3.
УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ
Лицей открыт ежедневно с 07.30 до 19.00, в субботу с 07.30 до 14.00, выходной день – воскресенье. Обучение ведется в две смены: I смена – с 08.00 до 12.45; II смена – с 13.45 до 17.55. Продолжительность урока составляет 40 минут, длительность перемен – различная, от 10 до 20 минут. Перерыв между сменами 30 минут.
С 14.00 – проводятся факультативные, групповые, индивидуальные занятия, кружки, секции (по своему расписанию).
Структура учебного года по четвертям (четыре четверти). На осенние, зимние, весенние каникулы приходится в общей сложности 30 дней плюс каникулы для первоклассников в феврале (одна неделя).
Обучающиеся начальной школы подлежат аттестации со второй четверти второго года обучения. Учащиеся 10-11 классов аттестуются по полугодиям.
В лицее все годы функционирования обучалось достаточно много учащихся.
Рис. 3.1.
Количество классов-комплектов по ступеням обучения за четыре года
Рис. 3.2. Динамика гендерного
состава (количество девочек и мальчиков)
учащихся за четыре года, %
С 1 сентября 1997 года
в здании лицея существует пост
охраны. В 2005 году на общешкольном родительском собрании было принято
решение об установке кнопки тревожной сигнализации, выведенной на пульт
дежурного по ОВО при УВД Люберецкого муниципального
района. Вход в здание лицея для работников
осуществляется по пропускам, а для
обучающихся по дневникам, заверенным печатью общеобразовательного учреждения.
Статистика травматизма учащихся на территории и в здании
лицея составляет от 5 до 7 случаев за учебный год. Травмы, главным образом ушибы,
реже – сотрясения головного мозга. Травмы случаются либо по неосторожности самих
потерпевших, либо в процессе подвижных игр на уроках физической культуры.
Наиболее травмоопасный возраст – учащиеся 5-8
классов, дети с высокой двигательной активностью.
Рис. 3.3. Статистика травматизма обучающихся, чел.
В 2006-2007 учебном году правонарушений обучающимися лицея совершено не было. Такая динамика обусловлена тесным сотрудничеством социальной службы лицея с ОДН Ухтомского ГОМ Люберецкого района Московской области. Сотрудники Усачева Н.В., Горбань О.А. регулярно проводят мероприятия для классных и родительских коллективов с целью профилактики детского травматизма и правонарушений.
Рис. 3.4. Количество правонарушений, чел.
За время обучения каждый обучающийся проходит через 10000 уроков. Естественно, что и психическое, и физическое состояние школьников напрямую зависит от того, насколько грамотно эти уроки были сконструированы, от профессионализма учителя. Определенное ухудшение здоровья происходит из-за перегрузок зрения, недостатка двигательной активности обучающихся, неправильного питания. Задачи педагогического коллектива - обучение учителей профилактическим, коррекционным и реабилитационным приемам по сохранению здоровья обучающихся с целью внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий и пропаганды здорового образа жизни среди родителей и их детей.
Некоторая статистика состояния здоровья обучающихся лицея
за 2003 –
Рис. 3.5. Статистика состояния здоровья обучающихся, %
МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
МОУ лицей №12 расположен в трехэтажном здании
крупноблочной конструкции с общей площадью всех помещений 7311,
Лицей располагает достаточным
количеством технических средств обучения. Ведётся постоянная работа по
укреплению материально-технической базы. В лицее имеются 2 спортивных зала, актовый зал, столовая на 165
посадочных мест, учебные мастерские, методический кабинет, библиотека,
общемедицинский кабинет. Оснащенность кабинетов математики, информатики
необходимым оборудованием позволяет осуществлять предпрофильное
и профильное обучение. Имеется доступ к информационным ресурсам сети Интернет.
Школьная библиотека в достаточной степени
снабжена научно-публицистической,
энциклопедической, художественной, методической литературой.
В ЛИЦЕЕ ОБОРУДОВАНЫ:
·
12 классов – кабинетов начальной
школы;
·
2 компьютерных
класса;
·
слесарная и столярная мастерские;
·
2 кабинета обслуживающего труда;
·
актовый зал;
·
кабинеты- лаборатории физики,
химии, биологии;
·
5 кабинетов математики;
·
5 кабинетов русского языка и
литературы;
·
4 кабинета иностранного языка;
·
большой и малый
спортивные залы;
·
медицинский кабинет;
·
кабинет психолога;
·
методический кабинет;
· столовая.
