В целях оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации Минобрнауки России направляет Рекомендации по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации.
Министр |
А.А. Фурсенко |
Правовую основу деятельности по опеке и попечительству в
отношении несовершеннолетних составляет ряд законодательных актов Российской
Федерации, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс
Российской Федерации, федеральные законы от 24 июня
В развитие положений, касающихся организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, содержащихся в законодательных актах Российской Федерации, указанные вопросы должны быть максимально полно урегулированы на уровне субъекта Российской Федерации и входящих в его состав муниципальных образований.
Законы субъекта Российской Федерации, нормативные правовые акты органов государственной власти субъекта Российской Федерации, регулирующие указанные вопросы, должны предусматривать:
- определение круга вопросов, относящихся к компетенции органов опеки и попечительства;
- установление категорий несовершеннолетних, в отношении которых органы опеки и попечительства правомочны осуществлять профилактическую работу, принимать решения по защите их прав и законных интересов;
- нормативы организации структуры органа опеки и попечительства, включая установление норматива численности работников органа опеки и попечительства, непосредственно осуществляющих деятельность по защите прав детей;
- порядок организации деятельности органов опеки и попечительства на региональном и муниципальном уровнях;
- порядок взаимодействия органов и учреждений различной ведомственной принадлежности в организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.
Федеральным законом от 29 декабря
В связи с этим органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо принять исчерпывающие меры организационно-правового характера, обеспечивающие начиная с 1 января 2008 года реализацию указанных полномочий.
В целях оказания методической помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации Минобрнауки России разработана модель закона субъекта Российской Федерации "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации" (далее - модель закона) (приложение 1 к настоящим Рекомендациям).
Модель закона предполагает возложение работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних и работы по опеке и попечительству в отношении отдельных категорий совершеннолетних граждан на разные уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации (например, орган управления образованием - в отношении несовершеннолетних, орган социальной защиты населения - в отношении совершеннолетних граждан).
При возложении полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в полном объеме на один исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации модель закона может быть дополнена положениями, регулирующими вопросы организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченных в дееспособности, совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, а также лиц, признанных судом безвестно отсутствующими.
Моделью закона предусматривается наделение полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - государственный орган опеки и попечительства субъекта Российской Федерации), определяемого высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Для осуществления эффективной работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних предусматривается создание государственным органом опеки и попечительства субъекта Российской Федерации своих территориальных органов (управлений, отделов), действующих на территории одного или нескольких муниципальных образований (далее - территориальные органы опеки и попечительства).
В соответствии с моделью закона на государственный орган опеки и попечительства субъекта Российской Федерации возлагаются общие полномочия по организации и методическому сопровождению работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, осуществлению координации и контроля за деятельностью территориальных органов опеки и попечительства, а также полномочия по ведению регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Полномочия и порядок организации деятельности территориального органа опеки и попечительства определяются Положением о территориальном органе опеки и попечительства (приложение 2 к настоящим Рекомендациям).
Примерная структура и функции подразделения государственного органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, выполняющего функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - региональный оператор), приводятся в положении об указанном подразделении (приложение 3 к настоящим Рекомендациям).
Предлагаемая схема организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, при которой органы государственной власти субъекта Российской Федерации в полном объеме сохраняют полномочия по организации и осуществлению указанной деятельности, представляется наиболее оптимальной, поскольку позволяет организовать системную работу по защите прав и законных интересов несовершеннолетних на всех уровнях (региональном, муниципальном) и осуществлять централизованное руководство и контроль за деятельностью органов опеки и попечительства на уровне субъекта Российской Федерации.
Значительный объем работы по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, с учетом возрастающих требований к указанной деятельности на современном этапе, обусловливает необходимость соответствующего кадрового обеспечения органов опеки и попечительства.
В штатном расписании органов опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, прежде всего территориальных органов опеки и попечительства, непосредственно решающих задачи обеспечения прав несовершеннолетних, необходимо предусматривать наличие специалистов с высшим профессиональным (базовым юридическим, педагогическим, психологическим) образованием в количестве, необходимом для выполнения соответствующим органом опеки и попечительства своих полномочий.
