4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 ступень обучения: обучающиеся 1-4 классов занимаются по учебно-методическим комплектам: «Классическая начальная школа», «Школа России», система Занкова Л.В., «Начальная школа ХХI века», «Школа 2000».
В начальной школе работают 14 педагогов и 1 воспитатель группы продленного дня, 1 педагог по изобразительному искусству, 1 – по физической культуре, 1 – по музыке, педагог-психолог. 16 учителей начальной школы имеют высшее образование, 1 учитель – среднее специальное, 1 учитель – неполное высшее. Учителя имеют следующую квалификацию: высшую квалификационную категорию имеют 12 человек, первую – 3 человека, вторую – 3 человека, 1 человек – 9 разряд. В 2006-2007 учебном году 5 педагогов в ходе аттестации подтвердили высшую квалификационную категорию. Все учителя регулярно повышают свое педагогическое мастерство, посещая курсы, обмениваясь опытом со своими коллегами.
Профессионализм и стабильность педагогических кадров способствуют достаточно высоким показателям качества знаний. На протяжении ряда лет качество знаний составляет от 66-69 %.
Ежегодно в выпускных 4-х классах проводятся диагностические контрольные работы по русскому языку, математике по текстам МОУ ДПО «Центр развития образования».
Результаты диагностических работ в
4-х классах по текстам МОУ ДПО
«Центр развития образования» по итогам
2006-2007 учебного года
Рис. 4.1. Качество знаний по русскому
языку, %
Рис. 4.2. Уровень обученности по
русскому языку, %
Рис. 4.3. Средний балл по русскому языку
Рис. 4.4. Качество знаний по математике,
%
Рис. 4.5. Уровень обученности по
математике, %
Рис. 4.6. Средний балл по математике
Обучающиеся 4-х классов принимают активное участие в районном интеллектуальном марафоне. За последние три года призерами стали 10 обучающихся.
В 2006-2007 учебном году обучающиеся 2-4 классов (27% всех обучающихся начальной школы) участвовали в Международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру-2007» и заняли три призовых места в районе.
Большое внимание учителя начальных классов уделяют развитию познавательной активности обучающихся в условиях введения новых форм работы на уроке и развитием системы воспитательной работы с целью формирования сплоченного ученического коллектива. Младшие школьники принимают участия в таких традиционных мероприятиях лицея, как «День Знаний», «День учителя», «Новогодний карнавал», «Масленица», «Праздник Букваря», «Празднование Великой Победы», «Прощание с начальной школой», «Последний звонок».
Много интересного и полезного дети узнают, посещая группу продленного дня, где дети чувствуют себя уютно, надежно, спокойно. После обеда обязательны прогулки на свежем воздухе, интеллектуальные и активные игры. В ГПД работают кружки: «Мягкая игрушка», «Хоровой кружок».
2 ступень обучения: обучающиеся 5-9 классов лицея успешно осваивают программы основного общего образования. Большое внимание уделяется диагностике качества знаний обучающихся, как в рамках образовательного учреждения, так и рамках районного мониторинга.
Результаты диагностических работ в
5-х классах
по текстам МОУ ДПО «Центр развития образования» по итогам 2006-2007 уч.
года
Рис. 4.7. Качество
знаний по русскому языку, %
Рис. 4.8. Уровень
обученности по русскому языку, %
Рис. 4.9. Средний балл по русскому языку
Рис. 4.10. Качество знаний
по математике, %
Рис. 4.11. Уровень обученности по
математике, %
Рис. 4.12. Средний балл по
математике
Результаты диагностических работ в
8-х классах по текстам МОУ ДПО
«Центр развития образования» по итогам
2006-2007 уч. года
Рис. 4.13.
Качество знаний по русскому языку, %
Рис. 4.14. Уровень обученности по русскому языку, %
Рис. 4.15. Средний балл по русскому языку
Рис. 4.16. Качество знаний по математике, %
Рис. 4.17. Уровень обученности по
математике, %
Рис.
4.18. Средний балл по математике
Учащиеся 9-х классов успешно осваивают программный материал основного общего образования, все обучающиеся сдают выпускные экзамены и получают аттестат основного общего образования.
Выпускники 9-х классов (66 - 80 %) стремятся остаться в 10-м классе лицея, 20 - 34 % - поступают в средние специальные учебные учреждения.
Рис. 4.19. Выбор образовательного
учреждения выпускниками 9 классов, %
Лицейские классы математического, физико-математического профилей выполняют экзаменационную работу по алгебре, а классы гуманитарного профиля – по русскому языку и литературе (сочинение) по специальным пакетам, присылаемым Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
По результатам государственной итоговой аттестации обучающихся 9-х классов можно проследить выбор предметов для сдачи на экзаменах. Процент качества и выбор предмета зависит от склонностей, интересов, уровня общего интеллектуального развития учащихся. Ученики лицейских профильных классов выбирают предметы в основном с учетом профилизации.
Качество знаний по этим дисциплинам: 24 %(история), 42 % (физика), 47 % (геометрия), 57 % (русский язык). Обучающиеся в общеобразовательных классах по выбору сдают более легкие предметы, такие как основы безопасности жизнедеятельности, физическую культуру, где качество знаний составляет от 84 до 100 %.
