Выступление
Ишхановой Н.И. учителя начальных классов лицея №12 г. Люберцы на заседании
методического объединения по теме:
"Индивидуальная
и групповая работа с обучающимися, имеющими трудности
в усвоении программного материала".
от 23.03.2011 года.
Организация индивидуальной и групповой работы на уроке направлена
на создание благоприятной среды для обучающихся,имеющих
разный уровень развития умственного,психического,
интелектуального,физического.Тема
урока,конечно,задана однозначно,согласно планированию учебнрго материала по
данному предмету.Поэтому освоить её необходимо всем обучающимся клас-
са.И освоить на таком уровне,чтобы
полученные знания,умения и навыки были прочными,а применение их в дальнейшем
стало осознанным и обоснованным.Готовясь к уроку учитель,безусловно,
создаст большой по объёму учебный материал по данной теме,поставит
перед собой и учениками цели и задачи,прогнозируя при этом возможные
затруднения обучающихся.Учитель постарается
подобрать самые оптимальные задания и упражнения для раскрытия
темы,её лучшего понимания и усвоения учениками.Учитель
продумает и использует методы и методические приёмы препода-
вания на уроке.Но всегда перед учителем
будет стоять вопрос:как донести нужную учебную информацию до слабоуспевающих
учеников,которые часто испытывают затруднения на уроке?Как пре-
подать учебный материал,сделать его
доступным и понятным этим детям?Как пробудить интерес к данной теме у
ребят,которые часто пассивны на уроке?Для достижения этого необходимо исполь-
зовать индивидуальные и групповые виды работы на уроке с
обучающимися,имеющими трудности в усвоении учебного материала.Применение
этих видов работы начинается с их организации.
В психолого- педагогической литературе индивидуальные задания
рассматриваются как средство повышения эффективности обучения, средство развития познавательной активности,
сочетание организации групповой, фронтальной, индивидуальной работы
младших школьников.
Индивидуальные задачи рассматриваются исходя
из успеваемости, уровня познаватель-
ной самостоятельности и
активного интереса к
учению. Учёт особенностей каждого
ученика для воспитания
и развития познавательных способностей
опирается на психологические
особенности ребёнка: его
обучаемость,которая проявляется в
различной степени лёгкости
и быстроты усвоения
знаний, работоспособность.Индивидуальные задания
- особый вид инди-
видуальной
самостоятельной работы,
которая проходит без
руководства учителя.Индивидуальные
задания младших школьников
создают благоприятные условия
для углубления зна-
ний, приучают к
самостоятельности, к преодолеванию
трудностей, учат планировать время,воспитывают инициативу, активность школьника. Учебный материал
служит основой разра-
ботки вариативной программы, создаёт широкие
возможности для использования
в учебном процессе
различных новаторских методологических подходов.Но пользоваться
каким - то
одним учебным пособием
недостаточно. Учителю
следует применять другие
учебные пособия.Так на
уроках русского языка, помимо
основного учебника Л.М.Зелениной, уже не
пер-
вый год я
пользуюсь дополнительно
пособием авторов Узоровой
и Нефёдовой.Это пособие
содержит много практичеких
заданий по темам
русского языка,чётко подаются
теорети-
ческие знания.После
прохождения каждой темы
имеются вопросы и
задания для закрепления
и проверки знаний.Определённые разделы
пособия направлены на
обогащение сло-
варного запаса учеников, знакомит с
фразеологизмами, синонимами, антонимами. Но самое
важное - пособие даёт задания
разного уровня сложности
и доступности, а
также предла-
гает задания 2 - 3 вариантов. Это позволяет
проводить на уроке индивидуальную и
групповую работу. Особый интерес
учащихся вызывает задание
по исправлению ошибок в
тексте.
Здесь даже слабоуспевающие ученики
спешат ответить, объяснить орфограмму, исправить ошибку.
На уроках
математики я обычно
пользуюсь учебником Л.Г.Петерсон. На основе
реализации дидактической системы
автор учебника предлагает
задания и упражнения
разно-
сторонние и разноуровневые. Много заданий
носят вариативный характер, что
позволяет и сильным, и
слабым учащимся заниматься
решением задач посильной
трудности.Удачнопо-
добранные тексты задач (чаще
о героях известных
книг),пробуждают интерес ребят, заставляют задуматься
над решением.Поскольку каждый
урок содержит на
двух - трёх страни-
цах 14 - 16 упражнений,
то индивидуальные способности
учеников учитываются. Кроссворды, литературные викторины, игра "Лабиринт",
установление числовых закономерностей и др.-
охотно и с
большим интересом обсуждается
учащимися в парах
и группах. Но право
"первого голоса" я чаще оставляю за
слабоуспевающими ребятами.У них
"загораются"
глаза,появляется желание
работать и отвечать. Сильные ученики
в этот момент
не скучают. Они приступают
к более сложным
заданиям.
