Возможности использования
здоровьесберегающих технологий
на уроках математики.
Буданова Альбина Ивановна, учитель
математики МОУ лицея №12
В уставе Всемирной организации
здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического,
духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и
физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью,
основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В
современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из
современных определений здоровья дается, как способность адаптироваться,
приспосабливаться к жизни.
В настоящее время к
здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые
основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении
на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм
обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в
малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм
предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы,
формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”).
Назовём основные современные требования
к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
·
рациональная
плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна
составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
·
в содержательной
части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся,
способствующие формированию у обучающихся ценностей
здорового образа жизни и потребностей в нем;
·
количество видов
учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание
наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и т.д.) должно быть 4-7,
а их смена осуществляться через 7-10 мин.;
·
в урок необходимо
включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и
критического мышления;
·
в течение урока
должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания (при выборе
технологий необходимо учитывать и то: способствуют ли они активизации
инициативы и творческого самовыражения учащихся);
·
обучение должно
производиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
·
должен
осуществляться контроль научности изучаемого материала;
·
необходимо
формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;
·
необходимо
осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
·
на уроке нужно
создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и
эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного,
зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной
обстановке утомление наступает быстрее;
·
нужно включать в
урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке
учащихся;
·
необходимо для
увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок
физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой
и 35-ой минутах урока, длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких
упражнений с 3-4 повторениями каждого).
·
необходимо
производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его
части.
В создавшейся обстановке естественным
стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану
здоровья школьников. По словам проф. Н.К.Смирнова, “здоровьесберегающие
образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию,
построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся”.
Следует отметить, что все
здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе,
можно разделить на три основные группы:
·
технологии,
обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
·
технологии
оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
·
разнообразные
психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной
деятельности педагогами и воспитателями.
Технологии здоровьесбережения
позволяют решить не только основную задачу, стоящую перед ними, но также могут
быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной
деятельности учащихся.
С этих позиций в настоящей работе и
представлен опыт использования некоторых приемов, упражнений, творческих
заданий на уроках математики.
Использование игровых технологий,
игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, позволяют снять
эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно
несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать
им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую
значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной
познавательной деятельности и т.п.
При изучении математики приходится много
заниматься отработкой вычислительных навыков, преобразованием выражений,
решением уравнений, заучиванием правил. Так как тренировочные упражнения часто
однообразны и утомительны, то я иногда использую математические игры. Некоторые
- для сосредоточения внимания вначале урока, некоторые - для опроса правил,
некоторые - для подготовки к самостоятельной работе. Многие из них известны или
слегка изменены.
ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ
1. Учитель
показывает пальцами числа, класс хором называет число. Положение рук и пальцев
меняем.
2. На доске рисуется система координат, в начале отсчета сидит муха.
Учитель говорит, куда она перемещается: «2 единицы вправо, 2 единицы вниз, 3
единицы влево ...» и так далее. После 6-7 перемещений надо назвать координаты
мухи. Можно проводить игру вслепую. Можно представить квадрат 4 на 4 и тогда
муха будет двигаться в квадрате.
3. Повторение таблицы умножения. Ученики по очереди называют числа
натурального ряда (1, 2, ...), но вместо чисел, делящихся на 3 или запись
которых оканчивается на 3, говорят: "не собьюсь". Если ученик сбился,
то он встает, то есть выбывает из игры, тот, кто заметил ошибку, называет
нужное число и игра продолжается.
УСТНЫЙ ОПРОС «ТУРНИР ЗНАТОКОВ»
После прохождения темы, особенно такой,
в которой много правил и определений, мы с детьми накануне обобщающего урока (за
день - два) выбираем двоих знатоков. Дома они тщательно готовятся по вопросам в
конце главы и параграфов, в учебнике "Математика-5",
"Математика-6" (Виленкин) разбирают упражнения с буквой
"М". Остальные готовят дома вопросы. На уроке знатоки выходят к
доске, для каждого выбираем контролера, который фиксирует число правильных
ответов. Ребятам-знатокам задают по 5 вопросов.
Засчитывается количество верных ответов и таким
образом ставится оценка. Если знаток не отвечает, то отвечает автор.
ЗАРЯДКА
В зависимости от задания ребята поднимают
правую или левую руку, нужное количество пальцев или показывают ход линии.
Перед самостоятельной работой проводится
предварительный разбор следующим образом:
6 КЛАСС:
1 этап. Учитель показывает пример. Если
слагаемые имеют одинаковые знаки, то участники поднимают правую руку, если
разные - левую.
2 этап. Если результат >0, то поднимают правую руку, < 0 -левую, если
= 0, то рук не поднимают.
3 этап. Если решение производится в обыкновенных дробях, то
надо поднять правую руку, если в десятичных - левую.
Примеры на доске:
После этого задания решаются в тетради.
В 9 классе можно попросить показать ход графика:
Примеры на доске:
·
а) y=2x + 3
·
б)
·
в)
·
г) y = 5
·
д) x = 7
·
е)
·
ж) y = -x
·
з)
·
и)
·
к)
(«выколотая» точка – хлопок)
Учитель показывает функцию, ученики (через паузу) –
ход линии.
Можно проводить зарядку «вслепую». Я
прошу учеников закрыть глаза и положить голову на
руки. Так они лучше сосредотачиваются и не мешают друг другу. Задание дается на
слух. Например: № 1232 "Математика-6". Каким числом будет значение
выражения х+у, если:
а) х>0; у>0
б) х<0; у<0
в) х>0; у<0
г) х=0; у<0
д) х>0; у=0
е) х=0; у=0
Если ответ однозначный, но не 0, то поднять одну руку,
если 0 - две руки, если возможны варианты, то рук не поднимать.
Полезность применения такой организации
работы на уроке подтверждают результаты тестирования пятиклассников в октябре
месяце, то есть в момент их адаптации к требованиям средней школы. Уровень
тревожности учеников был около 8%, притом, что допустимый уровень в начале 5
класса - 20%.
·
Среди
здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно
ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и
направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно
отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения,
обучения в сотрудничестве. Личностно ориентированное обучение предполагает
использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.
При этом перед учителем встают новые задачи: создания атмосферы
заинтересованности каждого ученика в работе класса; создания педагогических
ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу,
самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для
естественного самовыражения ученика. Обычно на уроках математики не принято
давать детям творческие задания. Я попробовала дать детям свободу самовыражения и результаты получились замечательные. Фантазия,
выдумка, умение грамотно внести в сюжет математические понятия порадовали. Дети
охотно сочиняют стихи, сценки, задачи, сказки и целые игры.
·
Развитие
творческого начала в учениках, использование различных технологий, сотрудничество
взрослых и детей помогают каждому ученику максимально реализовать свои
возможности и сохранить здоровье
Математическая
сказка.
Прямая, луч и точка,
Поспорили луч, прямая и точка, кто из них важнее.
Прямая говорит:
- Я всех важнее, потому, что я бесконечна, и луч мой
сын.
Луч сказал:
- Это верно, прямая моя мать. Но всё-равно
я важнее точки.
Тут точка сказала:
- Не хвастайтесь! Важней всех я, потому, что луч берет
начало от меня. А если я встану на пути прямой, то я разобью её на два луча.
Если я два раза встану на пути прямой, то у неё будет сын – отрезок.
Список литературы
Н.Смирнов. Как обучать школьников без ущерба для их здоровья, М.,
Чистые пруды, 2005
Селевко П.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. –
М.: Народное образование, 1998
Синягина
Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения /
Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 150 с. – (Семейная библиотека)
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе
учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003. –272 с.