Использование здоровьесберегающих образовательных технологий как средство предупреждения учебных перегрузок учащихся.

 

 

В настоящее время стал актуальным вопрос об учебных перегрузках учащихся. Для того, чтобы предупредить на уроках у школьников утомление и, тем более, переутомление, необходимо использовать  инновационные здоровьесберегающие образовательные технологии. 

 

Традиционная система обучения практически не дает возможности решить в полном объеме проблему здоровьесбережения. И даже не столько по причине самих программ, сколько из-за используемых методов обучения. Большинство детей приходят в школу с ослабленным здоровьем, и в процессе обучения здоровье продолжает ухудшаться. Ухудшение здоровья школьников напрямую зависит от учебных нагрузок. Существует ряд факторов, которые разрушают здоровье детей:       

Поза во время учебного процесса.

Обедненные природные стимулы учебной среды.

Вербальный принцип построения учебного процесса.

Несовершенные методики преподавания.

 

Причины учебных перегрузок учащихся:

Интенсификация учебного процесса.

Не соблюдение норм СанПиНа.

Стиль общения учителя с учащимися.

Традиционная система обучения.

Непрофессионализм самого учителя:

нерациональная организация учебного труда школьников;

несоответствие преподавания возрастным особенностям     детей;

непрофессионально организованный контроль.

 

Перегрузка зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Дети, занимающиеся в режиме развивающего обучения, испытывают более высокие нагрузки по сравнению с обычными программами. Говоря об учебной нагрузке, следует иметь в виду, что она не носит чисто физиологического характера и не может измеряться только в количестве часов или прочитанных страниц. Учебная нагрузка напрямую зависит от психологического отношения школьников к учению: если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И, наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бессмысленным, может вызвать переутомление даже при небольших объемах учебного материала.       

 

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся;  совокупность принципов, приемов, методов педагогической работы, дополняющие традиционные педагогические технологии обучения, воспитания, развития. Понятие «здоровьесберегающая» - это качественная характеристика любой образовательной технологии.        

 

Наряду с решением триединой дидактической задачи урок должен решать и другие задачи, если он построен с учетом  принципов здоровьесбережения:

Создание психологически комфортной среды.

Развитие самостоятельности мышления.

Формирование коммуникативной компетентности.

Формирование предметной компетентности.

Развитие познавательной активности.

Развитие творческих способностей.

Разнообразие учебной деятельности.

 

Важное условие успешного обучения – это возможность ребенка плодотворно и длительно выполнять определенную умственную деятельность, которая доступна его возрасту, при экономных нервно-физиологических затратах.

 

К здоровьесберегающим технологиям можно отнести все личностно-ориентированные, т.к. для них приоритетна индивидуальность каждого ребенка, обеспечение комфортных условий развития и реализация его природных возможностей. В этом случае ребенок становится заинтересованным лицом, субъектом образовательного процесса. Отношения носят субъект-субъектный характер.

 

Методическим объединением учителей нашей начальной школы проанализирован научный и практический опыт, обеспечивающий сохранение и укрепление здоровья учащихся. Нами разработана здоровье-сберегающая система образования, которая представляет собой совокупность взглядов, объединенных фундаментальным замыслом, ведущей идеей и целью; выработан способ построения  здоровьесберегающих технологий. Выделены следующие условия, обеспечивающие реализацию ЗОТ:

 

1.   Гуманно-личностный подход.  (Педагогика сотрудничества)

 

Образование, чтобы стать гуманистическим, прежде всего, должно быть сориентировано на пробуждение внутренней духовно-нравственной активности учащихся – их рефлексии, целеполагания. Гуманно-личностный подход – это ключевое звено, коммуникативная основа личностно-ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи:

  новый взгляд на личность как цель образования;

  гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

  отказ от прямого принуждения как метода, не дающего  результатов.

 

 Новый взгляд на личность представляет следующие позиции:

личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе – полноценная человеческая личность;

личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;

личность – цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;

каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы;

приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.)

 

Гуманное отношение к детям включает:

педагогическую любовь к детям;

оптимистическую веру в ребенке;

сотрудничество, мастерство общения;

отсутствие прямого принуждения;

приоритет положительного стимулирования;

терпимость к детским недостаткам;

 

 Демократизация отношений утверждает:

уравнивание ученика и учителя в правах;

право ребенка на свободный выбор;

право на ошибку;

право на собственную точку зрения;

соблюдение Конвенции о правах ребенка;

стиль отношений учителя и учеников.

