Школа – это «сценическая» площадка,

                                      где не только излагаются знания,

                                        но и раскрываются, формируются и

                                            реализуются личностные особенности

   учащихся.

 

 

                                  

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЫ

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №12 г. Люберцы Московская область

Год основания ОУ - 1984

Год получения статуса лицея - 1996

Лицензия –  А189797 №57928 от 18.10.2005 г.

Юридический и физический адрес: 140013, РФ, Московская область, г. Люберцы,

                                                                        ул. Побратимов,  дом 19

Телефоны: (495)  559-73-90; 559- 76- 35

Факс: 559-73-90; Е-mail: lublycey12@mail.ru; Сайт:http://lublycey12.narod.ru

Учредитель: администрация муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области

Директор лицея: Соловьева Надежда Петровна

Заместители директора:

-         по научно- методической работе: Боброва Елена Евгеньевна

-         по учебно-воспитательной работе: Бобровская Татьяна Александровна

                                                                Колчанова Ирина Геннадьевна

                                                                Буданова Альбина Ивановна

-         по воспитательной работе: Кубитович Ольга Михайловна

-         по административно-хозяйственной части: Каюмова Татьяна Ивановна

-         по безопасности: Каюмова Татьяна Ивановна

Председатель профсоюзного комитета: Трушкина Елена Александровна

Всего работников – 78

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №12 города Люберцы Московской области образовано в 1996 году на базе средней школы №12, которая была открыта в северной части города в 1984 году.

Уровень профессиональной компетенции педагогических кадров, степень подготовленности обучающихся, стабильность функционирования системы «Школа-ВУЗ» дали возможность для структурного и качественного преобразования учебного учреждения. Учредителем образовательного учреждения нового статуса стала Администрация муниципального образования «Люберецкий район Московской области».

Лицей расположен в северной части города, где отсутствуют промышленные предприятия. Микрорайон лицея постоянно растет за счет точечной застройки. В микрорайоне расположены еще 5 муниципальных общеобразовательных учреждений: СОШ №11, СОШ №13, СОШ №21, СОШ №24 с углубленным изучением отдельных предметов, СОШ №25.  Социальные особенности семей обучающихся в лицее: рабочие (18%), служащие (61%), творческие работники (1%). Не имеющие постоянного места работы и неработающие граждане составляют 12% от общего числа жителей. Воспитываются в полных семьях 78% обучающихся, в неполных семьях – 22%, в многодетных семьях – 2%.

            В микрорайоне отсутствуют спортивные и культурно-просветительские учреждения. В ближайшем окружении лицея – детские дошкольные учреждения №№56,58, Люберецкий филиал Московского института коммунального хозяйства и строительства, несколько торговых точек, игровой клуб.

 

 

На протяжении последних четырех лет наблюдается стабильность в количественном составе обучающихся.

 

Динамика структуры контингента обучающихся представлена в таблице.

 

 

Учебный год

 

  2003- 2004

 

 2004-2005

 

 2005-2006

 

 2006-2007

 

 

Всего

обучающихся, чел.

 

 

1019

 

974

 

964

 

958

 

В 1-4 классах, чел.

 

 

370

 

417

 

406

 

410

 

 

В 5-9 классах, чел.

 

477

 

393

 

412

 

 

415

 

В 10-11 классах, чел.

 

 

172

 

164

 

146

 

133

 

В 2006-2007 учебном году в лицее было организовано 40 классов, в которых обучается 958 учеников. В режиме шестидневной учебной недели функционируют 5-6 пролицейские и 8-11 классы, всего 17 классов.  Пятидневная учебная неделя установлена для 1-4  классов, 5-7  общеобразовательных классов, всего 23 класса. Организованы группы продленного дня в начальном звене обучения.

Традиционно по результатам конкурсных экзаменов формируются 8-11 классы математического (физико-математического) и гуманитарного профилей.

