Родительское собрание

             « Поможем детям выбрать профессию»

 

Выбор профессии – задача не из легких. Наибольшую помощь в этом старшеклассникам могут оказать родители, но они нередко жалуются на непонимание своих детей. Конечно, у молодого поколения иные точки зрения, ценности, привычки. И все-таки у каждого родителя всегда имеется неоспоримое  преимущество перед ребенком – социальный опыт, умение оценивать жизненные реалии и требования. Кроме того, в отличие от слов чужого человека, побуждение, исходящее от близких людей воспринимается как наиболее подходящее, конструктивное.

 

Фантазии ребенка и аргументы родителей.

Еще один аргумент в пользу родителей, - Профессиональные фантазии ребенка. Когда он видит себя в мечтах представителем той или иной профессии, он мысленно примеряет ее на себя. Значит, важными для них оказываются сведения о профессиональной деятельности родителей, родных – их рассказы о том, как они выбирали профессию, какие при этом испытывали трудности, на что обращали внимание. Ребенок автоматически попадает под магию эмоциональной оценки профессии родителями и безоговорочно принимает их позицию.

 Тем не менее дети и родители, несмотря на кровное родство, различны. Их жизненные и профессиональные пути расходятся. Иногда родители настаивают на выборе той профессии, которой в силу обстоятельств им не удалось овладеть самим, то есть через ребенка родители пытаются реализовать свою мечту.

 

Психологический практикум для родителей.

 

          Проверьте себя, как вы ориентируетесь в новых профессиях.

1.                   Логистик: а) занимается логикой; б) организует транспортировку продукции; в) организует конференции и научные саммиты.

2.                   Веб-мастер: а) работает на компьютере; б) разрабатывает программы; в) работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов.

3.                   Маркетолог: а) работает на рынке ценных бумаг; б) изучает рынок труда; в) изучает рынки сбыта товаров.

4.                   Фандрайзер: а) ищет деньги и другие возможности для организаций; б) фанат, которого нанимает звезда; в) изучает пути развития предприятия.

5.                   РР-агент: а)связан с политикой; б)специалист по рекламе и связям с общественностью; в) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.

Правильные ответы и комментарии:

1-б. Спрос на эту профессию растет; от специалиста требуются базовое экономическое образование и курсы специализации.

2-в. Профессия на пике востребованности; легко переквалифицироваться в менеджера информационным технологиями, получив образование в области экономики или управления.

3-в. Постоянно высокий спрос на профессию. Наиболее успешен специалист, обладающий способностью к анализу и письменному изложению его результатов, имеющий экономическое+инженерно-техническое образование.

4-а. Спрос на профессию постоянно высок. От специалиста требуется умение общаться, уверенность в себе, аналитические способности, интуиция.

5-б. Второе, российское название – пресс-секретарь. Необходимо гуманитарное образование (политолог, журналист). Профессия пользуется широким и неизменным спросом.

 

Подсчитайте количество правильных ответов:

            Больше 3 – владеете всей информацией;

            2-3 – недостаточно информированы;

0-1–плохо ориентируетесь в мире профессий.

 

Прививка от неудачи.

            Очень часто родительские советы подаются под «соусом» «полезно для семейной жизни». Будь врачом – нас и себя сможешь лечить! Становись поваром, хоть готовить научишься! Плохо ли – воспитатель! Своих детей вырастишь как надо.  Ущербность такого выбора очевидна.

            Еще одно родительское заблуждение: высшее образование автоматически разрешает проблемы поиска нужной высокооплачиваемой работы. Здесь профессиональное  самоопределение подменяется  самоопределением в социальном плане, а выбор профессии – выбором учебного заведения. О том, что высшее образование еще не гарантирует трудоустройства, можно и не говорить.

Важно, чтобы и ребенок и родители понимали,  высшее образование можно получить и ступенчатым путем: ПТУ – техникум – вуз; работа плюс заочное обучение. Гибкий подход дает школьнику возможность выбрать себе оптимальный вариант получения образования и сохранить свой психологический комфорт.

            Одна из главных задач родителей – помочь ребенку сформировать реальное представление о самом себе: о способностях, сильных сторонах характера, о наиболее успешной  деятельности.

 

 

 

 

 

 

Как готовиться к поступлению в вуз?

              

                 Если ребенок и родители уже решили вместе, в какое учебное заведение ему лучше поступать, то самое время подумать,  с чего начать.

