере образования, направляются работодателю педагогического работника в срок не позднее 30 календарных дней с даты принятия решения аттестационной комиссией для ознакомления с ними работника под роспись и принятия решения в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Аттестационный лист хранится в личном деле педагогического работника. Из вышеизложенного следует, что  аттестация по целям делится на два вида: 1 - с целью подтверждения соответствия занимаемой должности; 2 – для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).

Аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится один раз в пять лет в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей). Такой аттестации не подлежат лица, проработавшие в занимаемой должности менее 2 лет, женщины, находящиеся в отпуске по беременности и уходу за ребенком до 3 лет. Основанием для аттестации является представление работодателя (директора). Информация о месте, дате, времени аттестации доводится работодателем до сведения педагогов, подлежащих аттестации, не позднее чем за месяц до ее начала под роспись. Педагогические работники в ходе аттестации  проходят квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением ими педагогической деятельности по занимаемой должности. По результатам аттестации принимается решение: соответствует занимаемой должности; не соответствует занимаемой должности. Необходимость и сроки представления педагогических работников для прохождения аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности определяются работодателем (директором) и оформляется распорядительным документом (приказом).  Педагогический работник не имеет права отказаться от аттестации на соответствие занимаемой должности, т.к. она является обязательной для работников, не имеющих квалификационной категории. Отказ работника от прохождения аттестации относится к нарушению трудовой дисциплины. Правом работодателя является увольнение работника, признанного по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности.

Аттестация педагогических работников для установления соответствия уровня квалификации  требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) проводится на основании личного заявления работника. Заявление должно быть рассмотрено аттестационной комиссией не позднее месяца со дня подачи. Сроки проведения аттестации для каждого работника устанавливаются индивидуально, продолжительность аттестации не должна превышать двух месяцев с начала ее проведения до принятия решения, таким образом период времени с момента подачи заявления в аттестационную комиссию до принятия  решения может составлять три месяца. Работники, имеющие ранее установленные квалификационные категории (первую или высшую) обязаны подать заявление заблаговременно, не менее, чем за три месяца, до истечения срока действия имеющейся квалификационной категории. Установленная квалификационная категория действительна в течение пяти лет.  Аттестация на высшую категорию возможна не ранее чем через два года после принятия решения об установлении первой категории. Новые правила проведения аттестации не предусматривают установление централизованных сроков подачи заявления и периода проведения аттестации, поэтому ответственность за своевременность подачи заявлений на первую или высшую категории возлагается на работника.

Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:     владеют современными образовательными технологиями и методиками, эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;  вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;     имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации.
Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:     имеют установленную первую квалификационную категорию;
владеют современными образовательными технологиями и методиками, эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.
По результатам аттестации принимается решение о соответствии или несоответствии требованиям, предъявляемым к первой (высшей) категории. В отношении педагогического работника, не прошедшего повышение квалификации, аттестационная комиссия не вправе принять решение о том, что уровень его квалификации не соответствует предъявляемым требованиям, если по результатам всестороннего анализа профессиональной деятельности работника подготовлено положительное экспертное заключение. Право педагога на повышение квалификации не реже одного раза в пять лет закреплено в статье 55 Закона РФ «Об образовании», а в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов предусмотрены требования к уровню квалификации, к непрерывности профессионального развития учителя, обеспечиваемые освоением дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 72 часов, не реже чем каждые пять лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения такого рода образовательной деятельности.

Подводя итог вышесказанному необходимо отметить, что присвоенные по результатам аттестации в 2010 году и ранее квалификационные категории (вторая, первая и высшая) сохраняются в течение срока, на который они присвоены.  

Для справки: в некоторых регионах России уже в 2008 году прошли эксперименты по введению новых систем аттестации учителей. Так, например, в Псковской области был объявлен эксперимент, в котором приняли участие 200 учителей из 35 школ. Поскольку во главу угла поставлена ответственность учителя за результаты обучения, новая процедура аттестации у псковских педагогов состояла из двух этапов: регионального мониторинга достижений школьников (он проводится в области уже четвертый год) и квалиметрического мониторинга учителя, включающего в том числе анализ профессионального портфолио, оценку всех видов деятельности учителя, собеседование. По данным Управления образования Псковской области, по первому этапу аттестации учителя показали следующие результаты: 30% понизили присвоенную ранее квалификационную категорию, 46% — подтвердили, 24% — улучшили результаты. По второму этапу ухудшили результаты 46% учителей, подтвердили 37% и улучшили 16%. При этом 11% учителей ухудшили свои результаты на две категории и более (в Псковской области пять категорий), 3% учителей с высшей квалификационной категорией не справились с задачами, 30 учителей из 200 были признаны не соответствующими занимаемой должности, и лишь 10% учителей получили высшую категорию.

