Выступление педагога-психолога

Трушкиной Елены Александровны

на собрании родителей 9 и 11 классов.

 

Тема: «Как поддержать ребёнка во время выпускных и

вступительных экзаменов».

 

       Экзамен – особый, очень сложный период в жизни человека. Каждый из нас сдавал экзамены, и наверняка у многих сохранились яркие и живые впечатления о том, как непросто было подготовиться и хорошо ответить. При подготовке к экзамену одновременно возникает множество проблем: как чувствовать себя уверенно, как правильно излагать материал, как лучше распределить время?

       Сегодня мы поговорим о том, каким образом мы, взрослые, можем помочь поддержать детей в период подготовки и сдачи экзаменов.

       Первый вопрос – с чем связаны психологические трудности детей во время экзаменов?

       Прежде всего – это проблемы сугубо учебного характера: усвоение и запоминание большого количества учебного материала. Детям необходимо рационально организовать своё время и пространство таким образом, чтобы успеть всё выучить и повторить.

       Кроме того – это проблемы психологические: тревога в связи с экзаменационной ситуацией, страх не оправдать свои и чужие ожидания. Экзамен – это проверка не только знаний ребёнка, но и его самооценки: «Достаточно ли я хорош, успешен?» В случае выпускных и вступительных экзаменов ситуация обостряется ещё и тем, что это первое взрослое испытание, проверка 2пригодности» для взрослой жизни.

       Словом, ситуация экзамена является для ребёнка стрессовой, причём в борьбе с этим стрессом ему требуется помощь взрослого.

       Как можно поддержать ребёнка в период экзаменов?

       Очень важно оказать помощь в организации. Например, дети часто волнуются, так как им кажется, что объём материала очень велик, и они не успеют всё выучить к экзаменам. Помогите ребёнку в распределении учебного материала по дням, в определении ежедневной нагрузки, в составлении плана. Составление плана помогает также справиться с тревогой: ребёнок понимает, что успеть выучить весь учебный материал вполне реально, у него достаточно времени для этого.

       Огромное значение имеет режим дня. Важно, чтобы ребёнок имел возможность отдохнуть, сменить деятельность. Но знайте, что для некоторых детей шумный и активный отдых становиться дополнительной нагрузкой, а компьютерные игры только увеличивают усталость. Помогите ребёнку найти такую форму досуга, которая не переутомляла бы его: прогулки, общение с одним – двумя друзьями. В течение дня также необходимо делать короткие перерывы каждые 45-60 минут, чтобы сохранить высокую работоспособность. Попить чай, поговорить по телефону – этого достаточно, чтобы немного отвлечься, а затем вновь вернуться к занятиям.

       Для нормального самочувствия и хорошей работоспособности ребёнок должен высыпаться.

       Нужно ли на время экзаменов освобождать ребёнка от домашней работы? Этот вопрос решается индивидуально, с учётом особенностей ребёнка. Иногда и незначительная физическая нагрузка, которая для одних послужит  отдыхом, отвлечением от учебной деятельности, для других усилит общее утомление.

       Особое значение в этот экзаменационный период имеет ваш собственный эмоциональный настрой. Старайтесь создать во время экзаменов эмоционально спокойную, ненапряжённую атмосферу. Очень важно создать для ребёнка ситуацию успеха – говорите ему о том, как вы его любите, как вы в него верите и надеетесь на успех.

       Экзамены – ситуация действительно важная, но не запредельная. Ощущение огромной значимости экзамена не стимулирует, а напротив мешает подготовке. Поэтому очень важно немного снизить эту важность. Если ребёнок понимает, что даже в случае неуспеха мир не рухнет и жизнь продолжается, это помогает ему чувствовать себя более уверенно.

       Наконец, очень важно понять, в какой помощи нуждается именно ваш ребёнок. Кому-то необходимо, чтобы  выслушали выученные им билеты, кому-то нужна помощь в написании плана и конспектов. Узнать о том, что нужно вашему ребёнку, можно, только спросив его об этом: «Как я могу тебе помочь?»

       Как показывает практика, родители часто сами усугубляют тревоги и страхи у детей в период подготовки к экзаменам. Потому что родители воспринимают успешность ребёнка на выпускных экзаменах и при поступлении в институт как показатель собственной родительской состоятельности: если ребёнок хорошо сдаёт экзамены и поступает в хороший вуз, это значит, что я как родитель правильно выполнил свои задачи.

 

 

 

17 февраля 2011г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как поддержать ребёнка во время выпускных и

вступительных экзаменов.

 

       Экзамены – особый, очень сложный период в жизни человека. Каждый из нас сдавал экзамены, и наверняка у многих сохранились яркие живые впечатления о том, как непросто было подготовиться и хорошо ответить. При подготовке к экзамену одновременно возникает множество проблем: как чувствовать себя уверенно, как правильно излагать материал, как лучше распределить время?

       Конечно, тема экзаменов очень сложна и многообразна, и вряд ли можно рассмотреть её на одном собрании. Сегодня мы поговорим о том, каким образом мы, взрослые, можем помочь поддержать детей в период подготовки и сдачи экзаменов.

       С чем связаны психологические трудности детей во время экзаменов?

       Прежде всего это проблемы сугубо учебного характера: усвоение и запоминание большого количества учебного материала. Детям необходимо рационально организовать своё время и пространство таким образом, чтобы успеть всё выучить и повторить.

       Кроме того, это проблемы психологические: тревога в связи с экзаменационной ситуацией, особой важностью момента, страх не оправдать свои и чужие ожидания. Экзамен – это проверка не только знаний ребёнка, но и самооценки: «Достаточно ли я хорош, успешен?» В случае выпускных и вступительных экзаменов ситуация обостряется ещё и тем, что это первое взрослое испытание, проверка «пригодности» для взрослой жизни.

       Словом, ситуация экзамена является для ребёнка стрессом, причём в борьбе с этим стрессом ему требуется помощь взрослого.

       Как можно поддержать ребёнка в период экзаменов?

       Очень важно оказать помощь в организации режима дня, ведь дети зачастую пренебрегают простыми гигиеническими правилами. Например, они часто волнуются, так как им кажется, что объём материала очень велик и они не успеют всё выучить к экзаменам. Для того чтобы эта задача стала для детей более реальной, мы можем оказать им помощь в распределении учебного материала по дням, в определении ежедневной нагрузки, в составлении плана. Составление плана помогает также справиться с тревогой: ребёнок понимает, что успеть выучить весь учебный материал вполне реально, у него достаточно времени для этого. Часто дети не могут сделать это сами, и наша помощь может быть как нельзя кстати.

 

 

Hosted by uCoz