-                        Не ограничиваться чтением справочника, а отправиться в приемную комиссию учебного заведения.

-                        Чрезвычайно важно при выборе профессии учесть состояние здоровья ребенка.

 

Помощь ребенку родителями:

 

      Если ваш ребенок не поступил в этом году, не отчаивайтесь – поступит в следующем. Не спешите обрушивать на его голову поток своих сожалений или, еще хуже, обвинений. Попытайтесь вместе с ним разобраться, в чем причина неудачи, где было «слабое звено».

       Помогите ему, если есть в этом необходимость, найти работу.

     

       Чем родители могут быть полезны ребенку в самый ответственный период его жизни – в период вступительных экзаменов?

       В первую очередь – абсолютной верой в его способности. Поощрите попытки рационального распределять время и усилия, управлять своими желаниями, проявлять волю. В некоторых случаях полезно просто не мешать и не стремиться руководить процессом подготовки. Вовремя приготовленный ужин или совместная прогулка могут оказаться полезнее нравоучений и наставлений. Поверьте, ребенок осознает значимость ситуации ничуть не меньше, а то пожалуй, и больше родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«Трудовое воспитание и профессиональная ориентация старшеклассников»

Цели:  - содействовать формированию у родителей отчетливых представлений о роли семьи в трудовом воспитании и профессиональной ориентации старшеклассников;

-         информировать родителей о учебных заведениях города;

 

      Подготовка к собранию.

·         Проводится анкетирование старшеклассников.

                                

                                 А Н К Е Т А

1.     Любишь ли ты трудиться ?

А) да

Б) нет

2.     Какой труд тебе больше нравиться?

А) умственный

Б) физический

В) умственный и физический

3.     Сколько времени в день у тебя занимает умственная работа?

4.     Сколько времени в день у тебя уходит на физическую работу?

5.     Назови, чем ты занимаешься, выполняя умственную работу?

6.     Какие виды физического труда ты выполняешь?

А) ежедневно - ...

Б) один-два раза в неделю - ...

В) иногда - ...

7.     Какие чувства ты испытываешь, когда трудишься умственно или физически? Когда ты занят трудом, что больше всего нравиться?

8.     Что ты испытываешь, когда ничем не занят?

9.     Что побуждает тебя трудиться?

А) интерес

Б) веление сердца и разума

В) требование родителей

Г) любовь и уважение к родителям, взрослым

Д) материальная нужда

Е) другое  ( напиши)

10. Какое общественное поручение ты выполняешь?

11. Что побуждает тебя заниматься общественной работой?

А) интерес

Б) «давление» классного руководителя

В) общественное мнение коллектива класса

Г) другое  (напиши)

12. Осознаешь ли ты важность выполняемой работы?

13. Знаешь ли ты, что должен делать согласно твоему общественному поручению?

·         Во время классного часа учащиеся пишут мини-сочинение на иему «Моя будущая профессия».

 

        Оформление, оборудование, инвентарь:

1.     На доске слова В.Г.Белинского:

 

« Честный и по-своему умный сапожник, который в совершенстве владеет своим ремеслом, выше плохого генерала, выше педанта-ученого, выше дурного стихотворца».

2.     Оформлена выставка мини-сочинений уч-ся (без подписей) «Моя будущая профессия».

 

        ХОД  СОБРАНИЯ.

·         Вступительное слово классного руководителя о теме собрания, об актуальности рассматриваемой на нем проблемы.

·         Выступление председателя родительского комитета класса.

         С чего начинается зрелость? Как она формируется? Эти вопросы волнуют и ребят и родителей. Как идет этот сложный процесс формирования гражданской зрелости, которая проявляется в способности выполнять ответственную роль взрослого человека во всех сферах – на производстве, в общественной жизни, в семье.

          Сегодня наши дети неплохо разбираются в вопросах, связанных с техникой, освоением космоса, новыми научными достижениями, они интеллектуально более развиты, чем их сверстники в прошлом. Основным условием гражданского воспитания является нравственная зрелость.

          Нередко говорят, что основным критерием социальной зрелости является достижение экономической самостоятельности, приобретение стабильной профессии.

          Выпускник с новеньким аттестатом – словно былинный витязь на распутье, с той лишь разницей, что перед ним не три дороги, а значительно больше, да перед глазами нет придорожного камня, где было бы четко написано, какие испытания ждут его на каждой из них.

