Выступление педагога – психолога лицея №12

Трушкиной Елена Александровны

на собрании родителей учащихся 7-8 классов.

 

Тема: «Отцы и дети: кризис непонимания».

 

       Умом подростка не понять, они скрыты и непредсказуемы. Особенно весной, когда гормоны просыпаются и начинают играть в молодых и несозревших организмах. Весна считается порой обострений отношений между родителями и их подросшими за зиму детьми. Давайте вместе преодолевать этот кризис непонимания.

       Кризис №1 – границы дозволенного.

       Ограничивать подростка очень трудно. «Ты не пойдёшь сегодня гулять» вызывает бурю возмущений, перерастающую в драму с угрозами и обвинениями. Но и разрешить подростку делать всё, что он хочет, - не лучший выход. Во-первых, подростки быстро распускаются, во-вторых (в чём и состоит парадокс подросткового возраста), начинают обвинять нас в том, что нам на них наплевать. Поэтому ограничивать детей надо, но очень хитро. Скажем, вы купили подростку билет на концерт любимой группы и теперь шантажируете его им при каждом удобном случае: «Не сделаешь, не пойдёшь на концерт!» Ребёнок знает, что вы вряд ли решитесь на наказание, так как уже потратили деньги на билет, и пропускает угрозы мимо ушей. Совсем по-другому звучит «Окончишь четверть без троек, купим билет на концерт». Чувствуете разницу? Не унизительный запрет, а поощрение за хорошее поведение. Это первый принцип бесконфликтного общения с подростком.

       Кризис №2 – хамство и раскаяние.

       Подростки хамят – это тоже их отличительная особенность. Хамство можно пропускать мимо ушей, и тогда подросток окончательно распускается. Можно бурно реагировать, обкладывая его всяческими санкциями, вызывая усиление того же хамства. Есть ещё третий, наиболее эффективный способ. Если вы постоянно будете искренне обижаться на хамские выпады и терпеливо объяснять подростку, что вам слышать такое очень горько и обидно, он обязательно перестанет. Но только при условии, что вы сами всегда сдерживаете себя и не позволяете никаких обидных высказываний в его адрес. Учите ребёнка просить прощение – подросток этого делать не умеет. Не ждите, что он будет ходить за вами и конючить «я больше не буууууду!», как было ещё три года назад. Подросток будет молчать. И если вы сами скажете ему: «Послушай, ты был не прав, но мы ведь с тобой близкие люди, давай не будем больше причинять друг другу боль! Согласен?» Если подросток кивнёт вам на это – считайте, что он извинился.

       Кризис №3 -  саамы важный.

       Подростки могут считать вас доисторическими динозаврами, безнадёжно отставшими от жизни. Ваше авторитетное мнение при этом по любому вопросу ничего для него не значит. Но подростку необходимо, чтобы его понимали. В этом случае постарайтесь запастись интересной личностью, которой ваш ребёнок будет доверять. Это может быть «продвинутый» родственник, ваша подруга или приятель – любой взрослый, который может взять на себя функцию взрослого друга для вашего ребёнка. Раньше такую функцию выполняли «крёстные» подростка. Общение с неформальным взрослым смягчает подростковый кризис.

       Кризис №4 – ни слово о запретном.

       Если у вас в семье растёт подросток, запомните как молитву: существует три темы, на которые вы должны говорить крайне аккуратно, - одежда вашего ребёнка (если она не соответствует вашему вкусу), друзья ( если они вам не нравятся) и  всё то, что он любит но у вас вызывает дикое раздражение (музыка, причёска, жаргон, татуировки и т.п.). Не позволяйте себе никаких категорических высказываний по этому поводу. Можно только попросить ребёнка объяснить непонятную вам эстетику.

       Кризис №5 – глухота и немота.

       Вы рады, что ребёнок наконец-то вам не перечит, а молча слушает то, что вы ему рассказываете. И вот, когда вы уже почти удовлетворены от чувства выполненного родительского долга, вы вдруг замечаете в ушах вашего отпрыска поблёскивающие наушники. Вас никто не слушал, какая досада! Да, вот такие они эти дети. Если ваш ребёнок потерял дар речи и практически с вами не разговаривает, если у него всё время в ушах наушники, это не означает, что он сошёл с ума или что вы – плохой родитель. Это пройдёт. А чтобы прошло бесследно, не требуйте от ребёнка диалоговой речи. Приучайте к монологам. Если будет излагать свои мысли вслух, то вероятность того, что вам захочется ответить  гораздо больше, чем если вы будите тянуть слова из ребёнка клещами. С наушниками  бороться бесполезно. Пусть себе слушает свою тарахтелку. Но во время совместных трапез наушники должны быть вытащены из ушей – это закон.

 

 

25 февраля 2011г.

Hosted by uCoz