 Способ реализации профильного образования – углубление изучения отдельных областей знания (математики, естествознания, филологии, обществознания). В каждой параллели (1-11 классы)  50-75% составляют классы развивающего обучения (1-4 классы), пролицейские (5-7 классы) и  лицейские (8-11 классы). Общеобразовательные классы остаются в структуре учреждения, так как лицей наряду с выполнением программ профильного лицейского образования выполняет задачу получения основного общего и среднего (полного) общего образования обучающимися.

 

 

 

Рис. 1.1. Численность обучающихся  1 – 4 классов, чел.

 

 

 

 

Рис. 1.2. Численность обучающихся 5 – 9 классов, чел.

 

 

 

 

 

Рис. 1.3. Численность обучающихся  10 – 11 классах

 

 

Рис. 1.4. Средняя наполняемость классов МОУ лицея №12 по ступеням обучения, чел.

 

 

МИССИЯ ШКОЛЫ

 

         Лицей осуществляет на практике идею непрерывного образования, принципиальной основой которого является гуманитаризация и гуманизация.  Ведущим педагогическим принципом остаётся идея дифференциации, которая понимается как учёт индивидуальных особенностей в такой форме, когда обучающиеся группируются на основании каких-либо способностей для обучения, позволяя раскрыть  возможности школьника и планировать его развитие. Однако в современной педагогической теории и практике наблюдается усиление личностного аспекта в образовании, что требует применения личностно-ориентированного обучения. Педагогический коллектив лицея рассматривает личностный подход в образовании как этико-гуманистический принцип общения педагога и обучающегося, приоритет индивидуальности в образовании в смысле альтернативы коллективно-нивелирующему воспитанию. Повышение роли воспитательной работы в образовательном процессе требует осуществления личностно-ориентированного  подхода в воспитании подрастающего поколения, дальнейшей демократизации школьной жизни, сближения урочной и внеурочной деятельности.

Для осуществления вышеназванных идей  решаются следующих задач:

1)      на организационном уровне:

2)      на исследовательском уровне:

·          апробация и внедрение в практику работы программы нравственно-этического воспитания школьников;

Реализация поставленных задач осуществляется благодаря:

Общественная оценка деятельности педагогического коллектива лицея:

·         в 2003  году коллектив лицея был отмечен Благодарственным письмом ректора Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана профессора И.Б. Федорова «За высокую степень подготовки выпускников профильных классов»;

·         в 2004 году коллектив лицея был награжден Благодарственным письмом  председателя Московской областной Думы В.Е. Аксакова «За многолетнюю, плодотворную педагогическую деятельность, большой вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения»;

·         в 2005 году  Комитет по образованию Люберецкого района отметил благодарностью коллектив лицея «За активное участие в выставке «Информационные технологии в образовании»;

·         Благодарственное письмо Администрации Люберецкого района «За высокие результаты в обучении и воспитании подрастающего поколения»;

·         в 2006 году коллектив лицея награжден грамотой Управления образованием администрации муниципального образования Люберецкого муниципального района Московской области «За 1 место в районном конкурсе литературно-музыкальных композиций «Ты не могла не выстоять, Москва!», посвященном 65-летию битвы под Москвой»;

·         Благодарность Московского физико-технического института (государственного университета) Бабиной Екатерине Ефимовне учителю математики, Зашейловскому Артуру Яковлевичу учителю физики за высокую и качественную подготовку учащихся в области естественно-математических наук.

·         в 2005-2006 учебном году учитель физики Макова Галина Владимировна  стала лауреатом конкурса «Учитель года - 2006».

·         в 2007 году педагогический коллектив лицея выдвинул кандидатуру учителя математики Соколову Светлану Николаевну на соискание премии в рамках национального проекта «Образование»; кандидатура успешно преодолела муниципальный уровень.

2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ

 

Цель общеобразовательного учреждения, сформулированная в законах «Об образовании» Российской Федерации и Московской области, концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации, заключается в создании условий для умственного, нравственного, эмоционального, физического развития личности, ее творческого потенциала с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Общим принципом образовательной политики образовательного учреждения является гуманитаризация. Сущность принципа гуманитаризации заключается во введении человека в пространство человеческой культуры с целью формирования самим индивидом готовности к восприятию окружающего мира через призму собственных ценностей. Для этого в лицее создается  образовательная среда, позволяющая формировать у обучающихся  культуру существования в лицее, социуме, обществе.