           В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором, но манят десятки специальностей. Многие из них очень привлекательны. Но надо выбрать одну, ту, которая максимально соответствовала бы склонностям и индивидуальности молодого человека. А этот выбор сделать не так уж легко. Часть молодых людей руководствуется принципом: лишь бы получить диплом. В стремлении к получению высшего образования есть и утилитарный подход. Люди с высшим  образованием обладают определенными преимуществами в смысле общественного престижа, выдвижения на руководящую работу, приобретения жизненных благ и т.п. Поэтому часть молодых людей стремится в Вуз не для того, чтобы овладеть системой знаний, а для того, чтобы хотя бы формально приобрести высшее образование.

          На выбор профессии влияет много факторов: ее популярность, престиж в обществе, собственная склонность человека, его интерес к данному виду деятельности, возможность творчества, уровень зарплаты и т.д. Однако на выбор профессии могут оказать влияние и другие обстоятельства – советы окружающих, пример друзей, родителей, мода на специальность, просто желание иметь диплом, безразлично какой.

          Много  разочарований возникает в результате недостаточной осведомленности о требованиях, предъявляемых к той или иной работе. Ошибка в выборе профессии, профессиональная неудача воспринимается порой молодым человеком как жизненная катастрофа. Возникает комплекс неполноценности, неудачник теряет уважение к себе, чувствует себя несостоявшейся личностью.

          Наша – родителей и школы – задача состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору детей, помочь им советом, без упреков и натиска.

·         Выступление классного руководителя.

          Уважаемые родители, перед началом собрания у вас была возможность ознакомиться с мнениями ваших детей о выборе их будущей профессии. Замечательно, что у всех ребят в классе есть мечта, желание посвятить себя тому или иному делу. Однако, выбор для некоторых остается только мечтой – не верят в себя, в свои силы, сомневаются, окончательно не выбрали дальнейший свой путь.

                    ( можно провести анкетирование и сделать анализ анкет)

           Труд – главная сфера самоутверждения личности. Главная, но не единственная. И если человек не может найти себя в труде, то ищет другие способы реализации своего «Я» и находит, как правило, их в бесцельном времяпрепровождении, в ложном самоутверждении, в потребительском образе жизни.

·         Выступление специалиста – профконсультанта с информацией  о находящихся в городе и области учебных заведениях, о профессиях, которые можно получить в этих учебных заведениях.

·         Заключительное слово, принятие решения собрания.

           Кем быть? Проблема профессионального самоопределения волнует не только тех, кто «обдумывает житье», но и их родителей, педагогов, всех неравнодушных к судьбе молодых людей.

           Когда-то Н.К.Крупская правильно писала: «Только когда профессия по душе, когда у человека есть интерес к тому делу, которое он делает, когда он влюблен в свою работу, - тогда только он может черпать радость в своем труде, только тогда он может максимально повысить напряженность своего труда без переутомления, только тогда может дать он ценное в своей области труда».

РЕШЕНИЕ  СОБРАНИЯ:

1.Провести классный час «Мир интересных и нужных профессий» с приглашением специалистов.

3.     Провести тестирование уч-ся для уточнения их профнтересов.

Родительское собрание

«Как помочь своему ребенку выбрать профессию»

 

ЦЕЛЬ: установить сотрудничество с родителями уч-ся посредством корректного обсуждения с ними некоторых результатов изучения профессиональных склонностей и способностей старшеклассников.

ЗАДАЧИ:

ü        Ознакомить родителей класса с общей картиной выявленных интересов и предпочтений старшеклассников в ситуации предполагаемого выбора будущей профессии;

ü        Организовать встречу – диалог с теми преподавателями школы, жизненно- профессиональный опыт которых представляет практическое воплощение обнаруженных типов предпочтений.

ПОДГОТОВКА информационно-диагностической базы данных:

 

                                    Анкета 1 ( для уч-ся)

1.     Назовите 10 наиболее привлекательных для вас профессий (расположите их по степени значимости)

2.     Назовите преимущества вашей будущей профессии.

3.     Назовите минусы вашей будущей профессии.

4.     Назовите качества характера, необходимые для того, чтобы состояться в профессии.

5.     Назовите ваши качества характера, которые могут помешать приобрести любимую профессию.

