Открытый
урок по литературе в 10б классе
по теме:
«Униженные
и оскорбленные» в изображении Ф. М. Достоевского
(по
роману «Преступление и наказание»)
Цель: дать полную картину жизни
«униженных и оскорбленных»
Учитель Брамбалова А. В.
План урока.
I.Фронтальная
беседа по вопросам:
а) Каким предстает Петербург в изображении Ф. Достоевского?
б) Каковы отношения людей?
II.
Самостоятельная работа учащихся над темой «Картины жизни «униженных и
оскорбленных»
Задания для учащихся
(учащиеся разделяются на несколько групп, каждая группа работает над своим
заданием).
I группа
учащихся работает над заданием, требующим исследования текста и подготовки
сообщения о судьбе Мармеладова и его семьи. Учащиеся исследуют ряд глав: ч.1 гл
. 2 – исповедь Мармеладова; ч.2 гл. 7 – смерть Мармеладова; ч. 5 гл. 2, 3 – поминки; ч. 5 гл. 5 – смерть Катерины Ивановны.
В помощь вопросы: -
Каково первое впечатление Раскольникова при встрече с Мармеладовым? - Как меняется тон речи Мармеладова? – Какова история его жизни? – В чем сущность жизненной драмы героя?
– Кто виноват в бедственном
положении героя?
II группа
учащихся проводит аналогичную работу по теме «Сцены и эпизоды из жизни семьи
Раскольниковых» Учащиеся анализируют письмо матери Раскольникова. ч. 1 гл 3
Учитель: Один
из главных мотивов романа – безысходность, или «некуда больше идти». Они
изгнаны из общества, изгнаны за бедность, за нищету, ибо, как говорит
Мармеладов, «бедность – не порок, но нищета – порок… За нищету даже и не палкой
выгоняют, а метлой выметают». Это жертвы бесчеловечного мира. И в ряду этих
жертв – Мармеладов.
Учащиеся:
портрет Мармеладова; первое впечатление Раскольникова (зачитать сцены в кабаке
исповедь).
История жизни героя, его семьи – лишь следствие катастрофы, неизбежной и
неотвратимой. И каждая попытка предотвратить ее обречена в самом начале. Что
может сделать человек в условиях бесчеловечного мира? – Портретные
детали – доказательства полной нищеты Мармеладовых:
– Мармеладова
Катерины Ивановны
– Полечки и т.д.
Они, эти люди, - в
тупике, выхода нет. Это доказывается всей жизнью Мармеладова, судьба его семьи.
(Мармеладов рассказывает о своей жене).
- Достоин ли сострадания Мармеладов, ? сам рассказывающий о
том, что он пропил последние гроши, украденные им у своих детей, виновный,
безусловно, в страданиях своих близких? (сцена
смерти)
Учитель: Вина
его безусловна, но и сострадания он достоин.
Мармеладов отчетливо сознает
безвыходность положения, гибель неизбежна. Гибнет Катерина Ивановна. Соню обвиняют в воровстве… Мармеладовы
тонут «в той бездонной трясине, которая из года в год поглощала сотни и тысячи
бедных людей» (Писаев)
Судьба
Сони Мармеладовой и Дуни Раскольниковой.
Учитель:
Некуда и не к кому идти не только Мармеладовым, но и Раскольниковым.
II. Дуня. (История ее жизни).
III. Судьба Полечки.
– Жертвы,
жертвы