Выступление педагога-психолога
Трушкиной Елены Александровны
на собрании родителей 9 и 11 классов.
Тема: «Как поддержать ребёнка во время выпускных
и
вступительных
экзаменов».
Экзамен – особый, очень сложный период в
жизни человека. Каждый из нас сдавал экзамены, и наверняка у многих сохранились
яркие и живые впечатления о том, как непросто было подготовиться и хорошо
ответить. При подготовке к экзамену одновременно возникает множество проблем:
как чувствовать себя уверенно, как правильно излагать материал, как лучше
распределить время?
Сегодня мы поговорим о том, каким
образом мы, взрослые, можем помочь поддержать детей в период подготовки и сдачи
экзаменов.
Первый вопрос – с чем связаны
психологические трудности детей во время экзаменов?
Прежде всего – это проблемы сугубо
учебного характера: усвоение и запоминание большого количества учебного
материала. Детям необходимо рационально организовать своё время и пространство
таким образом, чтобы успеть всё выучить и повторить.
Кроме
того – это проблемы психологические: тревога в связи с экзаменационной
ситуацией, страх не оправдать свои и чужие ожидания. Экзамен – это проверка не
только знаний ребёнка, но и его самооценки: «Достаточно ли я хорош, успешен?» В
случае выпускных и вступительных экзаменов ситуация обостряется ещё и тем, что
это первое взрослое испытание, проверка 2пригодности» для взрослой жизни.
Словом, ситуация экзамена является для
ребёнка стрессовой, причём в борьбе с этим стрессом ему требуется помощь
взрослого.
Как можно поддержать ребёнка в период
экзаменов?
Очень важно оказать помощь в
организации. Например, дети часто волнуются, так как им кажется, что объём
материала очень велик, и они не успеют всё выучить к экзаменам. Помогите ребёнку
в распределении учебного материала по дням, в определении ежедневной нагрузки,
в составлении плана. Составление плана помогает также справиться с тревогой:
ребёнок понимает, что успеть выучить весь учебный материал вполне реально, у
него достаточно времени для этого.
Огромное значение имеет режим дня.
Важно, чтобы ребёнок имел возможность отдохнуть, сменить деятельность. Но
знайте, что для некоторых детей шумный и активный отдых становиться
дополнительной нагрузкой, а компьютерные игры только увеличивают усталость.
Помогите ребёнку найти такую форму досуга, которая не переутомляла бы его:
прогулки, общение с одним – двумя друзьями. В течение дня также необходимо
делать короткие перерывы каждые 45-60 минут, чтобы сохранить высокую
работоспособность. Попить чай, поговорить по телефону – этого достаточно, чтобы
немного отвлечься, а затем вновь вернуться к занятиям.
Для нормального самочувствия и хорошей
работоспособности ребёнок должен высыпаться.
Нужно ли на время экзаменов освобождать
ребёнка от домашней работы? Этот вопрос решается индивидуально, с учётом
особенностей ребёнка. Иногда и незначительная физическая нагрузка, которая для
одних послужит отдыхом, отвлечением от
учебной деятельности, для других усилит общее утомление.
Особое значение в этот экзаменационный период
имеет ваш собственный эмоциональный настрой. Старайтесь создать во время
экзаменов эмоционально спокойную, ненапряжённую атмосферу. Очень важно создать
для ребёнка ситуацию успеха – говорите ему о том, как вы его любите, как вы в него верите и надеетесь на успех.
Экзамены – ситуация действительно
важная, но не запредельная. Ощущение огромной значимости экзамена не
стимулирует, а напротив мешает подготовке. Поэтому очень важно немного снизить
эту важность. Если ребёнок понимает, что даже в случае неуспеха мир не рухнет и
жизнь продолжается, это помогает ему чувствовать себя более уверенно.
Наконец, очень важно понять, в какой
помощи нуждается именно ваш ребёнок. Кому-то необходимо, чтобы выслушали выученные им билеты, кому-то нужна
помощь в написании плана и конспектов. Узнать о том, что нужно вашему ребёнку,
можно, только спросив его об этом: «Как я могу тебе помочь?»
Как показывает практика, родители часто
сами усугубляют тревоги и страхи у детей в период подготовки к экзаменам.
Потому что родители воспринимают успешность ребёнка на выпускных экзаменах и
при поступлении в институт как показатель собственной
родительской состоятельности: если ребёнок хорошо сдаёт экзамены и
поступает в хороший вуз, это значит, что я как родитель правильно выполнил свои
задачи.
17 февраля 2011г.
Как поддержать ребёнка во время выпускных и
вступительных экзаменов.
Экзамены – особый, очень сложный период
в жизни человека. Каждый из нас сдавал экзамены, и наверняка у многих
сохранились яркие живые впечатления о том, как непросто было подготовиться и
хорошо ответить. При подготовке к экзамену одновременно возникает множество
проблем: как чувствовать себя уверенно, как правильно излагать материал, как
лучше распределить время?
Конечно, тема экзаменов очень сложна и
многообразна, и вряд ли можно рассмотреть её на одном собрании. Сегодня мы
поговорим о том, каким образом мы, взрослые, можем помочь поддержать детей в
период подготовки и сдачи экзаменов.
С чем связаны психологические трудности
детей во время экзаменов?
Прежде всего это
проблемы сугубо учебного характера: усвоение и запоминание большого количества
учебного материала. Детям необходимо рационально организовать своё время и
пространство таким образом, чтобы успеть всё выучить и
повторить.
Кроме того, это проблемы психологические:
тревога в связи с экзаменационной ситуацией, особой важностью момента, страх не
оправдать свои и чужие ожидания. Экзамен – это проверка не только знаний
ребёнка, но и самооценки: «Достаточно ли я хорош, успешен?» В случае выпускных
и вступительных экзаменов ситуация обостряется ещё и тем, что это первое
взрослое испытание, проверка «пригодности» для взрослой жизни.
Словом, ситуация экзамена является для
ребёнка стрессом, причём в борьбе с этим стрессом ему требуется помощь
взрослого.
Как можно поддержать ребёнка в период экзаменов?
Очень важно оказать помощь в организации
режима дня, ведь дети зачастую пренебрегают простыми гигиеническими правилами.
Например, они часто волнуются, так как им кажется, что объём материала очень велик и они не успеют всё выучить к экзаменам. Для того
чтобы эта задача стала для детей более реальной, мы можем оказать им помощь в
распределении учебного материала по дням, в определении ежедневной нагрузки, в
составлении плана. Составление плана помогает также справиться с тревогой:
ребёнок понимает, что успеть выучить весь учебный материал вполне реально, у
него достаточно времени для этого. Часто дети не могут сделать это сами, и наша
помощь может быть как нельзя кстати.