Для эффективного кадрового обеспечения деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних необходимо также обеспечить на постоянной основе подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов органов опеки и попечительства и подведомственных им учреждений.
Установление норматива численности работников органов опеки и попечительства относится к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как показывает практика, в настоящее время приемлемым нормативом численности работников территориального органа опеки и попечительства, непосредственно осуществляющих работу по защите прав и интересов детей (специалистов по охране прав детей), позволяющим качественно организовать работу по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних на территории муниципального образования, является 1 штатная единица специалиста по охране прав детей не более чем на 2 тысячи детского населения в городе и не более чем на 1,5 тысячи детского населения в сельской местности.
Кроме того, в штатном расписании территориального органа опеки и попечительства может предусматриваться дополнительная численность специалистов по охране прав детей из расчета не менее 1 специалиста на 100 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Общая численность специалистов по охране прав детей территориального органа опеки и попечительства должна составлять не менее 3 штатных единиц.
Рекомендуемый норматив численности работников подразделения государственного органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, выполняющего функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляет не менее 6 работников на 2 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на региональном учете.
Деятельность по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних предполагает реализацию значительного количества практических мероприятий в области оказания услуг детям, их родителям (иным законным представителям) и иным лицам, которые могут выполнять только соответствующие профессиональные службы.
Подобные службы могут создаваться непосредственно в структуре органа опеки и попечительства как его специализированные подразделения с соответствующими полномочиями, необходимым кадровым и материальным обеспечением.
Другим вариантом решения рассматриваемой проблемы является организация взаимодействия органа опеки и попечительства с действующими учреждениями (организациями) независимо от их ведомственной принадлежности, осуществляющими в соответствии с законодательством определенные функции по оказанию психологической, педагогической, медицинской, социальной, правовой и иной профессиональной помощи семьям и детям.
В связи с этим моделью закона предусматривается возможность поручения органами опеки и попечительства выполнения отдельных видов работ для целей осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних соответствующим учреждениям (далее - учреждения органа опеки и попечительства).
К таким учреждениям в первую очередь относятся:
- учреждения системы образования (образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и т.д.);
- учреждения социального обслуживания (специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и т.д.);
- учреждения системы здравоохранения (дома ребенка и т.д.) и др.
Указанные учреждения могут выполнять определенную работу по профилактике социального сиротства, содействию устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью (в том числе работу по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, семей, находящихся в социально опасном положении, по проведению профессиональной экспертизы потребностей ребенка, его родителей и потенциальных замещающих семей и подготовке заключений по этим вопросам, по подготовке кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, по профессиональному сопровождению детей при передаче их на различные формы семейного воспитания).
Взаимодействие с учреждением органа опеки и попечительства может осуществляться на основании соглашения о сотрудничестве, заключаемого между органом опеки и попечительства и учреждением.
Задачи и полномочия учреждения органа опеки и попечительства, а также рекомендуемый норматив численности работников учреждения органа опеки и попечительства, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, непосредственно осуществляющего деятельность по защите прав детей, приведены в модели закона (статьи 7 - 9).
В соответствии со статьями 14.1, 15.1, 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов с 1 января 2008 года наделяются правом на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.
Взаимодействие органов опеки и попечительства с органами местного самоуправления в указанной сфере может осуществляться на основании заключаемого между ними соглашения о сотрудничестве.
Особое место в организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних занимает обеспечение гарантий права ребенка жить и воспитываться в семье. Данное право закреплено в основных международных документах по вопросам защиты прав и законных интересов детей (в частности, в Конвенции о правах ребенка), а также в российском законодательстве (статья 54 Семейного кодекса Российской Федерации).
Деятельность по защите права ребенка жить и воспитываться в семье предполагает следующие основные направления:
- профилактика социального сиротства;
- развитие различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
По данным государственной статистики, до 80% детей, оставшихся без попечения родителей, составляют так называемые "социальные сироты". Среди причин, по которым эти дети остались без попечения родителей, преобладают лишение родительских прав или ограничение в родительских правах, отказ родителей от исполнения обязанностей по воспитанию своих детей.