6.     Что или кто повлиял  на выбор вашей будущей профессии:

         А) родители                              е) книги и фильмы

          Б) родственники                     ж) жизненные обстоятельства

          В) учителя                               и) встречи с интересными людьми

          Г) друзья                                  к) способности

          Д) знакомые                            м) самостоятельный выбор

 

 

                                       Анкета 2 (для уч-ся)

         Ученикам предлагается выбрать из приведенного списка профессий только те, которые они могут распределить на две полярные группы:

Профессия, которая мне нравится

Профессия, которую мне советуют выбрать родители.

 

 

 

 

 

·         Юрист, спортсмен, бизнесмен

·         Экономист, воспитатель, банкир

·         Врач, пожарный, искусствовед

·         Учитель, переводчик

·         Психолог, повар, работник сферы обслуживания

·         Водитель, официант, сельскохозяйственный рабочий

·         Инженер, экскурсовод, лесничий

·         Программист, менеджер

·         Музыкант, машинист

·         Артист, военный, преподаватель

·         Строитель, преподаватель, ветеринар

·         Шахтер, социальный работник, библиотекарь.

 

                                  Анкета 3  (для родителей)

 

1.     Обсуждали ли Вы со своим ребенком проблему выбора профессии?

2.     Какую профессию выбирает Ваш ребенок?

3.     Что вы ему советуете?

4.     Совпадают ли Ваши интересы и точки зрения на выбранную профессию?

5.     Что служит Вашим  аргументом в выборе профессии Вашим ребенком?

6.     Если ребенок будет настаивать на собственном выборе профессии, будете ли Вы ему препятствовать?

 

                                   Анкета 4  (для родителей)

Эту анкету можно предложить всем родителям или тем, кто участвует в выступлениях на собрании.

1.     Довольны ли Вы выбранной профессией?

2.     Что повлияло на Ваш профессиональный выбор?

3.     Какие минусы своей профессии Вы можете назвать?

4.     Что интересного в Вашей профессии?

5.     Если бы начать жизнь сначала, вы бы поменяли свою профессию на другую?

 

ХОД  СОБРАНИЯ:

ü        Открытие собрания

ü        Анализ диагностических материалов, которые были подготовлены на основе опроса уч-ся. На доске – список самых преимущественных, по мнению уч-ся, профессий.

ü        Выступление родителей по проблемным вопросам анкеты 4.

ü        Выступление преподавателей  и рассказ о содержании обучения различным профессиям. Вопросы родителей.

ü        Выступление психолога с рекомендациями и советами по выбору профессии.

ü        Родителям можно предложить памятку «Типичные ошибки ребенка и семьи при выборе профессии»

1.      Ориентация ребенка семьей сразу на профессию высшей квалификации (ученый, дипломат, директор, управляющий банком)

2.      Пренебрежение к профессиям, которые не престижны, хотя и значимы в жизни.

3.      Отсутствие  своего мнения и принятия решения не по собственной воле, а по требованию родителей.

4.      Перенос отношения к конкретному человеку – представителю той или иной профессии – на саму профессию.

5.      Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.

6.      Перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную  с этим предметом.

7.      Подверженность влиянию друзей на выбор профессии.

8.      Отсутствие умений оценивать свои способности и возможности в выбранной профессии.

9.      Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребенка.

10. Завышенная или заниженная самооценка, формирующая неадекватность в выборе той или иной профессии.

 

Для выбора будущей профессии ребенок должен знать о себе следующее:

ü        Свои интересы к профессии

ü        Свои способности

ü        Свои склонности

ü        Степень своей профессиональной пригодности (здоровье)

 

Подводится итог собрания, определяются задачи на будущее, а также мероприятия, которые нужно провести для того, чтобы помочь ребенку выбрать профессию, соответствующую не только желаниям, но и возможностям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РОДИТЕЛЬСКОЕ  СОБРАНИЕ

«Как помочь выпускнику основной школы выбрать профиль обучения».

( Родительское собрание проводится в начале учебного года)

Цель: помощь учащимся 9 кл. в выборе профиля обучения в старшей школе.

Задачи:

·        Дать родителям информацию о профильном обучении в старшей школе и предпрофильной подготовке в 9 классе.

·        Помочь  родителям найти пути взаимодействия со своими детьми в вопросах первичного профессионального самоопределения.

·        Дать родителям информацию о возможных путях получения образования их детьми после окончания 9 класса.

Предварительная подготовка:

·        Анкетирование учащихся.

1.Знаешь ли ты, что такое профильное обучение в старшей школе?