 

Приоритетные направления развития образовательной системы определили использование  в учебно-воспитательном процессе следующих инновационных идей:

·     перевод субъект-объектных отношений участников образовательного процесса в отношения сотрудничества, дальнейшее совершенствование методологической подготовки учителей в области применения современных образовательных, в первую очередь личностно-ориентированных, адаптивных, коммуникационных и информационных технологий;

·     осуществление личностно-ориентированного  подхода в обучении и воспитании, дальнейшая демократизация школьной жизни, предполагающая реальное деловое сотрудничество между обучающимися, их родителями, педагогами.

·     внедрение в практику работы классных руководителей и учителей-предметников уроков нравственности в рамках программы нравственно-этического воспитания учащихся с целью социализации обучающихся, влияния на их нравственную ориентацию, воспитания интеллигентных качеств личности в ходе учебного процесса;

 

Предметами деятельности лицея являются:

 

·          воспитание и обучение детей;

·         реализация образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительных образовательных программ;

·         обеспечение физического и эмоционального благополучия каждого обучающегося;

·         выявление и развитие способностей обучающегося, обеспечение непрерывности системы образования;

·          проведение консультаций для родителей (законных представителей) по вопросам педагогике;

·          разработка, апробация и внедрение новых образовательных программ.

 

Прием в первый класс осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению.

При зачислении в пролицейские классы обращается внимание на рекомендации психологов,  состояние здоровья детей и отсутствие медицинских противопоказаний к занятиям интенсивным интеллектуальным трудом на программном материале повышенного уровня.

Для комплектования лицейских (профильных) классов создается специальная приемная комиссия, состав которой утверждается приказом директора. Комиссия организует свою деятельность в соответствии с Положением.

При наличии свободных мест возможен дополнительный набор в 8-11 классы, с тем, чтобы учащиеся, чьи склонности и интересы проявятся позднее, могли продолжить обучение в профильных классах.

Педагогический коллектив лицея активно внедряет в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии, придерживаясь важнейшего из принципов

«Не навреди!». При составлении расписания учебных занятий используется таблица И.Г. Сивкова, в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах.

Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучают учащихся  постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим. В частности, на уроках информатики, ИКТ обучающиеся систематически выполняют комплекс восстанавливающих упражнений.

            Согласно рекомендациям по организации обучения первоклассников в адаптационный период (Дополнение к письму Минобразования России от 25.09. 2000

№ 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы») учителями первых классов в течение первой четверти проводятся четыре урока по 35 минут. С целью создания благоприятных условий для адаптации ребенка к школе последние уроки проходят в форме уроков-игр, уроков-экскурсий, являющихся также обучающими. Уроки физической культуры проводятся на свежем воздухе. Занятия по окружающему миру, изобразительному искусству, трудовому обучению проходят в форме экскурсий, целевых прогулок.

            В основном на всех  уроках в лицее проводятся  физкультурные «минутки» и физкультурные паузы  для повышения внимания, умственной работоспособности, эмоционального тонуса, что помогает уменьшить статическую нагрузку на позвоночник, предупредить нарушение осанки и зрения.

           

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЛИЦЕЯ

 

       Учебный план составлен в соответствии с примерным учебным планом общеобразовательного учреждения Московской области (приложение к письму Главного управления образованием Московской области №2257-06-С от 10.08.1999 г.) и БУП Российской Федерации (приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.02.1998 г. №322), санитарными правилами СП 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях».

            В основу учебного плана положена концепция развития МОУ лицея №12, которая исходит из понимания необходимости совершенствования лицейского образования с целью обеспечения непрерывного процесса становления и развития личности обучающегося с ее последующей социальной адаптацией на основе оптимизации учебной деятельности.

            В инвариантной части учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации  и гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков.

            Часы вариативной части учебного плана обеспечивают реализацию приоритетных направлений в работе лицея – образовательного учреждения, осуществляющего углубленную подготовку обучающихся по предметам естественно-математического цикла.