 

Учение без принуждения характеризует:

требовательность без принуждения, основанная на доверии;

увлеченность, рожденная интересным преподаванием;

замена принуждения желанием, которое порождает успех;

ставка на самостоятельную и самодеятельность детей;

применение косвенных требований через коллектив.

 

Новая трактовка индивидуального подхода включает:

отказ от ориентировки на среднего ученика;

поиск лучших качеств личности;

применение психолого-педагогической диагностики личности;

учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;

прогнозирование развития личности.

 

Учебная деятельность школьника проходит в сотрудничестве со взрослыми, в совместном поиске, когда ребенок не получает готовых знаний, а напрягает свой ум и волю. Даже при минимальном участии в такой совместной деятельности он чувствует себя соавтором в решении возникающих проблем.

Активно-деятельностный способ обучения.

 

(Технологии развивающего обучения)

 

Суть развивающего обучения состоит в том, что ученик не только усваивает конкретные знания, умения и навыки, он овладевает способами действий. Изменение характера преподавания вызывает изменение характера и структуры учения. Учебные действия являются в процессе усвоения первичными. Знания носят вторичный характер и как стимулы учения, конкретные цели, орудия и инструменты познания вне деятельности (вне системы действий) теряют свою силу.

 

 Развивающее обучение отличается от обучения объяснительно-сообщающего типа характером преподавания и учения. Основная роль учителя в процессе развивающего обучения - организация учебной деятельности ученика, направленной на мотивацию учебной деятельности, на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции.

 

Учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности при использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи. Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, учитель должен знать, какими компетенциями учащийся овладел в ходе предыдущего обучения, какова степень осмысления учащимися собственной деятельности. На основе полученных данных учитель конструирует педагогические воздействия на учащихся, располагая их в зоне ближайшего развития ребенка. Работа с опорой на зону ближайшего развития учащегося помогает полнее и ярче раскрыться его потенциальным возможностям. Она воспитывает у школьника веру в свои силы.

 

Следовательно, предметом деятельности учения в структуре развивающего обучения является не усвоение как таковое, а собственно учебная деятельность, формирующая общеучебные компетенции.

Технологии проектирования и моделирования.

 

В настоящее время школе требуются такие методы обучения, которые формируют активную, самостоятельную, инициативную позицию ученика в обучении; развивают в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формируют не просто умения, а компетенции, т.е. умения непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности. Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении. Через проектную деятельность решаются и образовательные, и развивающие, и воспитательные задачи. Есть цель, идея, которой увлечены все участники. У учащихся формируется самостоятельность, творчество, коммуникативные качества. Для эффективной проектной деятельности  необходимо соблюдать определенные условия: мотивировка детей и их интерес к деятельности, доступность предлагаемого учителем материала, учет возрастных особенностей детей, наличие групповых форм работы, свободомыслие всех участников. Самое главное, участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт общения (как школьникам, так и педагогам), невозможный при других формах обучения.

 

Метод проектов успешно интегрируется в образовательный  процесс. Он органично сочетается с групповыми формами работы. Эта технология позволяет достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по любому учебному предмету, сохраняя при этом достижения отечественной дидактики и педагогической психологии.

 

Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде.

 

В начальной школе проектная деятельность осуществляется на уроках, на самостоятельной работе, во внеурочное время. Использование проектирования предполагает кардинальное изменение роли учителя, который становится организатором работы, руководителем проекта, консультантом и т. п.

Технологии игровых форм обучения.

 

 Игра – одна из наиболее оптимальных форм деятельности, способствующая естественной адаптации к разнообразным нагрузкам для детей младшего школьного возраста. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами..

 

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане

В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. Г.К.Селевко отмечает: «В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

 

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

 

как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

 

в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

 

как технология внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Технология групповых форм обучения.

 

Элементы групповой работы, вводимые  уже с первых дней учебы детей в школе, способствуют активизации познавательной деятельности школьников и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь. В своей работе учителя используют такие разновидности групповых технологий, как:

групповой опрос;

мозговой штурм;

общественный смотр знаний;

групповая дискуссия;

учебная встреча;

нетрадиционные уроки;

уроки, в которых имеет место разделение класса на различные группы и др.