2.После окончания 9 класса:

- ты продолжишь обучение в 10 классе;

- пойдешь учиться в какой-либо колледж, училище;

- пойдешь работать;

- еще не решил.

3. Выбрал ли ты уже профессию?

4. С кем ты прежде всего посоветуешься при выборе профиля обучения?

- с сотрудниками школы ( учителем. Классным руководителем, психологом);

- с родителями;

- с друзьями;

- сам все решу;

·        Подготовка ( тиражирование)  АНКЕТЫ  для РОДИТЕЛЕЙ, которая предлагается им на собрании.

1. Обсуждали ли вы с ребенком его профессиональное   будущее?

2. Говорили ли вы с ним о возможных путях продолжения образования?

3. Доверяете ли вы своему ребенку самостоятельно совершить первичное профессиональное самоопределение.

4. Считаете ли вы, что выбор будущей профессиональной деятельности вашего ребенка практически полностью зависит от вас ( вашего мнения, ваших возможностей)

5. Знаете ли вы, какие  профессии в ближайшем будущем будут востребованы на рынке труда ?

 

 

 

 

ХОД  СОБРАНИЯ:

1.     Анкетирование родителей.

Классный руководитель предлагает родителям ответить на вопросы анкеты ( варианты «да», «нет» )

Обсуждение результатов анкетирования. Нужно подвести родителей к выводу об актуальности первичного профессионального самоопределения уч-ся 9 классов, предварительного выбора профиля обучения.

2.     Информация для родителей «Что такое профильное обучение и предпрофильная подготовка».

По решению Правительства РФ от 29.12.2001г. № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение.

                          Учащиеся 10-11 классов могут  выбирать профиль обучения, т.е. изучать актуальные для себя предметы в большем объеме, а предметы, которые не пригодятся им в будущей профессии, изучать в меньшем объеме.

                           Поэтому важной задачей, которая должна решаться в период обучения в 9 классе, становится предпрофильная подготовка, позволяющая учащемуся осознанно выбрать профиль обучения, т.е. по сути совершить первичное профессиональное самоопределение. От этого выбора в немалой степени зависит и успешность обучения учащихся в старших  классах, их подготовка к следущей ступени образования, в целом и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей будет в жизни у молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего профессионала.

Учащиеся, оканчивающие 9 класс, должны быть готовы не только к профильному обучению, но и к дальнейшему жизненному, профессиональному и социальному самоопределению.

Предпрофильная подготовка – это подготовка и ориентация не только в отношении выбора «профиля вообще», но в отношении конкретного места и формы продолжения образования.

Если профильная школа характеризуется разнообразием «Образовательных траекторий», то  предпрофильная подготовка, по существу, предлагает лишь специальные курсы выросли из давно забытых факультативных курсов, которые помогали школьникам углубить или расширить знания по тем или ным предметам.

Родителям нужно помочь подросткам разобраться, какие курсы есть в школе, какие из них нужно посещать, в какой очередности.

Школа в плане работы предусматривает информационную работу с учащимися: знакомство с местными учреждениями возможного продолжения образования после 9 класса, изучение особенностей их образовательных программ, условий приема, посещение дней открытых дверей и др., а также мероприятия профориентационного характера ( классные часы, занятия с психологом, психолого-педагогическую диагностику, анкетирование и консультирование уч-ся).

Родители должны быть в курсе происходящих в школе событий, интересоваться у ребенка, какие мероприятия профориентационного характера проводятся в школе, обсуждать актуальные проблемы, давать ненавязчивые советы, предлагать свою помощь при принятии важных решений.

3.     Обсуждение результатов анкетирования учащихся.

Классный руководитель рассказывает родителям об обобщенных результатах анкетирования учащихся:

- какие пути продолжения получения образования выбрали учащиеся: сколько из них планируют учиться в школе, сколько в колледже, сколько решили пойти работать;

- сколько человек уже выбрали конкретную профессию;

- кто является главным советчиком для детей при выборе профессии.

4. Информация для родителей «Как помочь ребенку правильно выбрать будущую профессию».

Родители должны знать, что они могут обратиться за помощью в Психолого-педагогические и медико-социальные центры (ППМС-центры). Там уч-ся школьного возраста оказывают консультационные и диагностические услуги по профориентации, в таких центрах также проводятся развивающие и коррекционные занятия для детей различного возраста. Для уч-ся старших классов проводятся тренинговые занятия по профессиональному самоопределению.