В связи с этим приоритетным направлением деятельности органов опеки и попечительства по защите права ребенка на семью является организация профилактической работы с семьями и детьми (в первую очередь с семьями, находящимися в социально опасном положении), предусматривающей создание условий для своевременного выявления и коррекции проблем на ранней стадии семейного неблагополучия, сохранения ребенку во всех возможных случаях его родной семьи.
В качестве объектов профилактической и реабилитационной работы органа опеки и попечительства должны рассматриваться не только дети, оставшиеся без попечения родителей, но и дети, еще не лишившиеся родительского попечения, находящиеся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию, прежде всего дети из семей, где родители (иные законные представители) не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию своих детей, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Обязанность органов опеки и попечительства осуществлять профилактическую и реабилитационную работу с такими детьми (при необходимости - и с другими категориями несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства) должна быть закреплена в законодательстве субъекта Российской Федерации.
Деятельность органа опеки и попечительства по профилактике социального сиротства должна быть ориентирована на выполнение следующих задач:
- своевременное выявление ребенка, проживающего в семье и находящегося в ситуации, угрожающей его жизни и здоровью;
- организация профилактической и реабилитационной работы с ребенком и его семьей на начальной стадии возникновения семейных проблем;
- организация работы по профилактике отказа родителей от ребенка, в том числе отказа взять ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного детского учреждения, дачи согласия на усыновление (удочерение) ребенка;
- организация информационно-просветительской и коррекционной работы с родителями (иными законными представителями) детей, направленной на повышение их сознательности, компетентности, оказание им соответствующей психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи;
- организация комплексного социально-психологического сопровождения семьи и ребенка в целях оказания помощи семье в воспитании ребенка и осуществления эффективного контроля за условиями его жизни и воспитания.
Указанная работа должна осуществляться в рамках разрабатываемого и утверждаемого органом опеки и попечительства плана мероприятий по защите прав и интересов ребенка.
Действия органов опеки и попечительства должны быть направлены на сохранение семьи, создание условий для воспитания ребенка в родной семье. Инициирование вопроса о лишении родительских прав должно рассматриваться в качестве крайней меры воздействия на родителей, применяемой только в тех случаях, когда иные меры не дали результата. При этом органам опеки и попечительства следует принять меры по организации реабилитационной работы с родителями, лишенными родительских прав или ограниченными в родительских правах, оказанию им необходимой помощи с целью восстановления семьи.
Для решения перечисленных задач в сфере профилактики социального сиротства необходимо обеспечить создание дифференцированной сети учреждений, осуществляющих деятельность по оказанию психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи семьям и детям по месту жительства, а также информирование населения об этих учреждениях и оказываемых ими услугах.
В качестве первоочередных задач в сфере устройства детей, в силу различных причин уже оставшихся без родительского попечения, следует рассматривать развитие различных форм семейного устройства таких детей как альтернативы их воспитанию в интернатных учреждениях, расширение возможностей устройства детей в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, а также обеспечение защиты прав детей в замещающей семье.
С учетом приоритетности права ребенка жить и воспитываться в семье (статьи 54, 123 Семейного кодекса Российской Федерации) устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, в учреждение должно рассматриваться в качестве временной меры, не исключающей продолжения поиска возможностей его семейного устройства.
В рамках своей деятельности по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи органы опеки и попечительства субъекта Российской Федерации обязаны обеспечить поиск и подбор граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями. Соответствующие мероприятия в этом направлении должны осуществляться как территориальными органами опеки и попечительства, так и государственным органом опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, выполняющим функции регионального оператора.