 Цитата: «Не реже одного раза в пять лет учителя и директора школ повышают квалификацию. Соответствующие программы должны гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов, а значит - от образовательных потребностей детей. Средства на повышение квалификации нужно предоставлять коллективам школ также на принципах подушевого финансирования, чтобы педагоги могли выбирать и программы, и образовательные учреждения, в числе которых - не только институты повышения квалификации, но и, к примеру, педагогические, классические университеты. Необходимо сформировать в регионах банки данных организаций, предлагающих соответствующие образовательные программы. При этом директора и лучшие учителя должны иметь возможность обучаться в других регионах, чтобы иметь представление об инновационном опыте соседей».

 В Российской Федерации осуществляется модернизация не только общего, но и профессионального образования, в том числе дополнительного последипломного, к которому относится повышение квалификации. В рамках этой деятельности 17.12.2009 Коллегия Министерства образования Московской области приняла решение о региональном сетевом взаимодействии всех образовательных учреждений, имеющих лицензии на реализацию программ повышения квалификации. 28.12.2009 Министерством образования Правительства Московской области издан приказ №2804 «Об организации региональной системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений Московской области». Этот приказ содержит исчерпывающую информацию об организации повышения квалификации до 31.12.2015 года. Сетевое взаимодействие позволяет педагогическому или руководящему работнику образовательных учреждений Московской области пройти повышение квалификации в течение каждых пяти лет, выстраивая свою индивидуальную образовательную траекторию. В данном документе четко определено, что на соответствие занимаемой должности педагогические работники должны пройти индивидуальную программу повышения квалификации в объеме 5 кредитов  (1 кредит равен 36 часам, 5 ∙ 36 = 180 часов). На получение в ходе аттестации первой или высшей квалификационной категории  педагогические работники должны пройти индивидуальную программу повышения квалификации в объеме 6 кредитов (1 кредит равен 36 часам, 6 ∙ 36 = 216 часов). Индивидуальная образовательная траектория позволяет каждому работнику повышать квалификацию по  индивидуальной образовательной программе. Она состоит из инвариантных (обязательных) в соответствии с государственными требованиями модулей, а также вариативных (выбираемых слушателем с учетом его профессиональных интересов и проблем).

Инвариантный блок представлен двумя модулями. Программа академического инвариантного модуля равна 1 кредиту (36 часов), состоит из компонентов «Образование и общество: государственная политика в сфере образования», «Образование и общество: новое в педагогике и психологии», «Основы профессионального общения» (региональный компонент). Эту программу должны освоить раз в пять лет абсолютно любые слушатели, должность и специальность роли не играют – это универсальная программа.

Программы кафедральные  инвариантные на 2 кредита (72 ч.) каждая отличаются друг от друга по содержанию и направленности на определенную группу слушателей (по должности). Любой кафедральный модуль представлен компонентами: «Новое в содержании предмета», «Новое в технологиях преподавания предмета»,  «Основы ИКТ», «Основы безопасности на уроке или вне урока».

Изучение академического и кафедрального инвариантных модулей позволяет каждому слушателю раз в пять лет набрать 3 кредита (108 часов) повышения квалификации.

Раз в пять лет каждый педагог должен освоить вариативные программы объемом 2 кредита (72 ч. либо 36ч. + 36 ч.) по занимаемой должности. Если слушатель работает по двум и более должностям, то вариативные программы можно осваивать только по одной из занимаемых должностей или в совокупности по двум  должностям.

Осваивать инвариантные и вариативные программы слушатель из Московской области может в разных учреждениях региона, входящих в сетевое объединение: ПАПО, АСОУ, МГОУ, МГОСГИ (г. Коломна), МГОГИ (г. Орехово-Зуево), МОМУ «Дубна», ЦНПТ (г. Троицк), Истринский педагогический колледж, Ногинский педагогический колледж, Московский областной педагогический колледж (г. Серпухов).  