С целью дальнейшего расширения государственной молодежной политики в госкве в мае 1996г. Комитет труда и занятости правительства столицы учредил Московский центр труда и занятости молодежи «Перспектива». Здесь созданы служба трудоустройства, отдел образования и профессиональной ориентации, отдел временного трудоустройства несовершеннолетних и молодежи.

В системе временной занятости создана и эффективно действует программа «Молодежная практика». Суть системы в том, что при содействии центра на наиболее стабильных предприятиях города открываются временные рабочие места, где подростки могут приобрести профессиональный опыт.

В процессе изучения различных школьных предметов выявляются склонности, способности, интересы ребенка: вполне естественно, что он успевает лучше по предметам, к изучению которых у него есть способности. Часто, опираясь на результаты успеваемости, уч-ся совершает соответствующий профессиональный выбор. Иногда на этот выбор существенное влияние оказывает и личность преподавателя. В любом случае требуется дополнительное изучение уч-ся своих способностей, интересов, желаний, потребностей с целью уточнения профессионального выбора.

Именно родители, ближайшие родственники оказывают наиболее существенное влияние на профессиональный выбор: школа и то содержание образования, которое предлагается в ней уч-ся, не являются, как это может показаться на первый взгляд, наиболее значимым фактором профессионального самоопределения молодых людей.

Поэтому родители должны понимать всю ответственность за советы, пожелания, а иногда и требования, адресованные своему ребенку.

Как правило, родители высоко оценивают значимость образования в современной жизни и активно формируют у своего ребенка стремление к высшему образованию. Многие родители понимают, что получение молодым человеком ресурсов в сфере образования в значительной степени обуславливает в дальнейшем его социальную мобильность, доступ к общественным благам. В развитом обществе  освоение многих  ролей, обретение определенных статусов практически детерминируется учебой, прохождением через формальные организации института образования.

Престижность высшего образования, независимо от форм его получения, в глазах россиян достаточно высока.

Стоит отметить новую, интересную тенденцию в получении образования уч-ся, родители которых имеют высокий заработок и занимаются самостоятельным бизнесом. Здесь начинает работать новая схема: после школы – в бизнес, лишь потом ( или параллельно с этим) – в то образовательное учреждение, которое принесет наибольшую пользу для профессионального роста ( не обязательно в вуз).

Пожелание родителям: изучите интересы, возможности, способности своего ребенка. Ориентируйтесь на реальные пути построения профессиональной карьеры, не отбрасывайте возможность получения начального профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа в профессиональной подготовке подростков после окончания основной школы.

При выборе профессии необходимо также иметь информацию о перспективах развития рынка труда, о наиболее востребованных в настоящее время профессиях и специальностях.

Нельзя  оставить без внимания и такой фактор профессионального самоопределения как влияние сверстников. В силу возрастных особенностей для многих подростков мнение сверстников становится более значимым, чем мнение родителей и учителей. Поэтому немало уч-ся выбирают профиль обучения, образовательное учреждение «заодно со своими друзьями». Подростки выбирают углубленное изучение тех или иных предметов для того, чтобы у них с друзьями было одинаковое расписание уроков; чтобы потом вместе с другом поступать в один и тот же вуз и т.п.

Поэтому родителям при общении с подростком необходимо учитывать в каждом конкретном случае степень влияния сверстников на решение сына (или дочери) о выборе профессии, а также насколько такое влияние является положительным. В любом случае обсуждение решения подростка о профессиональном выборе должно обсуждаться очень тактично, нельзя отзываться негативно о его друзьях.

4.     Подведение итогов собрания.

Классный руководитель в заключительном слове говорит о важности обсуждаемой проблемы, о том, что ее обсуждение не закончено, впереди еще целый учебный год. Классный руководитель предлагает родителям обращаться за помощью к нему, к учителям-предметникам, школьному психологу.

Классный руководитель обращается к родителям за помощью в организации профориентационной работы ( выступление специалистов-родителей на классном часе, посещение предприятий_ рабочих мест родителей и т.п.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родительское собрание

«Перспективные профессии и ориентации учащихся».

 

Цель:

·        Помощь учащимся в выборе будущей профессии и профиля обучения.

Задачи:

·        Дать родителям представление об ориентациях и ценностях учащихся;

·        Скорректировать профессиональные предпочтения и учащихся и их родителей;

·        Показать, какие профессии являются перспективными в современном российском обществе.