            Пролицейские и лицейские классы работают в режиме шестидневной учебной недели, за исключением начальной школы.

            В начальной школе акцент делается на формирование прочных навыков учебной деятельности, на овладение обучающимися устойчивой речевой, письменной и математической грамотностью, на воспитание культуры речи и общения. Поэтому инвариантная часть учебного плана включает обязательный набор предметов, соответствующий реальным стандартам и обеспечивается типовыми программами для начальной школы. Однако начальное пролицейское образование базируется на системе Л.В. Занкова,  изучение математики рассматривается как пропедевтический курс углубленного изучения предмета в основной и старшей школе. Исходя из возможностей, во 2 классе на изучение математики добавлен 1 час.

            В основной школе первые три года рассматриваются как период профессиональной первичной ориентации.  В 5-7 пролицейских классах добавлены часы на изучение математики, иностранного языка, основные учебные предметы дополнены предметами культурологического направления: история искусства –  1 час, риторика – 1 час.

            Профильное обучение в 8-9 классах основной школы, а также в 10-11 классах средней школы направлено на формирование первичных профессиональных навыков, способствующих успешному обучению в инженерно-технических ВУЗах.

Увеличено за счет вариативной части учебного плана количество часов на изучение математики: математический профиль – в 8-9 классах – 9 недельных часов, в 10-11 классах – 10 недельных часов; физико-математический профиль – в 8-9 классах – 7 недельных часов, в 10-11 классах – 8 недельных часов. На изучение физики также увеличено количество недельных часов: математический профиль – 10 класс – 4 часа, 11 класс – 6 часов; физико-математический профиль – в 8-9 классах – 3 часа, в 10-11 классах – 6 часов. В классах математического и физико-математического профилей образовательная область «Технология» представлена курсом «Информационные технологии» – по  2 часа в неделю с 8 по 11 классы.

            Ориентирование системы образования на гуманизацию, гуманитаризацию, приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования привело к созданию профильных лицейских классов гуманитарного направления.

 В 5-7 классах добавлены часы на изучение иностранного языка, ведутся курсы истории искусства и риторики. В 8-11 классах на   изучение  литературы, истории, иностранного языка добавлены часы из вариативной части. В дополнение к основным предметам изучается история искусства, психология.

Обучающиеся 10-11 общеобразовательных классов проходят профессиональную подготовку в Центре социально-трудовой адаптации и профориентации в рамках образовательной области «Технология».

 

СИСТЕМА РАБОТЫ ЛИЦЕЯ В НАПРАВЛЕНИИ  «ШКОЛА - ВУЗ»

 

С 1993 года образовательное учреждение поддерживает на договорной основе научно-практические связи с Московским государственным техническим университетом имени Н.Э. Баумана, является профильной школой факультета «Информационные системы управления» (ИУ) МГТУ.

С 1992 года осуществляется сотрудничество с Московским государственным университетом прикладной биотехнологии и с 1995 года с Московским государственным областным университетом (факультет «Математика и информатика»).

 

Сотрудничество с Московским государственным техническим университетом

им. Н.Э. Баумана

Таблица 2.1.

 

Учебный год

Количество участников тестирования

Положительные оценки, %

Количество успешно сдавших, %

Средний балл успешно сдавших

Русский язык

Математика

Физика

2003-2004

14

92,9

100

91,6

78,6

7,8

2004-2005

12

91,7

75

55,6

41,7

7,4

2005-2006

13

92,3

100

100

84,6

7,5

2006-2007

15

100

80

67

67

7,5

 

 

Рис. 2.1. Результаты тестирования в МГТУ им. Н.Э. Баумана

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ЛИЦЕЕМ

 

Современная школа – это сложная организация, выполняющая одновременно несколько функций: учебно-воспитательный процесс, кадровое и программно-методическое обеспечение, хозяйственная деятельность, административное управление.

