Выступление Ишхановой Н.И. учителя начальных классов лицея №12 г. Люберцы на заседании методического объединения по теме:

"Индивидуальная и групповая работа с обучающимися, имеющими трудности в усвоении программного материала".   

 

 от 23.03.2011 года.

 

 

Организация индивидуальной и групповой работы на уроке направлена на создание благоприятной среды для обучающихсямеющих разный уровень развития умственного,психического,

интелектуального,физическогоема урока,конечно,задана однозначно,согласно планированию учебнрго материала по данному предмету.Поэтому освоить её необходимо всем обучающимся клас-

са освоить на таком уровне,чтобы полученные знания,умения и навыки были прочными,а применение их в дальнейшем стало осознанным и обоснованным.Готовясь к уроку учитель,безусловно,

создаст большой по объёму учебный материал по данной теме,поставит перед собой и учениками цели и задачи,прогнозируя при этом возможные затруднения обучающихсячитель постарается

подобрать самые оптимальные задания и упражнения для раскрытия темы,её лучшего понимания и усвоения ученикамичитель продумает и использует методы и методические приёмы препода-

вания на урокео всегда перед учителем будет стоять вопрос:как донести нужную учебную информацию до слабоуспевающих учеников,которые часто испытывают затруднения на уроке?Как пре-

подать учебный материалделать его доступным и понятным этим детям?Как пробудить интерес к данной теме у ребят,которые часто пассивны на уроке?Для достижения этого необходимо исполь-

зовать индивидуальные и групповые виды работы на уроке с обучающимися,имеющими трудности в усвоении учебного материаларименение этих видов работы начинается с их организации.

                В психолого- педагогической литературе индивидуальные задания рассматриваются как средство повышения эффективности обучения, средство  развития познавательной  активности,

сочетание  организации  групповой, фронтальной, индивидуальной  работы  младших  школьников. Индивидуальные  задачи  рассматриваются  исходя  из  успеваемости, уровня  познаватель-

ной  самостоятельности  и  активного  интереса  к  учению. Учёт  особенностей  каждого  ученика  для  воспитания  и  развития    познавательных  способностей  опирается  на  психологические

особенности  ребёнка: его обучаемость,которая  проявляется  в  различной  степени  лёгкости  и  быстроты  усвоения  знаний, работоспособностьндивидуальные  задания  - особый  вид  инди-

видуальной  самостоятельной  работы, которая  проходит  без  руководства  учителяндивидуальные  задания  младших  школьников  создают  благоприятные  условия  для  углубления  зна-

ний,  приучают  к  самостоятельности,  к  преодолеванию  трудностей, учат  планировать  времяоспитывают  инициативу, активность  школьника. Учебный  материал  служит  основой  разра-

ботки  вариативной  программы, создаёт  широкие  возможности  для  использования  в  учебном  процессе  различных  новаторских  методологических  подходово  пользоваться  каким - то

одним  учебным  пособием  недостаточно. Учителю  следует  применять  другие  учебные  пособияак  на  уроках  русского  языка, помимо  основного  учебника  Л.М.Зелениной, уже  не  пер-

вый  год  я  пользуюсь дополнительно  пособием  авторов  Узоровой  и  Нефёдовойто  пособие  содержит  много  практичеких  заданий  по  темам  русского  языка,чётко  подаются  теорети-

ческие  знанияосле  прохождения  каждой  темы  имеются  вопросы  и  задания  для  закрепления  и  проверки  знаний.Определённые  разделы  пособия  направлены  на  обогащение  сло-

варного  запаса  учеников, знакомит  с  фразеологизмами, синонимами, антонимами. Но  самое  важное - пособие  даёт  задания  разного  уровня  сложности  и  доступности,  а  также  предла-

гает  задания  2 - 3 вариантов. Это  позволяет  проводить  на  уроке индивидуальную  и  групповую  работу. Особый  интерес  учащихся  вызывает  задание  по  исправлению  ошибок в  тексте.

Здесь  даже  слабоуспевающие  ученики  спешат  ответить, объяснить  орфограмму, исправить  ошибку.

                На  уроках  математики  я  обычно  пользуюсь  учебником  Л.Г.Петерсон. На  основе  реализации  дидактической  системы  автор  учебника  предлагает  задания  и  упражнения  разно-

сторонние  и  разноуровневые. Много  заданий  носят  вариативный  характер, что  позволяет  и  сильным, и  слабым  учащимся  заниматься  решением  задач  посильной  трудностидачнопо-

добранные  тексты  задач (чаще  о  героях  известных  книг),пробуждают  интерес  ребят, заставляют  задуматься  над  решениемоскольку  каждый  урок  содержит  на  двух - трёх  страни-

цах  14 - 16 упражнений, то  индивидуальные  способности  учеников учитываются. Кроссворды, литературные  викторины, игра "Лабиринт", установление  числовых  закономерностей  и  др.-

охотно  и  с  большим  интересом  обсуждается  учащимися  в  парах  и  группах. Но  право  "первого  голоса"  я  чаще  оставляю  за  слабоуспевающими ребятами  них  "загораются"

глаза,появляется  желание  работать  и  отвечать. Сильные  ученики  в  этот  момент  не  скучают. Они  приступают  к  более  сложным  заданиям.