Вместе с тем в 2005-2006 учебном году появилась тенденция к снижению процента качества знаний за письменный экзамен по русскому языку (см. приложение 3). Эти данные позволили тщательно изучить причины наметившейся тенденции к снижению результатов и выработать на методическом объединении учителей русского языка и литературы ряд рекомендаций для ликвидации данной динамики и уже в 2006-2007 учебном году произошел рост качества знаний по этому предмету. Однако по результатам экзаменов 2007 наметился спад качества знаний по геометрии, физике. Эта проблема требует от нас изучения ее причин в следующем учебном году.
Учащиеся 7-9 классов показывают свои знания на районных турах предметных олимпиад, участвуют в школьных, районных научно-практических конференциях школьников (см. приложение 1,2).
3 ступень обучения: Внешней оценкой деятельности лицея на старшей ступени обучения можно считать опыт участия наших выпускников 11 классов в 2006-2007 учебном году в едином государственном экзамене по русскому языку – 100 %, по математике – 3 %, по физике – 1,6 %, по обществознанию – 1,6 %.
По результатам ЕГЭ по русскому языку (сдавали экзамен 61 выпускник) установлено, что подтвердили свои годовые оценки 45 человек, что составило 74 %, повысили годовую оценку 10 человек – 15 %, на экзамене получили оценку ниже годовой 6 человек -10 %.
Рис. 4.20. Качество знаний по русскому языку по результатам ЕГЭ в лицее,
%
Рис. 4.21.
Средний балл по русскому языку по результатам ЕГЭ в лицее
Данные показатели качества обучения по русскому языку позволяют сделать вывод о том, что внутренняя оценочная система по предмету является объективной. Качество знаний приемлемо для образовательного учреждения повышенного статуса.
Некоторые результаты государственной итоговой аттестации выпускников 11 классов за последние четыре года показаны в приложении 4. Анализ результатов итоговой аттестации выпускников 2006-2007 учебного года позволяет проследить стабильность качества знаний по русскому языку (устно), литературе (устно), английскому языку, алгебре и началам анализа, геометрии. Вместе с тем, можно увидеть наметившиеся тенденции спада качества знаний по информатике, истории, обществознанию, физике, хотя данные свидетельствуют о допустимом уровне качества знаний по данным предметам. Появившаяся тенденция к снижению требует от педагогического коллектива лицея тщательного изучения ее причин в 2007 – 2008 учебном году.
Показателем качества обучения являются результаты учащихся лицея в олимпиадах и конкурсах различных уровней (приложение 1,2).
Победитель областной олимпиады по литературе Клюева Татьяна в 2005 году зачислена без экзаменов в Московский государственный областной университет на филологический факультет. По результатам олимпиады Ломоносов – 2005 зачислен в МГУ им. М.В. Ломоносова на факультет ВМК выпускник нашего лицея Штукатуров Алексей.
Одним из индикаторов качества образования считается соотношение выпускников первой и второй ступеней обучения. На рисунке 4.22. рассмотрена динамика движения нынешних девятиклассников с 2001-2002 учебного года по 2006-2007 учебный год. Анализ движения свидетельствует о том, что в лицее нет отсева обучающихся из-за индивидуализации обучения.
Рис. 4.22.
Динамика движения обучающихся 9
классов, чел.
Одним из параметров, характеризующих спрос на лицей, является количество учащихся из других микрорайонов города, обучающихся в нашем образовательном учреждении.
В лицее обучаются из других микрорайонов города:
· по 1-4 классам – 69,9 % от числа учащихся 1 ступени обучения;
· по 5-9 классам – 71,7 % от числа учащихся 2 ступени обучения;
· по 10-11 классам – 72,9 % от числа учащихся 3 ступени обучения.
Данные показывают о привлекательности и высокой результативности работы лицея.
С 1987 по 2007 год лицей окончили 1662 учащихся, из них 41 выпускник награжден золотой медалью, 129 выпускников – серебряной медалью, 419 выпускников – похвальными грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации «За особые успехи в изучении отдельных предметов».
5.
БЛИЖАЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЦЕЯ
Педагогический коллектив лицея на основании анализа работы наметил основные направления на перспективу:
· участие в реализации регионального комплексного проекта модернизации образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование»;
· совершенствование системы профильной и предпрофильной подготовки;
· повышение роли информатизации образовательного процесса в лицее;
· повышение значимости работы, способствующей выявлению, раскрытию и стимулированию интересов и склонностей обучающихся к научно-поисковой деятельности;
· совершенствование системы мониторинга качества знаний;
· совершенствование методологической подготовки педагогов в области применения современных образовательных, в первую очередь личностно-ориентированных, адаптивных, коммуникационных, информационных и здоровьесберегающих технологий;
· внедрение в практику работы классных руководителей и учителей- предметников уроков нравственности в рамках программы нравственно-этического воспитания учащихся с целью социализации обучающихся, влияния на их нравственную ориентацию, воспитания интеллигентных качеств личности в ходе образовательного процесса.