Реализация данного направления требует планирования и организации на регулярной основе работы по информированию населения (в первую очередь населения соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования) о возможностях семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Указанную информацию целесообразно размещать там, где она доступна практически каждому:
- на телевидении и радио (как в виде роликов социальной рекламы, так и в специализированных программах, посвященных вопросам защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей); в сети Интернет; в печатных средствах массовой информации; в буклетах, брошюрах, распространяемых бесплатно, в том числе через почтовые отделения;
- в общественных местах, в государственных, муниципальных и негосударственных учреждениях, организациях, предприятиях (на улицах, в транспортных средствах общего пользования, в лечебно-профилактических учреждениях, организациях культуры и досуга (кинотеатрах, театрах, библиотеках), зданиях местных администраций, организациях жилищно-коммунального хозяйства, в почтовых отделениях, отделениях Сберегательного банка Российской Федерации, организациях торговли и общественного питания и т.д.), в том числе в виде объявлений, наружной рекламы (плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения).
Размещаемая информация должна содержать в том числе сведения о различных формах семейного устройства детей; об органах и учреждениях, в которые следует обращаться гражданам, желающим принять ребенка на воспитание в семью (адреса, контактные телефоны, время приема и т.д.); о предъявляемых требованиях к кандидатам в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители; о законодательных и нормативных правовых актах, регулирующих вопросы передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью; о детях, которые могут быть устроены на воспитание в семьи граждан.
При создании и распространении информации о детях, оставшихся без попечения родителей, следует руководствоваться требованиями статьи 8 Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей".
В целях своевременного устройства ребенка на воспитание в семью необходимо обеспечить соблюдение учреждениями, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (вне зависимости от ведомственной принадлежности этих учреждений), территориальными органами опеки и попечительства и региональным оператором установленного законодательством* порядка и сроков передачи сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть устроены на воспитание в семью.
При этом следует учитывать, что передача сведений о ребенке в региональный и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, не освобождает соответственно территориальные органы опеки и попечительства и регионального оператора от ответственности за устройство ребенка в семью. Территориальные органы опеки и попечительства и региональный оператор в пределах своей компетенции обязаны продолжать работу по поиску возможностей для передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
Важным аспектом деятельности по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан является психолого-педагогическая подготовка лиц, желающих принять ребенка в свою семью. Такая подготовка необходима для снижения риска возникновения в дальнейшем проблем, связанных с воспитанием детей в новой семье, в том числе жестокого обращения с детьми, причинения вреда их жизни и здоровью, а также возвращения (изъятия) детей из семьи, что само по себе является травмирующим обстоятельством для ребенка.
В связи с этим необходимо:
- обеспечить разработку программ психолого-педагогической и правовой подготовки граждан, желающих принять ребенка (детей) на воспитание в семью, с учетом специфики различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- определить органы и учреждения, ответственные за разработку и (или) реализацию таких программ, на региональном и муниципальном уровнях;
- обеспечить информирование граждан, желающих принять ребенка (детей) на воспитание в семью, о возможности и целесообразности прохождения программы подготовки к приему в семью ребенка (детей) и организовать прохождение ими такой программы на добровольной основе**.
В целях защиты прав и законных интересов детей, переданных на воспитание в семьи граждан, необходимо обеспечить осуществление эффективного контроля за их адаптацией в замещающей семье, а также психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение замещающей семьи.
Значительный объем работы по подбору, подготовке и сопровождению семей, принимающих детей на воспитание, а также обеспечению контроля за условиями жизни и воспитания детей в замещающей семье может в установленном порядке выполняться силами соответствующих служб учреждений органа опеки и попечительства. В частности, эффективной моделью организации подобных служб является создание их на базе учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, различной ведомственной принадлежности, за счет перераспределения кадровых ресурсов и изменения штатного расписания учреждения с включением в него специалистов необходимого профиля, осуществляющих психолого-педагогическую, социально-педагогическую, социально-правовую работу с замещающей семьей (педагогов-психологов, социальных педагогов, юристов, медицинских работников и т.д.).
Подобная мера позволит в том числе обеспечить реформирование существующих учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ориентировать их на содействие семейному устройству детей, а не на постоянное пребывание в них детей***.