                Таким  образом, индивидуальная  работа  на  уроке  строится  на  соблюдении  знаний  индивидуальных  возможностей  младших  школьников. Индивидуальный  подход  к  каждо-

му  ученику, учёт  его  творческой  индивидуальности  в  условиях  классно - урочной системы обучения  предполагает  разумное  сочетание  фронтальной, групповой, индивидуальной 

форм  работы, употребление  разного  уровня  заданий  для  повышения  качества  знаний  и  развития  каждого  младшего  школьника.

                Индивидуальный  подход  при  работе  с  младшим  школьником  включает  в  себя  ряд  ступеней:

-- выявление  отставания  в  знаниях,  умениях  и  навыках

-- ликвидация  пробелов

--  устранение  причин  неуспеваемости

--  формирование  интереса  и  мотивации  к  учёбе

-- дифференцирование  учебных  задач  и  оценок  деятельности  младших  школьников.

                Важно  отметить, что  при  таком  родходе  возможен  переход учеников  из  одной  группы  в  другую, что  обусловлено  изменением  качества  знаний  в  лучшую  сторону.

Индивидуальные  задания  предусматривают  нагрузку  для  всех  учеников: задания  повышенной  трудности,а  также  задания  для  ликвидации  пробелов  каждого  младшего  школь-

ника  есть  своя  мера  трудности,  нижний  её  предел. Таким  образом, индивидуальный  подход  в  обучении - это  создание  разнообразных  условий  обучения  с  целью  учёта

особенностей  их  контингента. Но  это  невозможно  без  учёта  психолого - педагогических  особенностей младших  школьников.

                Психологами  установлено, что  свойства  психики  человека,  основы  интелектуальной  и  всей  духовной  сферы  возникают  и  формируются  в  дошкольном  и  младшем  школь_
ном  возрасте, хотя  результаты  этого  развития  обычно  проявляются  позже  этой  связи  очень  ценен  опыт  и  публикации  доктора  педагогических  наук  Г.Кумариной., предложив-

шей  разработку  программы  коррекционно - развивающего  образования. Эта  программа  призвана  организовать  педагогическую  помощь  нуждающимся  в  ней  детям - детям, пере-

ступившим  школьный  порог  с  недостаточным  уровнем  готовности  к  школе, имеющим  недостатки  в  развитии,  слабое  здоровье, находящимися  в  трудной  жизненной  ситуации,
детям  риска  школьной  дезадаптации. Профессором  Г.Кумариной  разработана  модель  педагогической  карты  школьника. Педагогическая  карта  школьника  включает  в  себя 
обобщённые  характеристики  школьника  с  педагогическими  выводами  по  итгам  учебного  года  с  первого  по  девятый  класс. Готовность  ребёнка  к  школе  заполняется  лишь
к  концу  первой  четверти  1  класса. В  нём  находят  отражение  данные, полученные  школьными  работниками  в  результате  изучения  ребёнка  на  этапе  его  поступления  в  школу,
в  период  школьной  адаптации  с  учётом  сведений, содержащихся  в  медицинской  карте  ребёнка  и  характеристике  дошкольного  учрежденияалее  ведётся  наблюдение  за
поведением  и  особенностями  развития  ребёнка,  результаты  этих  наблюдений  заносятся  в  педагогическую  карту. Учитель  имеет  сведения  о  семье  ребёнка, состоянии  его 
здоровья, определяет  готовенсть  ребёнка  к  началу  школьного  обучения, даёт оценку  уровня  психологической  и социальной готовности  к  школе. Это  позволит  учителю  уже
на  ранней  стадии  обучения  выявить  трудности  обучения  школьника, определить  его  посильную учебную  нагрузку,  применить  индивидуальный  подход  в  выборе  заданий.

                В  своих  трудах  В.А.Сухомлинский  писал:" Научные  исследования  физического  и умственного  развития  неуспевающих  и  отстающих  детей  привело  меня  к  выводу,
что  у  85% неуспевающих  и  отстающих  детей  главная  причина  отставания - это  низкая, неудовлетворительная  работа  на  уроке  и  дома. Второгодничество - плохое  состояние
здоровья,  какое - нибудь  заболевание  ипи  недомогание, чаще  всего незаметное  для  врачей. С  каждым  годом  нам  становится  всё  яснее  зависимость  духовной  жизни
ребёнка,  интелектуального  развития,  мышления,  внимания,  устойчивости  от  игры  его  физических  сил."

                Вывод: причина  неуспеваемости  младших  школьников - непосильный  объём  знанийесовершенство  методов  обучения, отсутствие  мотивов  учения. Индивидуальный 
подход  в  обучении - это  создание  разнообразных  условий  обучения  с  целью  учёта  особенностей  учащихся,  это  реализация  групповой  и  индивидуальной  работы  на  уроке.

Hosted by uCoz