Основными формами самоуправления в лицее являются Совет лицея, Попечительский совет, Педагогический совет. Общее руководство лицеем осуществляет выборный представительный орган -  Совет лицея, избираемый на первичной общешкольной конференции и состоящий из 14 представителей:

·          5 кандидатов от педагогов;

·          3 – от родительской общественности;

·          3 – от обучающихся  9 – 11 классов;

·          по должности – директор лицея, социальный педагог, педагог-психолог;

К компетенции Совета лицея относятся:

o        разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных графиков;

o        рассмотрение и принятие Правил внутреннего распорядка лицея и иных локальных актов;

o        самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждением и Федеральным Законом «Об образовании»;

o        контроль за своевременным предоставлением отдельным категориям обучающихся дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами местного самоуправления;

o        создание в лицее необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников лицея;

o        иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

В настоящее время лицей находится на стадии  создания нового органа государственно-общественного управления – управляющего совета (далее – Совета), обладающего большими полномочиями и возможностями при решении вопросов, касающихся образовательной деятельности учреждения. Деятельность Совета будет направлена на решение следующих задач:

o        участие в распределении часов вариативной части учебного плана, в определении профилей обучения и системы оценки знаний обучающихся;

o        содействие в организации оптимальных условий и форм образовательного процесса;

o        контроль за здоровыми и безопасными условиями обучения, воспитания и труда в ОУ.

Совет состоит из представителей родителей обучающихся, учащихся 9-11 классов, работников лицея и представителя Учредителя. Совет создается с использованием процедур выборов, назначения, кооптации.

Процедура выборов, кооптации, количественный состав и организация работы Совета определяется Уставом лицея.

В состав Совета входят:

- родители обучающихся – от 1/3 до 1/2 от общего числа членов Совета;

- учащиеся 9-11 классов – по одному представителю от параллели;

            - работники лицея – не более 1/4 от общего числа, причем директор лицея входит в состав Совета по должности;

- представитель Учредителя -1.

С нового учебного года управляющий Совет как орган государственно-общественного управления лицеем будет являться основным законодательным органом в управлении нашего ОУ.

 

          

Попечительский

совет

 
 


Рис. 2.2. Процесс изменения системы управления лицеем в 2007 г.

 

 

Административное управление лицеем осуществляет директор и его заместители.

            Директор является координатором усилий всех участников учебно-воспитательного процесса по обеспечению развития и стабильного функционирования образовательного учреждения.

            Заместители директора реализуют оперативное управление учебным и воспитательным процессами и осуществляют мотивационную, информационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функции.           

            В лицее работает педагог-психолог и социальная служба, которые помогают в решении проблем  обучения и воспитания, позволяют осуществлять психолого-педагогическую поддержку и коррекцию личностных новообразований на всех этапах обучения.

 

Организационная диаграмма

 

 

Рис. 2.3. Административное управление лицеем

 

По инициативе родительской общественности в 2003 году создана некоммерческая организация «Благотворительный фонд лицея №12». Согласно Уставу организации, основная деятельность направлена на поддержание учебно-воспитательного процесса и материально-технической базы лицея, поощрение лучших учащихся, победителей и призеров различных олимпиад, конкурсов, соревнований.

Для обеспечения  целостной, открытой системы, развивающейся во всех параметрах воспитательного  процесса лицея,  важную роль играет самоуправление учащихся. Орган ученического самоуправления «Лицейское братство» представляет собой совет старшеклассников, выбираемый из состава учащихся 5-11 классов. Структурным подразделением, решающим организационные вопросы, является Совет старост. Деятельность ученического самоуправления лицея осуществляется по следующим направлениям:

·         взаимопомощь в учении, в организации и проведении школьных олимпиад, конкурсов,  предметных недель, интеллектуальных турниров;

·         участие в создании трудовых объединений школьников и организации их эффективной деятельности;

·          организация самообслуживания в лицее: дежурство классов по школе и в кабинетах, благоустройство школьной территории;

·         помощь в организации внеклассной спортивной работы,  проведение школьных праздников, концертов, походов;

·         регулярный выпуск школьной стенгазеты «Лицейское братство» с целью передачи информации; участие в обновлении информации на  сайте лицея.

 

 

Hosted by uCoz