 

Предварительная подготовка:

 

1.    Методика «МОИ  ЦЕННОСТИ» ( изучение ценностей уч-ся класса).

 

У каждого уч-ся должен быть чистый листок для ответов.

 

Инструкция для уч-ся.

 

На чистом листке напиши свой возраст и пол. Подписывать листок не надо.

Перед тобой список ценностей. Для разных людей они имеют разное значение. Кому-то кажется очень значимым, например, иметь хорошее здоровье и друзей, кому-то – уверенность в себе, кому-то – хорошую работу и т.д. Это совершенно нормально. К тому же многие ценности взаимосвязаны.

Прочитай внимательно список и подумай, что же для тебя имеет самое большое значение.

Поставь на листке для ответов цифру 1, выбери  из списка и напиши, что для тебя наиболее ценно в жизни ( и сейчас и в будущем).

Далее поставь цифру 2 и выбери то, что тоже важно,  но немного меньше, чем первая ценность. И так далее.

В результате у тебя получится свой список ценностей, где на первом месте стоит самое важное, а в конце наименее важное.

 

Список ценностей:

 

1.     Хорошее образование

2.     хорошая  работа и карьера

3.     счастливая семья

4.     слава

5.     деньги и богатство

6.     дружба

7.     достижения в искусстве, музыке, спорте

8.     уважение и восхищение окружающих

9.     наука как познание нового

10. хорошее здоровье

11. уверенность в себе и самоуважение

12. хорошая пища

13. красивая одежда, ювелирные украшения

14. власть или положение в обществе

15. хороший дом, квартира

16. сохранение жизни и природы на Земле

17. счастье близких людей

18. благополучие государства.

 

 

Обработать этот небольшой массив данных можно с помощью таблицы.

 

Ценности

Номер ценности в ответах  уч-ся

Сумма номеров (ранг)

Хорошее образование

1,4,8…

 

Хорошая работа и карьера

4,6,1…

 

Счастливая семья

4,9,3…

 

 

Графу «Ценности» составляет список, с которым работали уч-ся.

        В графу «Номер ценности в ответах уч-ся» вносятся  те номера (места), которые поставили эти ценности уч-ся в своих ответах.

Чтобы заполнить третью графу, подсчитайте сумму номеров, стоящих напротив каждой ценности. Чем  меньше  сумма, тем большую значимость имеет данная ценность для подростков вашего класса.

Чтобы результаты были более наглядными, напишите еще раз список ценностей, поставив на первое место ту, которая получила наименьшую сумму номеров ( эта ценность занимает первое место) и т.д.         

 

2. Методика «ПРЕСТИЖНЫЕ ПРОФЕССИИ»

 Учащимся предлагается продолжить следующие предложения:

1.                       Я считаю, что сегодня в нашей стране самые престижные профессии, это…

2.                       В будущем я, наверное, получу профессию…., потому что…

 

3.Подготовить ( тиражировать) для родителей следующие списки:

- список профилей, которые будут в школе в 10-11 классах;

- список учебных заведений, которые находятся в городе ( условия приема, специальности)

- список ближайших школ с указанием их профилей обучения.

 

ХОД СОБРАНИЯ:

 

1.     ВСТУПИТЕЛЬНОЕ  СЛОВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

Сегодняшнее собрание посвящено такой проблеме: наши дети – подростки уже имеют какую-то сложившуюся систему ценностей, представления о своей будущей жизни. Они понимают, что для достижения своих целей необходимо иметь хорошую профессию и образование.

Однако уч-ся очень плохо представляют себе, какие профессии в будущем будут востребованы, какие личностные и профессиональные качества понадобятся им для достижения успеха. Впрочем, эти вопросы настолько сложны, что и немногие взрослые знают на них ответы. Давайте сегодня и поговорим об этом.

 

2.     Анализ результатов методики «Мои ценности».

Реальные жизненные ценности – основа воспитания, без их тщательного изучения и знания невозможно воспитывать молодежь. Но они только опора и основа для того, чтобы подрастающему человеку помочь подняться над обыденностью, найти позитивный смысл в этой жизни, дать толчок к духовному саморазвитию.