 

Такая форма организации обучения создает все необходимые условия для общего развития ребенка, проявляется сотрудничество, взаимодействие с другим человеком.         Групповая работа – наиболее эффективная альтернатива традиционным методам обучения, т.к. в процессе нее уровень осмысления и усвоения учебного материала возрастает, детям значительно легче учится вместе. При использовании данного вида работы у учащихся активизируется познавательная деятельность, учитываются индивидуальные особенности учащихся, прививается культура общения. Данная форма работы помогает избежать длительного сидения за партой.

Технология уровневой дифференциации.

 

Идеи дифференцированного обучения широко входят в практику преподавания любого предмета. Но при этом пользуются различными понятиями: дифференциация многоуровневая, разноуровневая, уровнево-групповая. 

 

Дифференциация – это организация учебно-воспитательного процесса с учетом групповых особенностей учащихся. Дифференциации может осуществляться по разным направлениям:

по полу;

по темпераменту;

по обучаемости;

по обученности;

по интересам;

по способностям;

по типу восприятия и т.д.

 

 Основные принципы уровневой дифференциации обучения непосредственно связаны с такими концептуальными идеями образовательных стандартов, как обеспечение прав и обязанностей учеников в отношении содержания образования, реализация деятельностного подхода и личностного выбора содержания образования, осуществление преемственности образовательных программ, опорного характера обучения и процессуальной разгрузки школьников. Как педагогическая технология уровневая дифференциация обучения направлена на непосредственную реализацию образовательных стандартов в учебном процессе,  на «выращивание» и адаптацию стандартов к ученику и к школе. Тем самым она призвана внести весомый вклад в модернизацию образования.

Предупреждение «школьной дезадаптации».

 

Для предупреждения «школьной дезадаптации» учитель должен организовывать учебный процесс, осуществляя индивидуальный подход к учащимся, взаимодействуя с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности. При организации учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей следует учитывать:

возрастные особенности учащихся;

тип восприятия;

тип мышления;

тип памяти;

уровень внимания;

тип темперамента;

особенности характеров;

предпочтение предметов и т.д.

 

 Индивидуализация обучения – это такая форма или модель организации учебного процесса, при    которой может быть взаимодействие учителя с одним учеником или одного учащегося со средствами обучения.

 

Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям.

Организация урока с учетом валеоологических положений.

 

Особенно важными являются валеологические исследования в самые ответственные для школьника периоды - поступление в первый класс, переход младших школьников к обучению в основной школе, поступление в профильный класс, выпуск из школы.

 

Актуальность данного направления обусловлена многими причинами:

сохраняется тенденция снижения уровня здоровья школьников, что ведет к снижению адаптивности школьников к учебной нагрузке;

растет информационная нагрузка на учеников, особенно при переходе в основную школу;

отсутствует плавный переход младших школьников в основную школу: резко повышаются требования к школьнику, увеличивается информационная нагрузка без учета физиологии ребенка (большинство пятиклассников имеют характеристики физического развития, соответствующие раннему школьному возрасту);

оценка адаптации младших школьников к обучению в основной школе затруднена из-за недостаточности методик, оценивающих адаптивность школьников.

 

Валеологическое сопровождение  - это совокупное знание о путях безболезненной передачи учащимся знаний, умений и способов познавательной деятельности; это  деятельность учителя, направленная на создание условий, способствующих, развитию конкретной личности и ее гармонизации.

 

При построении учебного процесса следует учитывать возрастную периодизацию развития ребенка, т.к. существуют общие закономерности и индивидуальные особенности физиологического развития школьников. Оптимизация учебного процесса возможна, если учебный процесс будет откорректирован на основе данных валеологической диагностики с помощью следующих педагогических мер:

Организация уроков с учетом валеологических положений. (Учет динамики работоспособности детей: фаза вхождения в урок – 3-5 минут, период устойчивой оптимальной работоспособности -15-20 минут, «конечный порыв».)

Коррекция расписания в течение дня, недели в соответствии с кривой работоспособности.

Использование валеологических пауз на уроках. (10-15 минута, 25 минута).

Использование физических упражнений в процессе обучения, которые положительно влияют на умственную деятельность.

Использование элементов коррекционных упражнений на уроке.

Использование элементов системы В.Ф.Базарного по развитию психомоторики. 

Рациональное чередование различных видов деятельности.

Гибкость структуры уроков.

 

Готовность учащихся к следующему возрастному и образовательному этапу проявляется не только в степени успешности их учения, но и в том, как организм школьника адаптируется к новым учебным условиям. В данном случае критерием готовности будет адаптивность.

Объем двигательной активности в учебном процессе.