·
БИБЛИОТЕКА И БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД:
· общий фонд – 28811 экземпляров
· учебная литература – 11133 экземпляра
· методическая литература – 7640 экземпляров
· художественная литература – 9528 экземпляров
· иное – 510 экземпляров
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Всего в лицее работает 66 педагогов, из них 62 человека с высшим образованием, 2 – со средним специальным и 2 – с неполным высшим (продолжают обучение в высших учебных заведениях). Средний возраст работающих учителей 47 лет.
58 % педагогов работают в системе образования свыше 20 лет. Высшую квалификационную категорию имеют 39 педагогов (59%);
первую квалификационную категорию – 10 педагогов (15%);
вторую квалификационную категорию – 10 педагогов (15%).
Рис.
3.6. Уровень образования учителей, %
Рис.
3.7. Педагогический стаж учителей
Рис.
3.8. Уровень педагогического мастерства учителей
Многие педагогические работники лицея пользуются заслуженным авторитетом в районе, отмечены грамотами Министерства образования Московской области, Министерства образования Российской Федерации, имеют награды:
Таблица 3.1.
№ п/п |
Ф.И.О. учителя |
Звание |
№ удостоверения |
Дата выдачи |
|
1 |
Бабина
Екатерина Ефимовна |
Заслуженный работник
образования Московской области.
Отличник народного
просвещения |
№ 000211 №84173 |
Постановление
Губернатора № 374 от 22.10.1999г.
Решение № 300 от 05.10.1964г. |
|
2 |
Бугаенко Валентина
Пантелеевна |
Отличник народного
просвещения |
б/н |
Решение №130 от 10.04.1990г. |
|
3 |
Верижников Юрий
Александрович |
Отличник народного
просвещения |
б/н |
Решение №157 от 22.07.1994г. |
|
4 |
Зашейловский Артур
Яковлевич |
Отличник народного
просвещения |
№ 20301 |
Решение от 04.06.1970г. |
|
5 |
Иващенко Ольга
Петровна |
Отличник народного
просвещения |
№ 10029 |
Решение от 04.02.1993г. |
|
6 |
Кузнецова Лариса
Павловна |
Почетный работник общего
образования РФ |
№ 94995 |
Приказ Минобрнауки
РФ № 631/к-н от
15.08.2005г. |
|
7 |
Морозова Нина Лазаревна |
Почетный работник общего
образования РФ |
№ 64636 |
Приказ Минобрнауки
РФ № 11-57 от 08.04.2003г. |
|
8 |
Ромашкина Тамилла Александровна |
Почетный работник общего
образования РФ |
№80015 |
Приказ Минобрнауки
РФ № 11-54 от 09.04.2004г. |
|
9 |
Соловьева Надежда
Петровна |
Отличник народного
просвещения |
б/н |
Решение №111 от 28.06.1989г. |
|
10 |
Брамбалова Александра
Владимировна |
Почетный работник общего
образования РФ |
№ 1076517 |
Приказ Минобрнауки
РФ № 489/к-н от
20.04.2006г. |
|
Учителя нашего лицея постоянно работают над повышением своего педагогического мастерства; в настоящее время необходимость этого продиктована все увеличивающимся объемом информации, введение в учебно-воспитательный процесс новых педагогических технологий. Формами повышения мастерства являются курсы повышения квалификации, проводимые на базе ПАПО, АПК и ПРО, факультета повышения квалификации МПГУ.
Администрация лицея, согласно перспективному плану повышения квалификации и переподготовки, направляет учителей на курсы с периодичностью раз в пять лет, а при необходимости и чаще.
Рис. 3.9. Количество педагогов лицея, повысивших
квалификацию, %
На протяжении многих лет учащиеся лицея занимают призовые места в районных предметных олимпиадах по математике, информатике, физике, иностранным языкам, русскому языку, литературе. В 2005-2006 учебном году – 10 призовых мест (литература, математика, физика, информатика, английский язык). Обучающиеся 4-х классов заняли 5 призовых мест в Интеллектуальном марафоне среди обучающихся 4-х классов Люберецкого района. В физико-математической олимпиаде МГТУ имени Н.Э. Баумана обучающиеся 8-11 классов математического и физико-математического профиля заняли 6 призовых мест (3 первых и 3 третьих) среди профильных школ ВУЗа. В 2005 году обучающаяся лицея (Клюева Татьяна) завоевала третье место в региональном туре Всероссийской олимпиады школьников по литературе и была удостоена премии Губернатора Московской области (см. приложение 2).
