Возможности использования здоровьесберегающих технологий

на уроках математики.

Буданова Альбина Ивановна, учитель математики МОУ лицея №12

 

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья дается, как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни.

В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”).

Назовём основные современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

·        рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

·        в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;

·        количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и т.д.) должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.;

·        в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;

·        в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать и то: способствуют ли они активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся);

·        обучение должно производиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

·        должен осуществляться контроль научности изучаемого материала;

·        необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;

·        необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

·        на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;

·        нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся;

·        необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого).

·        необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.

В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам проф. Н.К.Смирнова, “здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся”.

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

·        технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

·        технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

·        разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Технологии здоровьесбережения позволяют решить не только основную задачу, стоящую перед ними, но также могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся.

С этих позиций в настоящей работе и представлен опыт использования некоторых приемов, упражнений, творческих заданий  на уроках математики.

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.

При изучении математики приходится много заниматься отработкой вычислительных навыков, преобразованием выражений, решением уравнений, заучиванием правил. Так как тренировочные упражнения часто однообразны и утомительны, то я иногда использую математические игры. Некоторые - для сосредоточения внимания вначале урока, некоторые - для опроса правил, некоторые - для подготовки к самостоятельной работе. Многие из них известны или слегка изменены.

ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ

1.  Учитель показывает пальцами числа, класс хором называет число. Положение рук и пальцев меняем.

2.  На доске рисуется система координат, в начале отсчета сидит муха. Учитель говорит, куда она перемещается: «2 единицы вправо, 2 единицы вниз, 3 единицы влево ...» и так далее. После 6-7 перемещений надо назвать координаты мухи. Можно проводить игру вслепую. Можно представить квадрат 4 на 4 и тогда муха будет двигаться в квадрате.

3.  Повторение таблицы умножения. Ученики по очереди называют числа натурального ряда (1, 2, ...), но вместо чисел, делящихся на 3 или запись которых оканчивается на 3, говорят: "не собьюсь". Если ученик сбился, то он встает, то есть выбывает из игры, тот, кто заметил ошибку, называет нужное число и игра продолжается.

УСТНЫЙ ОПРОС «ТУРНИР ЗНАТОКОВ»

После прохождения темы, особенно такой, в которой много правил и определений, мы с детьми накануне обобщающего урока (за день - два) выбираем двоих знатоков. Дома они тщательно готовятся по вопросам в конце главы и параграфов, в учебнике "Математика-5", "Математика-6" (Виленкин) разбирают упражнения с буквой "М". Остальные готовят дома вопросы. На уроке знатоки выходят к доске, для каждого выбираем контролера, который фиксирует число правильных ответов. Ребятам-знатокам задают по 5 вопросов.

Засчитывается количество верных ответов и таким образом ставится оценка. Если знаток не отвечает, то отвечает автор.

ЗАРЯДКА

В зависимости от задания ребята поднимают правую или левую руку, нужное количество пальцев или показывают ход линии.

Перед самостоятельной работой проводится предварительный разбор следующим образом:

6 КЛАСС:

1 этап. Учитель показывает пример. Если слагаемые имеют одинаковые знаки, то участники поднимают правую руку, если разные - левую.

2 этап. Если результат >0, то поднимают правую руку, < 0 -левую, если
= 0, то рук не поднимают.

3 этап. Если решение производится в обыкновенных дробях, то надо поднять правую руку, если в десятичных - левую.

Примеры на доске:

 


 


 


После этого задания решаются в тетради.

В 9 классе можно попросить показать ход графика:

Примеры на доске:

·        а) y=2x + 3

·        б)

·        в)

·        г) y = 5

·        д) x = 7

·        е)

·        ж) y = -x

·        з)

·        и)

·        к)

(«выколотая» точка – хлопок)

Учитель показывает функцию, ученики (через паузу) – ход линии.

Можно проводить зарядку «вслепую». Я прошу учеников закрыть глаза и положить голову на руки. Так они лучше сосредотачиваются и не мешают друг другу. Задание дается на слух. Например: № 1232 "Математика-6". Каким числом будет значение выражения х+у, если:

а)       х>0; у>0

б)      х<0; у<0

в)      х>0; у<0

г)       х=0; у<0

д)      х>0; у=0

е)       х=0; у=0

Если ответ однозначный, но не 0, то поднять одну руку, если 0 - две руки, если возможны варианты, то рук не поднимать.

Полезность применения такой организации работы на уроке подтверждают результаты тестирования пятиклассников в октябре месяце, то есть в момент их адаптации к требованиям средней школы. Уровень тревожности учеников был около 8%, притом, что допустимый уровень в начале 5 класса - 20%.

·        Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве. Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создания атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; создания педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Обычно на уроках математики не принято давать детям творческие задания. Я попробовала дать детям свободу самовыражения и результаты получились замечательные. Фантазия, выдумка, умение грамотно внести в сюжет математические понятия порадовали. Дети охотно сочиняют стихи, сценки, задачи, сказки и целые игры.

·        Развитие творческого начала в учениках, использование различных технологий, сотрудничество взрослых и детей помогают каждому ученику максимально реализовать свои возможности и сохранить здоровье


Математическая сказка.

Прямая, луч и точка,

Поспорили луч, прямая и точка, кто из них важнее.

Прямая говорит:

- Я всех важнее, потому, что я бесконечна, и луч мой сын.

Луч сказал:

- Это верно, прямая моя мать. Но всё-равно я важнее точки.

Тут точка сказала:

- Не хвастайтесь! Важней всех я, потому, что луч берет начало от меня. А если я встану на пути прямой, то я разобью её на два луча. Если я два раза встану на пути прямой, то у неё будет сын – отрезок.

 

Список литературы

Н.Смирнов. Как обучать школьников без ущерба для их здоровья, М., Чистые пруды, 2005

Селевко П.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998

Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 150 с. – (Семейная библиотека)

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003. –272 с.

Hosted by uCoz