Доклад
учителя начальных классов
Ишхановой Н.И. лицея №12 г. Люберцы
на родительском собрании от 27.11.2012 года
по теме "Семейное воспитание".
"Ребёнок - зеркало семьи: как в
капле воды отражается солнце,так в детях отражается нравственная чистота матери
и отца."- говорил В.А.Сухомлин-
ский.Семьи
есть разные: и многодетные,и такие,где только один взрослый и один ребёнок.Если
сравнить ребёнка с ьолодым деревцем,то семья -
это
та почва,на которой оно растёт,и тот ландшафт,который его формирует.Одни растут
в в ухоженном саду,другие - в оранжерее,третьи -на скуд-
ной
почве,четвёртые - за высоким забором,пятые - на семи ветрах.И вырастут
деревца,конечно,разными.Хорошая семья даст ребёнку опору,помо-
жет
укрепиться в этом мире.В хорошей семье умеют радоваться всему и открыто
печаляться в трудную минуту.Из этих отдельных радостей и го-
рестей
складывается та сила,которая превращается в базовую установку в жизни"Как
хорошо жить!"Если ребёнок не получил в детстве этого тепла
и
примера мужества,то трудно будет это восполнить во взрослой жизни.Хорошая семья
даёт ребёнку не только тепло,но и уважение.В хорошей семье
признают
личные граници ребёнка и не пытаются "из клёна сделать дуб,а васильку не
внушают,что он - чернополох."В такой семье ребёнок воспринимает себя
адекватно,постепенно начинает понимать свою индивидуальность.Через семью
ребёнок воспринимает мир:представления осправе-
дливости,смысле
жизни.Семья - это первые диалоги с миром или ...их отсутствие.
Быть родителем - это совершенно особая
творческая деятельность,в ходе которой создаётся не картина,не симфония,а новый
человек.Ведь
ребёнок
является не каким-то пассивным материалом.ждущим нашего воздействия,а активным
существом,обладающим собственной волей,жела-
ниями
и потребностями.Задача родителей - научить его быть человеком,научить его
творить свою жизнь и самого себя,научить его быть счаст-
ливым
и дарить счастье окружающим.
Каким должно быть воспитание?Первый
тип воспитания - традиционное воспитание.Основной его принцип - дети должны
всегда слушать-
ся
родителей,ибо те лучше знают :что хорошо,а что плохо.И если ребёнок не
слушается,взрослые прибегают к принуждению:повышают голос,
ругают,стыдят,угрожают
наказанием или наказывают.Привыкнув слушаться,дети перестают воспринимать
родителей в качестве авторитетов.А ког-
да
дети подрастут,будут также поддаваться всевозможным влияниям,в результате чего
становятся лёгкой добычей продавцов наркотиков,крими-
нальных
структур.Второй тип воспитания - потакающее воспитание: ребёнок должен быть
доволен.Родители готовы отказаться от своих требований
или
запретов и уступать ребёнку,лишь бы он не капризничал.Основной принцип этого
воспитания в том,что родители стремятся не конфликтовать
с
ребёнком.К потаканию часто приводит чрезмерное обожание малыша,выполнение всех его
желаний.Следствием этого становится избалованность
ребёнка,превращение
его в домашнего деспота.Бывает,что терпение родителей лопается,и они начинают
резко реагировать,эмоционально давить
на
ребёнка.Тогда ребёнок принимается капризничать и закатывать истерики.Разворачивается
эмоциональное противоборство.
Третий тип воспитания - развивающее
воспитание: ребёнок должен стать умным и талантливым.Для этого воспитания
главной ценностью
является максимально возможное и максимально раннее развитие всех способностей
ребёнка: спортивных,интелектуальных,музыкальных...