Значимым аспектом организации работы органов опеки и попечительства по профилактике социального сиротства, устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, защите прав и законных интересов несовершеннолетних является установление показателей результативности и эффективности указанной деятельности. В качестве подобных показателей могут, в частности, рассматриваться:
- сокращение численности детей, оставшихся без попечения родителей, и их доли в общей численности детей, проживающих в субъекте Российской Федерации;
- сокращение численности впервые выявленных детей, оставшихся без попечения родителей;
- сокращение численности детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, и их доли в общей численности детей, оставшихся без попечения родителей, в субъекте Российской Федерации;
- увеличение численности детей, устраиваемых на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, и их доли в общей численности детей, оставшихся без попечения родителей, в субъекте Российской Федерации;
- сокращение сроков пребывания детей, оставшихся без попечения родителей, в интернатном учреждении до устройства в семью;
- уменьшение количества интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- рост числа граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации, желающих принять ребенка (детей) на воспитание в свои семьи;
- рост числа граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации, прошедших подготовку к приему ребенка в семью и получивших заключение о возможности принять ребенка (детей) в свою семью;
- сокращение числа детей, родители которых отказались взять их из родильного дома (отделения) либо из иного учреждения здравоохранения, образовательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений, дали согласие на их усыновление (удочерение), подкинутых детей;
- сокращение числа отмен решений о помещении ребенка в семью;
- уменьшение численности выявленных детей, находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни и здоровью или препятствующей их воспитанию, детей и семей, находящихся в социально опасном положении;
- уменьшение численности детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе их жизни или здоровью;
- уменьшение численности детей, родители которых лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, численности родителей, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах;
- увеличение численности детей, родители которых восстановлены в родительских правах или в отношении которых отменено ограничение в родительских правах, численности родителей, восстановленных в родительских правах или в отношении которых отменено ограничение в родительских правах;
- увеличение численности детей, возвращенных в родную семью;
- уменьшение численности родителей (иных законных представителей), не исполняющих обязанности по воспитанию, обучению и содержанию своих детей;
- уменьшение количества случаев жестокого обращения с детьми;
- увеличение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями, а также их доли в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в субъекте Российской Федерации;
- уменьшение случаев нарушения личных неимущественных и имущественных прав несовершеннолетних;
- другие соответствующие показатели.
Указанная система показателей должна использоваться при проведении регулярного мониторинга эффективности реализуемых мероприятий по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, позволяющего при необходимости обеспечить своевременную корректировку планируемых и принимаемых органами опеки и попечительства мер.
______________________________
Вместе с тем при планировании соответствующих мероприятий следует учитывать, что работа в данном направлении должна вестись поэтапно, по мере создания необходимых условий для устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан. В противном случае реализация подобных мер не только не позволит создать эффективную систему устройства детей на воспитание в семьи, но может привести к разрушению уже существующей системы воспитания и поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, как следствие, к росту детской безнадзорности и беспризорности.
Для детей, которых не удается в короткие сроки устроить в семью, необходимо в рамках программ реструктуризации (реформирования) учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечить создание учреждений с малой наполняемостью, жизнедеятельность которых организована по семейному принципу.
к Рекомендациям по организации
и осуществлению деятельности по опеке и
попечительству в отношении несовершеннолетних
в субъекте Российской Федерации
Модель
Настоящий Закон устанавливает порядок организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних на территории субъекта Российской Федерации*.
Статья 1. Органы опеки и попечительства субъекта Российской Федерации
Полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации наделяются уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - государственный орган опеки и попечительства субъекта Российской Федерации), определяемый высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, и его территориальные органы, действующие в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации (далее - территориальные органы опеки и попечительства).
Статья 2. Правовая основа деятельности органов опеки и попечительства субъекта Российской Федерации
Государственный орган опеки и попечительства субъекта Российской Федерации и его территориальные органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, федеральными законами "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Законом, иными законами и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Статья 3. Задачи органов опеки и попечительства субъекта Российской Федерации
Задачами органов опеки и попечительства субъекта Российской Федерации являются:
Статья 4. Дети, нуждающиеся в помощи государства
К детям, нуждающимся в помощи государства, относятся дети, родители (иные законные представители) которых не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Основанием для признания ребенка нуждающимся в помощи государства является акт соответствующего органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации о признании ребенка нуждающимся в помощи государства.