Рис. 3.10. Доля призеров районных олимпиад от
количества участников
МОУ лицея
№12
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ
Успешному
осуществлению образовательного процесса
способствует постоянно развивающаяся учебно-материальная база
, которая не может существовать без финансовых вложений. В 2006-2007
учебном году поступило средств из федерального, местного бюджетов и спонсоров :
·
на приобретение оборудования - 922,53 тыс. руб.;
·
на
комплектование библиотечного фонда – 303,1 тыс. руб.;
·
на ремонт
рекреаций - 61 тыс. руб.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Библиотечный фонд лицея в 2006-2007 учебном году составил 28811 экземпляров, из них учебников 11133. Обновление фонда учебной литературы в этом году произошло на 13%.
При этом на одного обучающегося приходится 30 учебников и учебных пособий, приблизительно 10 книг художественной литературы. Другим источником информации является компьютер, подключенный к сети Интернет.
В лицее два кабинета информатики, оснащенных современным оборудованием; три мультимедийных проектора; учебная медиатека; выход в Интернет.
ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
Прием в первый класс в МОУ лицей №12 осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», письмом Министерства образования Российской Федерации с изменениями «Рекомендации по организации приема в первый класс» №03-51-57 ин/13-03 от 21.03.2003 г., в соответствии с приказом № 259/1 от 10.07.2006 г. Управления образованием муниципального образования Люберецкого муниципального района Московской области «О порядке приема детей в первые классы общеобразовательных учреждений Люберецкого муниципального района», а также разъяснением № 01-678/07-01 от 24.07.2006 г. Министерства образования и науки Российской Федерации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «О праве детей на образование в Российской Федерации».
Для осуществления преемственности в приемах и подходах развития детей дошкольного возраста и первого года обучения, успешного освоения учебных программ, в лицее существует практика тесного сотрудничества между нашим образовательным учреждением и МДОУ №№ 56,58. В рамках работы всеобуча ежегодно социальная служба лицея совместно с ГУМО «Люберецкий центр социальной помощи семье и детям» отслеживает детей 6,5 – 8-летнего возраста, проживающих на территории, расположенной вблизи лицея с целью своевременного поступления детей в школу для обучения.
Динамика охвата при приеме в 1-й класс:
На основании медицинских показаний для больных детей на период болезни предоставляется возможность обучения на дому.
Рис. 3.11. Количество школьников, обучающихся на дому
по болезни, чел.
Большое значение в деятельности лицея уделяется работе социально-психологической службы. В состав службы входят педагог- психолог, социальные педагоги, медицинский работник.
К основным направлениям деятельности социально-психологической службы относятся:
1) психологическая
диагностика:
· изучение индивидуальных психологических особенностей всех субъектов образовательного процесса;
· проведение психолого-педагогической диагностики готовности будущих первоклассников к обучению;
· выявление психологических причин нарушений в обучении и развитии, социальной дезадаптации обучающихся.
2) психологическая профилактика
(поддержка):
· оказание психологической поддержки развития личности с целью сохранения ее индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога-психолога, классных руководителей, медицинской службы;
· предупреждение возможных девиаций (отклонений) поведения;
· оказание психологической помощи и поддержки педагогам, находящимся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
· содействие творческому развитию одаренных детей;
· оказание психологической поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья.
3) психологическая коррекция:
· оказание психологической помощи и поддержки обучающимся, педагогам, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;
· индивидуальная и групповая психологическая коррекция трудностей в обучении учащихся, в том числе связанных с мотивационной сферой личности;
· содействие социально-психологической реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
· осуществление коррекции асоциального поведения обучающихся.
4) психологическое консультирование:
· психологическое консультирование всех участников образовательного процесса;
· консультирование администрации, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития обучающихся;
· консультирование обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
5) психологическое просвещение:
· повышение психологической компетентности педагогов, обучающихся и их родителей;
· ознакомление педагогов с основными возрастными закономерностями личностного развития обучающегося;
· популяризация психологических знаний среди субъектов образовательного процесса.
6) организационно-методическая
деятельность:
· подготовка методических материалов для проведения психодиагностики и разработки индивидуальных развивающих и психокоррекционных программ с учетом особенностей личности обучающихся;
· участие в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работы, оценке их эффективности;
· обработка результатов психодиагностики, их анализ и оформление;
· подготовка материалов к выступлениям на педсоветах и производственных совещаниях.
Лицей выполняет социальные льготы по отношению к обучающимся:
o бесплатное питание для опекаемых детей, малоимущих, учащихся из многодетных семей;
o льготы при внесении платы за охрану лицея (по решению классных родительских комитетов);
o организация летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием с трехразовым питанием на базе лицея (не менее 80 человек) в период с 30 мая по 28 июня (21 день);
o выделение льготных путевок в оздоровительные детские лагеря согласно районной квоте.