Открытый урок по литературе в 10б классе

по теме: 

«Униженные и оскорбленные» в изображении Ф. М. Достоевского

(по роману «Преступление и наказание»)

Цель: дать полную картину жизни «униженных и оскорбленных»

Учитель Брамбалова А. В.

 

План урока.

I.Фронтальная беседа по вопросам:

а) Каким предстает Петербург в изображении Ф. Достоевского?

б) Каковы отношения людей?

II. Самостоятельная работа учащихся над темой «Картины жизни «униженных и оскорбленных»

Задания для учащихся (учащиеся разделяются на несколько групп, каждая группа работает над своим заданием).

I группа учащихся работает над заданием, требующим исследования текста и подготовки сообщения о судьбе Мармеладова и его семьи. Учащиеся исследуют ряд глав: ч.1 гл . 2 – исповедь Мармеладова; ч.2 гл. 7 – смерть Мармеладова;  ч. 5 гл. 2, 3 – поминки;  ч. 5 гл. 5 – смерть Катерины Ивановны.

В помощь вопросы:   - Каково первое впечатление Раскольникова при встрече с Мармеладовым?  - Как меняется тон речи Мармеладова?     – Какова история его жизни?  – В чем сущность жизненной драмы героя?                                                                    – Кто виноват в бедственном положении героя?

II группа учащихся проводит аналогичную работу по теме «Сцены и эпизоды из жизни семьи Раскольниковых» Учащиеся анализируют письмо матери Раскольникова. ч. 1 гл 3

Учитель: Один из главных мотивов романа – безысходность, или «некуда больше идти». Они изгнаны из общества, изгнаны за бедность, за нищету, ибо, как говорит Мармеладов, «бедность – не порок, но нищета – порок… За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают». Это жертвы бесчеловечного мира. И в ряду этих жертв – Мармеладов.

Учащиеся: портрет Мармеладова; первое впечатление Раскольникова (зачитать сцены в кабаке исповедь).                                                                              История жизни героя, его семьи – лишь следствие катастрофы, неизбежной и неотвратимой. И каждая попытка предотвратить ее обречена в самом начале. Что может сделать человек в условиях бесчеловечного мира?                          Портретные детали – доказательства полной нищеты Мармеладовых:

– Мармеладова                                                               

Катерины Ивановны   

– Полечки и т.д.                                                                                                                       

  Они, эти люди, - в тупике, выхода нет. Это доказывается всей жизнью Мармеладова, судьба его семьи. (Мармеладов рассказывает о своей жене).

- Достоин ли сострадания Мармеладов, ? сам рассказывающий о том, что он пропил последние гроши, украденные им у своих детей, виновный, безусловно, в страданиях своих близких?  (сцена смерти)

Учитель: Вина его безусловна, но и сострадания он достоин.   Мармеладов отчетливо сознает безвыходность положения, гибель неизбежна.   Гибнет Катерина Ивановна.  Соню обвиняют в воровстве…                                                                             Мармеладовы тонут «в той бездонной трясине, которая из года в год поглощала сотни и тысячи бедных людей» (Писаев)

Судьба Сони Мармеладовой и Дуни Раскольниковой.                                                

I. Соня (Отрывок из ст. Писарева «Что вы скажете о поступке Софьи Семеновны!..»

Учитель: Некуда и не к кому идти не только Мармеладовым, но и Раскольниковым.

II. Дуня. (История ее жизни).

III. Судьба Полечки.                                                                                                                    

  – Жертвы, жертвы                                                                                                            

  – Кто же конкретно в ответе за их судьбы?

Hosted by uCoz