Порядок признания ребенка нуждающимся в помощи государства устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статья 5. Полномочия государственного органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации
Государственный орган опеки и попечительства субъекта Российской Федерации:
Статья 6. Организация деятельности территориальных органов опеки и попечительства
Полномочия и порядок организации деятельности территориальных органов опеки и попечительства определяются Положением о территориальном органе опеки и попечительства, утверждаемым государственным органом опеки и попечительства субъекта Российской Федерации**.
2. Задачами учреждений органа опеки и попечительства являются:
- оказание содействия в выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства;
- осуществление работы по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми;
- организация и обеспечение профессиональной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, нуждающимся в помощи государства;
- организация и обеспечение профессиональной помощи родителям (иным законным представителям) детей, гражданам, желающим принять или принявшим детей на воспитание в свои семьи***.
Учреждение органа опеки и попечительства может осуществлять свою деятельность в отношении граждан, проживающих на территории одного или нескольких территориальных органов опеки и попечительства.
Соглашение о сотрудничестве предусматривает обязательства сторон по организации и выполнению работы для целей осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, иные условия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соответствующий орган опеки и попечительства субъекта Российской Федерации осуществляет контроль за выполнением учреждением органа опеки и попечительства условий соглашения о сотрудничестве.
Статья 8. Полномочия учреждений органа опеки и попечительства
Учреждения органа опеки и попечительства в пределах своей компетенции:
Норматив численности работников подразделения государственного органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, выполняющего функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется из расчета не менее 6 работников на 2 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на региональном учете.
Норматив численности работников территориального органа опеки и попечительства, непосредственно осуществляющих работу по защите прав детей, определяется из расчета не менее 1 работника на 2 тысячи детей в городе и не менее 1 работника на 1,5 тысячи детей в сельской местности, но не менее 3 работников на территориальный орган опеки и попечительства.
Дополнительная численность работников территориального органа опеки и попечительства, непосредственно осуществляющих работу по защите прав детей, предусматривается из расчета не менее 1 работника на 100 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Норматив численности работников учреждения органа опеки и попечительства, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, непосредственно осуществляющих работу по защите прав детей, определяется из расчета не менее 1 работника на 25 обслуживаемых лиц.
Статья 10. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства субъекта Российской Федерации
Контроль за деятельностью территориальных органов опеки и попечительства осуществляет государственный орган опеки и попечительства субъекта Российской Федерации.
Порядок осуществления контроля за деятельностью органов опеки и попечительства субъекта Российской Федерации устанавливается соответствующими нормативными правовыми актами.
Статья 11. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года, за исключением статьи 12 настоящего Закона, вступающей в силу со дня его официального опубликования.
Статья 12. Переходные положения
В целях реализации полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации:
1) привести свои акты в соответствие с настоящим Законом;
______________________________
* Республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
** Либо высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
к Рекомендациям по организации
и осуществлению деятельности по опеке и
попечительству в отношении несовершеннолетних
в субъекте Российской Федерации
1. Территориальный орган опеки и попечительства - управление (отдел) опеки и попечительства в муниципальном образовании (далее - территориальный орган опеки и попечительства) является территориальным органом государственного органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в пределах территории соответствующего муниципального образования субъекта Российской Федерации*.
6. Основными задачами территориального органа опеки и попечительства являются:
7. Территориальный орган опеки и попечительства:
7.1. Осуществляет выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
7.2. Осуществляет выявление и учет детей, нуждающихся в помощи государства.
7.4. Обеспечивает устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью**, а при отсутствии такой возможности - на полное государственное обеспечение в образовательное учреждение, учреждение социальной защиты населения, учреждение здравоохранения или другое аналогичное учреждение, обеспечивает последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования независимо от формы устройства детей.