 

В соответствии с нормами СанПиН ежедневный объем двигательной активности учащихся должен составлять не менее 2 часов. Двигательная активность у 35% школьников не соответствует оптимальной двигательной активности, способствующей нормальному развитию здоровья ребенка.

 

Удовлетворение ежечасной потребности следует осуществлять за счет малых форм физического воспитания:

утренней гимнастики;

гимнастики до уроков;

физкультминуток на уроках;

гимнастики для глаз;

динамических перемен.

 

Двигательный отдых является средством повышения умственной работоспособности и сохранения здоровья учащихся. По наблюдениям профессора Н. Т. Лебедевой, если не дать ребенку достаточно двигаться в первой половине дня, то он реализует дефицит движения позднее, но это может привести к повышенному травматизму.

 

Таким образом,  следует обратить серьезное внимание на создание оптимальных условий для реализации биологической потребности детей и подростков в двигательной активности в течение учебного дня. Для этого следует восстановить малые формы физического воспитания.

Элементы технологии В.Ф. Базарного.

 

 Для сохранения и восстановления здоровья детей учителя выбирают технологию раскрепощенного развития детей, разработанная физиологом В.Ф. Базарным, отличительной чертой, которой является то, что основное внимание обращено главным образом, на учащихся начальной школы.

 

Благодаря природосообразным (по определению профессора), раскрепощающим детей образовательным технологиям включаются скрытые резервы мозга, которые в традиционных школьных условиях используются с очень малым КПД.

 

Используя в своей работе элементы данной технологии, не надо менять  школьные программы, а только способы и методы подачи материала. Доказано, что дети запоминают образы. В сочетании с движением – это стопроцентное освоение урока.

 

Полезное действие на функции организма оказывает изменение рабочей позы во время урока. Система «динамической смены поз», предусматривает организованный перевод учащихся из положения сидя в положение стоя два-три раза за урок. Для работы стоя подбираются соответствующие виды учебных заданий. Дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата могут поочередно работать за конторками по 5-8 минут.

 

Важная особенность уроков состоит в том, что они проходят в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей.

Коммуникативная педагогическая техника учителя.

 

Перегрузка может возникнуть и от негативного отношения к изучаемому предмету, и от неудовлетворенности своим учителем. Благоприятный психологический климат на уроке – один из показателей успешности его проведения.

 

Именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Благоприятный психологический климат на уроке – один из показателей успешности его проведения.

 

Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический характер. В процессе образования учитель решает две задачи - адаптивную и гуманистическую ("человекообразующую"). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности и творческой индивидуальности.

 

Организация различных видов педагогической деятельности предполагает использование вариативных технологий на уровне творчества и мастерства; использование системы научно-обоснованных средств, форм и методов воспитания, обеспечивающих приобщение учащихся к общечеловеческим культурным ценностям, формирование качеств личности, создание с этой целью воспитывающей среды и гуманных взаимоотношений между взрослыми и детьми. Все это требует, чтобы учитель был творческой личностью, любил детей и свою работу, постоянно работал над собой, развивал технологичность и мастерство. Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.

 

 Непосредственно от индивидуальной психологической технологии педагога зависит в конечном счете, в каком состоянии выйдут после уроков ученики: уставшими, утомленными, измотанными или удовлетворенные, поднявшимися на новую ступеньку знаний.

 

В полноценном развитии младших школьников первостепенное значение имеет создание оптимальных условий для образовательного процесса, отдыха и оздоровления детей.

 

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм, методов организации обучения, без ущерба для здоровья учащихся, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

 

Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

 

 

 

Используемая литература:

Н.К.Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.:АРКТИ, 2003.

Г.М.Соловьев, Н.И.Соловьева. Здоровьесберегающая система образования и обеспечение здоровья и формирования культуры здорового образа зизни учащихся: монография. – М.: Илекса, 2007.

Г.К.Селевко. Технологии развивающего обучения. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

О.В.Канарская. Инновационное обучение: методика, технология, школьная практика. Книга для учителя. С.Петербург, 1997.

Л.С.Нагавкина, Л.Г.Татарникова. Валеологические основы педагогической: Учебно-методическое пособие. – СПб.:КАРО, 2005.

И.В.Чупаха, Е.З.Пужаева, И.Ю.Соколова. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илеска, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2006.

Т.А.Мирошниченко. Система работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовании. / Волгоград: ИТД «Корифей». 2005.

Статьи журналов «Завуч начальной школы», «Начальная школа».

Hosted by uCoz