Таким образом, индивидуальная работа
на уроке строится
на соблюдении знаний
индивидуальных возможностей младших
школьников. Индивидуальный
подход к каждо-
му ученику, учёт его
творческой индивидуальности в
условиях классно - урочной
системы обучения предполагает разумное
сочетание фронтальной, групповой,
индивидуальной
форм работы,
употребление разного уровня
заданий для повышения
качества знаний и
развития каждого младшего
школьника.
Индивидуальный подход
при работе с
младшим школьником включает
в себя ряд
ступеней:
-- выявление
отставания в знаниях,
умениях и навыках
-- ликвидация пробелов
-- устранение причин
неуспеваемости
-- формирование интереса
и мотивации к
учёбе
-- дифференцирование
учебных задач и
оценок деятельности младших
школьников.
Важно отметить, что
при таком родходе
возможен переход учеников из
одной группы в
другую, что обусловлено изменением
качества знаний в
лучшую сторону.
Индивидуальные задания предусматривают нагрузку
для всех учеников: задания повышенной
трудности,а также задания
для ликвидации пробелов.У каждого
младшего школь-
ника есть своя
мера трудности, нижний
её предел. Таким образом, индивидуальный подход
в обучении - это создание
разнообразных условий обучения с
целью учёта
особенностей их контингента. Но это
невозможно без учёта психолого - педагогических
особенностей младших школьников.
Психологами установлено, что свойства
психики человека, основы
интелектуальной и всей
духовной сферы возникают
и формируются в
дошкольном и младшем
школь_
ном возрасте, хотя результаты
этого развития обычно
проявляются позже.В этой связи
очень ценен опыт
и публикации доктора
педагогических наук Г.Кумариной., предложив-
шей разработку программы
коррекционно - развивающего
образования. Эта программа призвана
организовать педагогическую помощь
нуждающимся в ней
детям - детям, пере-
ступившим школьный порог
с недостаточным уровнем
готовности к школе, имеющим недостатки
в развитии, слабое
здоровье, находящимися в
трудной жизненной ситуации,
детям риска школьной
дезадаптации. Профессором
Г.Кумариной разработана модель
педагогической карты школьника. Педагогическая карта
школьника включает в себя
обобщённые характеристики школьника
с педагогическими выводами
по итгам учебного
года с первого
по девятый класс. Готовность ребёнка
к школе заполняется
лишь
к концу
первой четверти 1
класса. В нём находят
отражение данные, полученные школьными
работниками в результате
изучения ребёнка на
этапе его поступления
в школу,
в период
школьной адаптации с
учётом сведений,
содержащихся в медицинской
карте ребёнка и
характеристике дошкольного учреждения.Далее ведётся
наблюдение за
поведением и особенностями
развития ребёнка, результаты
этих наблюдений заносятся
в педагогическую карту. Учитель имеет
сведения о семье
ребёнка, состоянии его
здоровья, определяет готовенсть ребёнка
к началу школьного
обучения, даёт оценку уровня психологической и социальной готовности к
школе. Это позволит учителю
уже
на ранней стадии
обучения выявить трудности
обучения школьника,
определить его посильную учебную нагрузку,
применить индивидуальный подход
в выборе заданий.
В своих
трудах В.А.Сухомлинский писал:"
Научные исследования физического
и умственного развития неуспевающих
и отстающих детей
привело меня к
выводу,
что у
85% неуспевающих и отстающих
детей главная причина
отставания - это низкая,
неудовлетворительная работа на
уроке и дома. Второгодничество - плохое состояние
здоровья, какое - нибудь заболевание
ипи недомогание, чаще всего незаметное для
врачей. С каждым годом
нам становится всё
яснее зависимость духовной
жизни
ребёнка, интелектуального развития,
мышления, внимания, устойчивости
от игры его
физических сил."
Вывод:
причина неуспеваемости младших
школьников - непосильный объём знаний,несовершенство методов
обучения, отсутствие мотивов учения. Индивидуальный
подход в
обучении - это создание разнообразных
условий обучения с
целью учёта особенностей
учащихся, это реализация
групповой и индивидуальной работы
на уроке.