Такие
дети хорошо развиты ии легко поступают в школы "повышенного типа".Это
хорошо.Но нередко поглощённость родителей развитием
способностей ребёнка приводит к определённому перекосу: с интересами ребёнка
начинают считаться в ущерб интересам других членов семьи,
и у ребёнка складывается ощущение себя как центра семьи.Если развивающее
воспитание осуществляется в "чистом виде,то ребёнок может стать
умным,талантливым ивоспитанным эгоистом,добивающимся немалых профессиональных
успехов,но не умеющим строить личностные отношения
с другими людьми и неспособным продуктивно переживать разного рода жизненные
кризисы,
Четвёртый тип воспитания -
програмирующее воспитание: мы знаем,кем должен стать ребёнок, и будем готовить
его к этому с детства,
Взрослые
целенаправленно готовят ребёнка к определённому будущему.Со временем такое
воспитание теряет свою популярность,поскольку
жизнь становиться всё менее предсказуемой,и молодым людям всё больше
возможностей реализовать себя,Наиболее частая здесь проблема -
подросшие
дети из-под родительского влияния попадают под чье-то другое,Если оно
оказывается более сильным,то все планы родителей рушатся
и оказываются в ситуацииглубокого кризиса,Другой тип проблемы - когда выросший
ребёнок продолжает послушно следовать заданной про-
грамме
и не помышляет её изменить.
Пятый тип воспитания - эпизодический:
сначала работа,а дети потом.К сожалению,этот тип воспитания стал наиболее
распространённым,
так как женщины чаще всего работают полный день.Часть суток ребёнок
предоставлен самому себе,а оставшееся время его воспитывают,как
правило,совмещая и строгость,и моменты эмоциональной близости,Такая
непоследовательность приводит к тому, что постоянным элементом
жизни семьи становятся капризы и истерики ребёнка.Ребёнку часто не хватает
поддержки в сложных ситуациях.В результате у него может сформироваться
неуверенность в себе,стремление уклониться от ответственности.Бывает,что
ребёнок может привязаться к нежелательным
друзьям и компаниям,находя у них эмоциональную поддержку и приятие.Наблюдается
интелектуальная неразвитость ребёнка,бедность его
внутреннего мира и привязанноть к телевизору...Результаты такого воспитания во
многом зависят от воли случая,сталкивающего ребёнка с
хорошими или плохими людьми и помещающими его в те или иные жизненные ситуации.
Шестой тип воспитания - личностно -
ориентированное воспитание :учить ребёнка быть самостоятельной,ответственной
личностью.
В
понятие "личность" можно вкладывать разный смысл,но в любом случае - это способность действовать самостоятельно,
а не просто сле-
довать в своём поведении нормам, обычаям и приказам других людей.Личностное
воспитание вбирает в себя многие компоненты традицион-
ного
и развивающего воспитания,включая их в одно целое.Ребёнок осмысленно принимает
самостоятельно решения,основываясь на обсужде-
нии
своих оснований с родителями.(мотивационный и смысловой диалог)Важное отличие
этого воспитания состоит в том,ребёнок приобщает-
ся
к человеческим ценностям(культурным,нравственным...),уважает людей,способен
самостоятельно осмыслить и определить свою позицию
по отношению к различным системам ценностей.Важное условие личностного развития
-это гармоничное сочетание способности сохранять
душевное равновесие и способность к саморазвитию.Эти два качества помогают
человеку в дальнейшем справляться со стрессами,преодоле-
вать
трудности,ставить цели и достигать их.Личностно - ориентированный вариант не
приводит к тупиковым проблемам,которые не могут быть решены.Однако такое
воспитание требует от родителей больше времени,сил,размышлений.Временами оно
требует от нас отодвинуть на вто-
рой
план другие важные дела.И если мы уклоняемся от этого требования, то невольно
скатываемся к другим типам воспитания со всеми порождаемыми проблемами.
"Несущие в себе любовь...и есть
истинные спасатели человечества!" - В.Тендряков.Вот и получается что
человечество начинается с
любви.С любви к друг другу, с любви к детям.Родительство - самая трудная из
профессий,суть которой - выращивание человечности.