Доклад учителя  начальных  классов     Ишхановой Н.И. лицея №12 г. Люберцы

на родительском собрании от 27.11.2012 года

по теме "Семейное воспитание".

 

 

 

          "Ребёнок - зеркало семьи: как в капле воды отражается солнце,так в детях отражается нравственная чистота матери и отца."- говорил В.А.Сухомлин-

ский.Семьи есть разные: и многодетные,и такие,где только один взрослый и один ребёнок.Если сравнить ребёнка с ьолодым деревцем,то семья -

это та почва,на которой оно растёт,и тот ландшафт,который его формирует.Одни растут в в ухоженном саду,другие - в оранжерее,третьи -на скуд-

ной почве,четвёртые - за высоким забором,пятые - на семи ветрах.И вырастут деревца,конечно,разными.Хорошая семья даст ребёнку опору,помо-

жет укрепиться в этом мире.В хорошей семье умеют радоваться всему и открыто печаляться в трудную минуту.Из этих отдельных радостей и го-

рестей складывается та сила,которая превращается в базовую установку в жизни"Как хорошо жить!"Если ребёнок не получил в детстве этого тепла

и примера мужества,то трудно будет это восполнить во взрослой жизни.Хорошая семья даёт ребёнку не только тепло,но и уважение.В хорошей семье

признают личные граници ребёнка и не пытаются "из клёна сделать дуб,а васильку не внушают,что он - чернополох."В такой семье ребёнок воспринимает себя адекватно,постепенно начинает понимать свою индивидуальность.Через семью ребёнок воспринимает мир:представления осправе-

дливости,смысле жизни.Семья - это первые диалоги с миром или ...их отсутствие.

          Быть родителем - это совершенно особая творческая деятельность,в ходе которой создаётся не картина,не симфония,а новый человек.Ведь

ребёнок является не каким-то пассивным материалом.ждущим нашего воздействия,а активным существом,обладающим собственной волей,жела-

ниями и потребностями.Задача родителей - научить его быть человеком,научить его творить свою жизнь и самого себя,научить его быть счаст-

ливым и дарить счастье окружающим.

          Каким должно быть воспитание?Первый тип воспитания - традиционное воспитание.Основной его принцип - дети должны всегда слушать-

ся родителей,ибо те лучше знают :что хорошо,а что плохо.И если ребёнок не слушается,взрослые прибегают к принуждению:повышают голос,

ругают,стыдят,угрожают наказанием или наказывают.Привыкнув слушаться,дети перестают воспринимать родителей в качестве авторитетов.А ког-

да дети подрастут,будут также поддаваться всевозможным влияниям,в результате чего становятся лёгкой добычей продавцов наркотиков,крими-

нальных структур.Второй тип воспитания - потакающее воспитание: ребёнок должен быть доволен.Родители готовы отказаться от своих требований

или запретов и уступать ребёнку,лишь бы он не капризничал.Основной принцип этого воспитания в том,что родители стремятся не конфликтовать

с ребёнком.К потаканию часто приводит чрезмерное обожание малыша,выполнение всех его желаний.Следствием этого становится избалованность

ребёнка,превращение его в домашнего деспота.Бывает,что терпение родителей лопается,и они начинают резко реагировать,эмоционально давить

на ребёнка.Тогда ребёнок принимается капризничать и закатывать истерики.Разворачивается эмоциональное противоборство.

          Третий тип воспитания - развивающее воспитание: ребёнок должен стать умным и талантливым.Для этого воспитания главной ценностью
является максимально возможное и максимально раннее развитие всех способностей ребёнка: спортивных,интелектуальных,музыкальных...

Такие дети хорошо развиты ии легко поступают в школы "повышенного типа".Это хорошо.Но нередко поглощённость родителей развитием
способностей ребёнка приводит к определённому перекосу: с интересами ребёнка начинают считаться в ущерб интересам других членов семьи,
и у ребёнка складывается ощущение себя как центра семьи.Если развивающее воспитание осуществляется в "чистом виде,то ребёнок может стать
умным,талантливым ивоспитанным эгоистом,добивающимся немалых профессиональных успехов,но не умеющим строить личностные отношения
с другими людьми и неспособным продуктивно переживать разного рода жизненные кризисы,

          Четвёртый тип воспитания - програмирующее воспитание: мы знаем,кем должен стать ребёнок, и будем готовить его к этому с детства,

Взрослые целенаправленно готовят ребёнка к определённому будущему.Со временем такое воспитание теряет свою популярность,поскольку
жизнь становиться всё менее предсказуемой,и молодым людям всё больше возможностей реализовать себя,Наиболее частая здесь проблема -

подросшие дети из-под родительского влияния попадают под чье-то другое,Если оно оказывается более сильным,то все планы родителей рушатся
и оказываются в ситуацииглубокого кризиса,Другой тип проблемы - когда выросший ребёнок продолжает послушно следовать заданной про-

грамме и не помышляет её изменить.      

          Пятый тип воспитания - эпизодический: сначала работа,а дети потом.К сожалению,этот тип воспитания стал наиболее распространённым,
так как женщины чаще всего работают полный день.Часть суток ребёнок предоставлен самому себе,а оставшееся время его воспитывают,как
правило,совмещая и строгость,и моменты эмоциональной близости,Такая непоследовательность приводит к тому, что постоянным элементом
жизни семьи становятся капризы и истерики ребёнка.Ребёнку часто не хватает поддержки в сложных ситуациях.В результате у него может сформироваться неуверенность в себе,стремление уклониться от ответственности.Бывает,что ребёнок может привязаться к нежелательным
друзьям и компаниям,находя у них эмоциональную поддержку и приятие.Наблюдается интелектуальная неразвитость ребёнка,бедность его
внутреннего мира и привязанноть к телевизору...Результаты такого воспитания во многом зависят от воли случая,сталкивающего ребёнка с
хорошими или плохими людьми и помещающими его в те или иные жизненные ситуации.

          Шестой тип воспитания - личностно - ориентированное воспитание :учить ребёнка быть самостоятельной,ответственной личностью.

В понятие "личность" можно вкладывать разный смысл,но в любом случае  - это способность действовать самостоятельно, а не просто сле-
довать в своём поведении нормам, обычаям и приказам других людей.Личностное воспитание вбирает в себя многие компоненты традицион-

ного и развивающего воспитания,включая их в одно целое.Ребёнок осмысленно принимает самостоятельно решения,основываясь на обсужде-

нии своих оснований с родителями.(мотивационный и смысловой диалог)Важное отличие этого воспитания состоит в том,ребёнок приобщает-

ся к человеческим ценностям(культурным,нравственным...),уважает людей,способен самостоятельно осмыслить и определить свою позицию
по отношению к различным системам ценностей.Важное условие личностного развития -это гармоничное сочетание способности сохранять
душевное равновесие и способность к саморазвитию.Эти два качества помогают человеку в дальнейшем справляться со стрессами,преодоле-

вать трудности,ставить цели и достигать их.Личностно - ориентированный вариант не приводит к тупиковым проблемам,которые не могут быть решены.Однако такое воспитание требует от родителей больше времени,сил,размышлений.Временами оно требует от нас отодвинуть  на вто-

рой план другие важные дела.И если мы уклоняемся от этого требования, то невольно скатываемся к другим типам воспитания со всеми порождаемыми проблемами.

          "Несущие в себе любовь...и есть истинные спасатели человечества!" - В.Тендряков.Вот и получается что человечество начинается с
любви.С любви к друг другу, с любви к детям.Родительство - самая трудная из профессий,суть которой - выращивание человечности.                                                                                                                                                                                   

 

Hosted by uCoz