Выступление на родительском собрании.

«Как развить чувство ответственности в детях»

 

Мы все понимаем, как важно развить у ребёнка чувство ответственности в делах, хотим, чтобы он был самостоятельным, понимал, что у него есть определённые обязанности: убирать свою комнату, учить уроки и так далее. Вместе с тем мы хотим, чтобы нас дети слушались и выполняли наши требования.

       Проблема ответственности очень обширна, и сегодня мы рассмотрим только одну из сторон – что значит быть ответственным и как можно способствовать развитию ответственности в детях.

       Ответственность и послушание – это два различных типа поведения. В чём их различие? Прежде всего в том, кто решает, что нужно сделать ребёнку и почему нужно сделать, то есть какова мотивация.

       В случае послушания решение и мотивация поступают от взрослого, а от ребёнка требуется просто выполнение задания. Например, ребёнок сам убирает свою комнату, потому что пока он этого не сделает, ему не разрешат играть на компьютере (это послушание).

       В случае ответственности решение о выполнении задания ребёнок принимает сам, он согласен его выполнить и понимает, почему это нужно сделать. Например, ребёнок каждый день сам выполняет все домашние задания.

       Детей нужно учить и послушанию, и ответственности. Во многих ситуациях без послушания не обойтись. Для жизни в обществе необходимо умение соблюдать определённые правила. Представьте, что может случиться, если каждый будет сам определять, по какой стороне дороги ехать на машине.

       Однако бездумное послушание может быть так же опасно, как и безоглядная независимость. Если мы заботимся о благе наших детей, если хотим защитить их от алкоголизма, наркотиков, тоталитарных сект, наша задача – научить их не только подчиняться другим, но и принимать самостоятельные решения, действовать на основании собственных убеждений.

       Ответственность имеет несколько составляющих.

       Прежде всего это понимание задачи, то есть знание того, что нужно сделать и как это нужно сделать. То что может показаться ленью или безответственностью, часто на самом деле является следствием непонимания поставленной задачи.

       Для этого (понимания задачи) нужно, чтобы ребёнок и родитель всё чётко обсудили между собой. Например, если мы хотим, чтобы ребёнок убрал в комнате, мы можем ему сказать: «Убери, пожалуйста, в комнате: протри пыль, пропылесось пол, убери вещи на место». Конечно, если ребёнок уже выполнял подобное задание раньше, можно обойтись краткой просьбой.

       Далее, для ответственности характерно согласие с поставленной задачей. Всем нам хочется, чтобы дети с радостью выполняли предложенные задания. Согласие подразумевает уже не просто послушание, а ответственность.

       На практике чувство ответственности проявляется, если у ребёнка есть выбор, то есть он волен выполнять или не выполнять предложенное задание. Например, ребёнок сам принимает решение каждый день делать одно дополнительное задание по математике, причём никто не принуждает его к этому.

       Конечно, всегда есть вероятность, что ребёнок откажется. В каждой семье существует что-то, что дети обязаны делать, а от какой-то работы они могут и отказаться. Важно предоставлять ребёнку возможность выбора только в том случае, когда мы сами готовы согласиться с его отказом. Если мы хотим, чтобы ребёнок научился думать самостоятельно, ему важно научиться говорить «НЕТ». Прежде чем попросить ребёнка сделать что-либо, необходимо убедиться, что у него действительно есть выбор. Если выбора нет, лучше не просить, а просто сказать «Дочь, убели комнату».

       Наконец, важная часть ответственности – умение самостоятельно мотивировать собственные действия. Как же развить эту способность?

       Прежде всего важно предоставлять ребёнку право выбора, причём возможные варианты определяем мы сами: «Что ты будешь пить: сок или компот? Какую футболку купим: зелёную или красную?».

       Когда ребёнок научился выбирать из предложенного, можно спросить его, что он сам предлагает. Например: «Как ты думаешь, куда мы можем пойти все вместе в воскресенье?»

       Очень важно обсуждать с детьми возможные последствия тех или иных поступков. Дети должны знать, что любые поступки имеют свои последствия и разные поступки приводят к разному результату.

       Часто оказывается, что дети при всём своём желании и стремлении к самостоятельности не в состоянии сами справиться с различными повседневными задачами. Дело в том, что ответственность формируется постепенно.

       Можно выделить три уровня ответственности.

       На первом уровне ребёнок выступает в качестве помощника, помогая взрослому выполнять какую-то работу. При этом он учится тому, как эту работу нужно выполнять. И на этом уровне очень важны участие и помощь взрослых. Например: когда дети начинают учиться в первом классе, они делают уроки вместе с кем-то из взрослых.

       Второй уровень. Ребёнок нуждается в напоминании и контроле, хотя он уже знает все действия для выполнения какого- либо задания. Например, ребёнок сам собирает портфель на завтра, но иногда забывает об этом, и ему необходимо напомнить.

      Третий уровень ответственности – самостоятельность. Ребёнок не только сам выполняет всю работу с удовлетворительным результатом, но и больше не нуждается в напоминании. Переход на этот уровень – цель наших усилий.

       Конечно, нам бы очень хотелось, чтобы ребёнок большинство своих обязанностей выполнял ответственно. К сожалению, сразу достичь этого невозможно, ребёнок нуждается в помощи взрослого.

       Уровни помощи соответствуют уровням ответственности:

1.     помогать или делать вместе с ним (ребёнком);

2.     контроль или напоминание;

3.     радость достигнутой целее – ребёнок способен  сделать что-то без посторонней помощи.

 

       В заключении хочу подвести итог.

       Формирование ответственности – это длительный процесс, который проследить достаточно трудно. У всякого воспитательного воздействия есть два вида последствий: сиюминутные и отсроченные. Если сиюминутные последствия заметны сразу, то для того, чтобы проявились отсроченные, требуется много времени. Но если раз за разом родитель использует методы, направленные на воспитание ответственности, то постепенно количественные изменения происходят в качественные.

 

 

Заканчиваю своё выступление словами Антуана де Сент-Экзюпери:

 

«Быть человеком - это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, и не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир».



 

      

 

Hosted by uCoz