Слушатель получает региональный квалификационный аттестат, в котором на отдельных страницах фиксируется освоение программ: наименование учреждения, в котором пройдена программа, ее тема и вид, отметки, полученные в ходе текущего контроля, отметка за итоговый практикозначимый проект. На последней странице муниципальная методическая служба (Люберецкий центр развития образования) осуществляет подсчет накопленных кредитов, выводит средний балл, отражающий качество освоения программы.

После накопления необходимого количества кредитов (это отражено в квалификационном аттестате), слушатель получает свидетельство государственного образца о повышении квалификации свыше 100 часов.

Учреждения, не входящие в региональное сетевое объединение,  не могут заносить информацию о прохождении учебного курса в региональный квалификационный аттестат, но повышать квалификацию в других образовательных учреждениях можно, в том числе дистанционно, - главное, чтобы образовательное учреждение имело лицензию на право ведения такого рода образовательной деятельности. Аттестационная комиссия имеет  право провести экспертизу качества повышения квалификации в других учреждениях.

В Московской области создана персонифицированная  база данных повышения квалификации. В нее внесены сведения обо всех педагогических работниках Московской области, заявки на повышение квалификации создаются в базе данных и направляются в региональную сеть дважды в год – в октябре (на 1 семестр следующего года) и марте (на второй семестр).  Слушатели, включенные в заявку и получившие вызов на курсовую переподготовку обучаются бесплатно, поскольку средства на обучение работника выделяются из регионального бюджета (приблизительно 4 тыс. руб. за 72 часа). Можно обучаться за счет спонсорских и личных средств. В учебной части имеется реестр учебных курсов, которые предлагают учреждения регионального сетевого объединения. Задачей каждого педагогического работника является составление собственной образовательной траектории так, чтобы в течение  пяти лет набрать необходимое количество часов повышения квалификации, подтвержденное документально.  О том, что курсовую переподготовку не надо откладывать на последний год перед очередной аттестацией говорилось неоднократно. За один год можно набрать максимально 144 часа курсовой подготовки в региональной сети. Это необходимо принять во внимание работникам, у которых срок действия квалификационных категорий заканчивается в 2011 году.

В рамках развития системы подготовки и аттестации педагогических кадров Президент предложил распространять опыт лучших учителей, а педагогическую практику студентов и стажировку молодых учителей проводить на базе школ – победителей приоритетного национального проекта «Образование». Отдельной задачей стоит привлечение в школу учителей, не имеющих базового педагогического образования, особенно для работы на старшей ступени образования с целью передачи богатого профессионального опыта старшеклассникам, выбравшим профиль обучения.

 Изменение школьной инфраструктуры

- здесь предлагается изменить облик школы, сделать ее «умной», современной, удобной, обновить нормы проектирования и строительства школ, санитарные правила и нормативы питания, требования к организации медицинского обслуживания учеников и к обеспечению школьной безопасности.       Обслуживанием школьной инфраструктуры предлагается  на конкурсной основе заняться малым и средним предприятиям. 

Сохранение и укрепление здоровья школьников

- в рамках этого направления будет отслеживаться сбалансированность горячего питания, своевременность диспансеризации обучающихся. На педагогов будет возложена обязанность реализации индивидуальных профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни. Цитата: «В 2010 году будет введен новый норматив занятий физкультурой – не менее трех часов в неделю с учетом индивидуальных особенностей детей». Особенное внимание уделяется практике индивидуального обучения с учетом возрастных особенностей, изучению предметов по выбору, общему снижению аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий – все это должно способствовать сохранению и укреплению здоровья школьников.

           Расширение самостоятельности школ –

здесь речь идет о предоставлении школам самостоятельности как в составлении образовательных программ так и в расходовании финансовых средств, о закреплении равенства государственных и частных образовательных учреждений и привлечении к управлению школами частных инвесторов.

              Ключевыми механизмами реализации инициативы должны стать как проектные, так и программные методы работы. Направления деятельности будут осуществляться в рамках приоритетного национального проекта "Образование", Федеральной целевой программы развития образования и Федеральной целевой программы Научные и научно-педагогические кадры инновационной России.
      

       Цитата: «От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Именно поэтому инициатива "Наша новая школа" должна стать делом всего нашего общества».

       Будем надеяться, что шаги, которые предпринимают Президент и Правительство, поднимут учительство на должный уровень, что учительский труд будет престижным, высокооплачиваемым и уважаемым чиновниками, родителями и учениками.

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz