Выступление на конференции

«Создание благоприятной образовательной среды, способствующей повышению творческого потенциала учителя и ученика»

17 ноября 2011 года

Тема:

«Особенности и проблемы

введения новой системы оценивания образовательных результатов»

 

Зам. директора по УВР МОУ лицея №12

Буданова А.И.

 

 

Ребёнок, не познавший радости труда в учении,

не переживший гордости от того, что трудности

преодолены, глубоко несчастен…

Интерес к учению появляется только тогда,

 когда есть вдохновение, рождающееся от успеха

в овладении знаниями; без вдохновения учение

превращается для детей в тягость»

 

В.А. Сухомлинский

 

 

           Сложившаяся сегодня система оценки качества учебных достижений обучающихся имеет серьёзный недостаток. Это направленность оценки исключительно на внешний контроль, а не на поддержку улучшения результатов, ориентация преимущественно на проверку репродуктивного уровня усвоения знаний, умений и навыков. Роль оценки сводится к постоянному принуждению. В результате этого у многих обучающихся возникает пренебрежение к качеству полученных знаний, чувство неприязни к педагогу.

           Перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков на общеучебные умения, на развитие самостоятельности учебных действий повлёк за собой изменение системы оценивания. Оцениванию подвергаются теперь не только учебные достижения, но и творчество, и личная инициатива ребёнка во всех сферах школьной жизни.

           На протяжении многих лет у нас в лицее, как и в остальных общеобразовательных учреждениях обучение в 1-х классах было безотметочным. Каждый учитель выходил из этой непростой ситуации по-своему, решая проблему без должной методической поддержки, иногда заменяя одни отметки на другие, баллы на ордена, похвальные листы или печати и карточки с изображением зайчиков, солнышек и т. д.          

           Особенно удачными, на наш взгляд, при отслеживании уровня продвижения обучающихся в освоении знаний, умений и навыков было применение листов учебных достижений и портфолио обучающихся.

      В данный момент нет смысла обобщать тот прошлый опыт, так как с 1 сентября 2011 года все 1-е классы начали обучение по ФГОС второго поколения и мы осваиваем новую систему оценки образовательных результатов.

      В примерной основной образовательной программе (дополнение к ФГОС) предложена система оценки достижения планируемых результатов. Её главное достоинство в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности обучающихся, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.

      Предлагается принципиально переосмыслить, а по сути изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу (так называемую «пятибалльную»). В настоящее время она построена по принципу «вычитания»: решение обучающимся учебной задачи сравнивается с неким образцом «идеального решения», ищутся ошибки - несовпадения с образцом, чтобы понизить отметку («не ставить же всем пятерки!»). Подобный подход ориентирует на поиск неудачи, отрицательно сказывается на мотивации обучающегося, его личностной самооценке. Вместо этого предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровневого подхода» – решение обучающимся даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему обучающийся может стремиться.

      Новая система оценки ставит ряд конкретных вопросов: что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? Как определять итоговую оценку?

      Все эти вопросы встали перед учителями 1-х классов в этом учебном году.

      Авторы Образовательной системы «Школа 2100» задались этими вопросами ещё шесть лет назад, когда была разработана и апробирована технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Данная методика в настоящее время находит отражение и в других УМК, переработанных под новые ФГОС, в частности в тех, по которым идут наши педагоги: «Планета знаний», «Школа России».

      Данная методика представляет собой семь правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания. Эти правила дают ответы на все вопросы системы оценивания результатов ФГОС.

      1-е правило. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные.

         Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных).

      Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака).

      Еще раз, проведем сравнение понятий «Оценка» и «Отметка».

 

Оценка −

это словесная характеристика результатов действий («молодец», «оригинально», «а вот здесь неточно, потому что…»)

Отметка −

это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цветовые, знаковые шкалы)

 

 

Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д.

 

Отметка ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат.

 

         Новая система оценки образовательных результатов ставит вопросы не только перед учителями, но и перед нами – руководителями. Как оценить деятельность и результативность работы учителя?

         Результаты учителя – это разница между результатами обучающихся (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие обучающихся. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

Для определения прироста необходимо сравнить входную и выходную диагностику обучающихся со средним общероссийским уровнем.

Например, средний общероссийский уровень развития познавательных УУД у обучающихся в начале первого класса составил, по данным диагностики, 66% успешных действий. Ученики некоего 1-го «Б» класса показали на входной диагностике 51% успешных действий, т.е. на 15% ниже среднего общероссийского уровня. Через четыре года обучения у учителя N эти же ученики на выходной диагностике показали результат 70% успешных действий, в то время как средний общероссийский показатель – 72%. Таким образом, результаты этого класса по-прежнему ниже, чем среднероссийские, но отставание за четыре года обучения у учителя N сократилось с 15% до 2%.

Этот прирост и есть результат работы учителя N, который блестяще справился с трудной задачей, смог заметно повысить уровень развития познавательных универсальных учебных действий своих учеников.

 

            2-е правило.  КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.  Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».

 

       3-е правило.  СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач.

         За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

       4-е правило. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».

      Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть обучающийся.

      Таблицы могут размещаться в специально отведенных дневниках школьника, в рабочем журнале учителя (в бумажном и, желательно, электронном вариантах), а так же, пособиях конкретного УМК, предназначенных для текущего и итогового контроля. В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Необходимы три группы таблиц:

      таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;

      таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов;

      таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу. Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.

     «Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ обучающимся своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

Обязательно ли использовать «Портфель достижений» в официальной оценке результатов образования ученика начальной школы?

«Портфель достижений» включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Примерную основную образовательную программу, дополняющую Федеральный государственный образовательный стандарт. Таким образом, всем педагогам начальных классов необходимо научить своих учеников вести портфель своих достижений.

         5-е правило. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.

         За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

         За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.

         6-е правило. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности.

            Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки - «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

            Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:

-        либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);

-        либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

            Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

      Максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования.

      7-е правило. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?

      Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

      Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.

            Какими должны быть границы применения системы оценки?

Все эти нововведения, как и любые другие, несут в себе скрытые риски. Это прежде всего, риски перегрузки детей и преподавателей, ошибок при исполнении, которые могут извратить цель и идею неправильной реализацией: «хотели, как лучше, а получилось, как всегда». Чтобы не допустить этого, необходимо чётко установить границы и рамки применения новой системы оценки. Перечислим эти границы.

1.     Постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого, к сложному.

2.     Понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она будет развиваться, по ходу её внедрения будут ставиться новые вопросы, проблемы, которые потребуют поиска ответов и решений.

3.     Сокращение до минимума числа «отчётных документов» и сроков их обязательного заполнения учителем. Также для того, чтобы не загрузить педагога дополнительной бумажной работой, необходимо использовать два средства:

      - обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов, чтобы они могли в основном делать это самостоятельно;

      - перевод большей части отчётов на цифровую, автоматизированную основу.

4. Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика. Запрет на любые формы и способы, которые превращали бы систему оценки в «кнут». Например, нельзя допускать резкого увеличения числа контрольных работ, запугивания учеников возможными плохими отметками («Вы не справитесь с контрольными государственного стандарта!») и т. п.

5. Обеспечение личной психологической безопасности ученика. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний. Например, если ученик на контрольных работах выбирает только необходимый, а не повышенный уровень заданий, он имеет на это право, его нельзя за это ругать, но можно предлагать: «Молодец, с этим справляешься, попробуй более сложные задания». Ещё раз подчеркнём, что личностные результаты в основном фиксируются только по классу в целом. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы кто-то из учеников получил от педагога оценку вроде: «у тебя «два» по нравственности, «незачёт» по патриотизму» и т.п.

      Таким образом, введение новой системы оценивания образовательных результатов гарантирует:

·        формирование у обучающихся умения и стойкого навыка учиться;

·        высокий и прочный уровень обученности в классах с любой подготовкой;

·        комфортный, благоприятный, а значит результативный для учителя и обучающегося процесс обучения.

     

 

Hosted by uCoz