7.7. Ведет учет граждан Российской Федерации, желающих усыновить ребенка (детей).
7.16. Проводит работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми.
7.27. Дает согласие на установление отцовства в случаях, предусмотренных законодательством.
7.30. Осуществляет охрану интересов неродившегося наследника при разделе наследственного имущества.
7.31. Дает разрешение на изменение фамилии и имени несовершеннолетним.
8. Территориальный орган опеки и попечительства имеет право:
8.6. Осуществлять иные права в соответствии с законодательством.
Руководитель территориального органа опеки и попечительства организует деятельность территориального органа опеки и попечительства и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него полномочий.
Руководитель территориального органа опеки и попечительства имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых им от должности по согласованию с руководителем государственного органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации.
10. Руководитель территориального органа опеки и попечительства:
10.1. Распределяет обязанности между своими заместителями.
- о признании ребенка нуждающимся в помощи государства;
- о направлении ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение;
- о немедленном отобрании ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью;
- об опеке, попечительстве;
- о содержании подопечных и распоряжении их текущими доходами и имуществом в соответствии с законодательством;
- о разрешении сделок, требующих нотариального удостоверения или регистрации; о разрешении совершения от имени подопечного сделок в случаях, предусмотренных законодательством, о порядке управления имуществом подопечного, в том числе о разрешении на отчуждение, обмен жилой площади, совершение всех сделок, влекущих отказ от принадлежащих несовершеннолетнему прав или изменение объема указанных прав;
- о разрешении раздельного проживания попечителя и подопечного;
- о защите жилищных прав детей, об их праве на жилое помещение;
- о присвоении или изменении фамилии, имени несовершеннолетним в случаях, предусмотренных законодательством;
- о признании несовершеннолетнего эмансипированным;
- по иным вопросам, касающимся защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, в соответствии с законодательством.
10.11. Осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
13. Место нахождения территориального органа опеки и попечительства: ______.
______________________________
* Либо в пределах территории нескольких муниципальных образований.
к Рекомендациям по организации
и осуществлению деятельности по опеке и
попечительству в отношении несовершеннолетних
в субъекте Российской Федерации
4. Основными задачами Отдела являются:
5. Отдел в соответствии с возложенными на него задачами:
5.1. Регистрирует анкеты детей, поступившие из территориальных органов опеки и попечительства.
5.2. Проверяет правильность заполнения анкет детей территориальными органами опеки и попечительства.
- соответствия количества детей, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, количеству детей, находящихся в образовательных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения, учреждениях здравоохранения и других аналогичных учреждениях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;
- соблюдения территориальными органами опеки и попечительства установленных сроков передачи в региональный банк данных о детях анкет детей, информации об изменениях данных детей, содержащихся в анкетах детей, о прекращении учета сведений о детях.
5.17. Заносит в анкеты граждан информацию о выданных направлениях на посещение ребенка (детей).
5.19. Направляет федеральному оператору государственного банка данных о детях запросы:
- для получения информации о детях для граждан, сведения о которых состоят на учете в региональном банке данных о детях;
- о подтверждении наличия на учете в государственном банке данных о детях сведений о детях, усыновляемых гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, иностранными гражданами или лицами без гражданства.
6. Отдел имеет право в установленном порядке:
6.3. Вести переписку по вопросам, относящимся к компетенции Отдела.
- сектор (службу, группу специалистов) ведения базы данных о детях, состоящий не менее чем из 2 специалистов, имеющих базовое инженерно-техническое или другое профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы;
- сектор (службу, группу специалистов) ведения учета граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, состоящий не менее чем из 2 специалистов, имеющих базовое юридическое, педагогическое, психологическое или другое профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы;
- сектор (службу, группу специалистов) работы со средствами массовой информации, состоящий не менее чем из 2 специалистов, имеющих профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы;
- другие секторы (службы, группы специалистов), необходимые для выполнения возложенных на Отдел функций.