Давайте проанализируем, какие ценности преобладают среди детей нашего класса. ( Классный руководитель анализирует результаты проведенной им методики. Далее приводятся полученные нами результаты. В каждом конкретном случае они немного отличаются:

Ответы уч-ся показали, что наиболее значимой ценностью для подростков является…

При обсуждении этих результатов с подростками выяснилось, что абсолютное большинство мечтает…

В большинстве исследований подтверждается ценность…)

 

3.     Информация для родителей «Качества профессионала и современная социальная ситуация».

В процессе профессионального самоопределения необходимо особое внимание обращать на формирование у старших подростков качеств  инициативы, самостоятельности, ответственности, и самое главное – повышать мотивацию достижения, воспитывая доверие  к себе.

Полезное наблюдение делают социологи: почти все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в коллективе, неустойчивость  поведения, излишняя эмоциональность. Отсюда следует вывод, что в процессе работы по профессиональному самоопределению необходимо формировать у подростков такие качества личности как: коммуникативность, дисциплинированность, эмоциональная устойчивость. Также желательно, чтобы подростки приобретали опыт профессиональной деятельности.

Многие педагоги и психологи, разрабатывающие проблемы профессиональной ориентации уч-ся, подчеркивают необходимость подготовки в современных общественных условиях высококвалифицированных работников, способных быстро приспосабливаться к новым условиям труда, обладать высоким профессионализмом и конкурентоспособностью.

Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Неизбежны и такие социально-экономические последствия рынка, как безработица, формирование новых хозяйственных структур ( государственных и частных); необходимость переподготовки и переучивания кадров. Поэтому не все работники на протяжении трудовой жизни будут иметь постоянно оплачиваемую работу, связанную с одной и той де специальностью. Предстоит постоянно совершенствоваться в профессии, психологически готовиться  к иному виду деятельности, проявляя предпринимательскую активность, уметь самореализоваться в разных видах общественных работ, выполняя функции «свободного носителя» социальных услуг.

Выделяют следующие характеристики современной социальной ситуации, которые необходимо учитывать современному старшекласснику при выборе профессии:

ü      Динамичность мира профессий. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии «живут» сегодня лишь 5-15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости;

ü     Смена монопрофессионализма полипрофессионализмом. Это значит, что человеку нужно стремиться к овладению не одной какой-либо профессий, а несколькими смежными профессиями.

Следовательно, выпускнику школы, вступающему в жизнь, необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием, самовоспитанием. Поэтому одной из главных целей современного профессионального обучения является развитие у учащихся заинтересованности и потребности в самоизменении.

 

4.     Анализ результатов методики «Престижные профессии».

Классный руководитель приводит обобщенные результаты, рассказывает родителям, какие профессии уч-ся считают наиболее престижными на сегодняшний день, какие профессии выбирают ( пусть пока и предварительно) их дети и по каким причинам.

5.     Информация для родителей «Перспективные профессии и современная социальная ситуация». ( данный материал составлен на основе современных соцсследований)

 

Большинство подростков хотят иметь интересную и высокооплачиваемую работу, но какая профессия обеспечит им это – не знают. Им явно не хватает информации о том, как тот или иной вид  занятости может быть связан с их долговременными ориентациями и жизненными целями.

Результаты различных социологических исследований показывают, что уч-ся ориентируются на получение профессий, предполагающий средний и высший уровень профессионального образования. Распределение предпочтений уч-ся по профессиональным сферам получается следующим:

1)     финансово-экономическая деятельность;

2)     юридическая, правовая;

3)     культура, наука, образование, здравоохранение;

4)     архитектура, дизайн, художественное творчество;

5)     торговля, коммерция;

6)     государственное  управление;

7)     инженерно-техническая деятельность;

8)     промышленное производство.

Как видим, доминирующие профессиональные приоритеты молодежи связаны, в первую очередь, с финансово-экономической и правовой сферами деятельности.

Однако социологи отмечают противоречие, касающееся недооценки выпускниками спроса на специалистов резко возросла потребность в инженерных кадрах. Она в два раза превышает предложение. Подтвердилась тенденция роста спроса производящих компаний и крупных предприятий на руководителей среднего звена, начальников производств, цехов, мастеров. Все более востребованными становятся специалисты с успешным опытом продаж продукции промышленного назначения, программисты, специалисты по информационным технологиям.

Экономист, юрист – знаковые профессии, ставшие стереотипами привлекательности в общественном сознании. Эти стереотипы продолжают срабатывать, несмотря на насыщение рынка труда специалистами данного профиля, отсутствие соответствующих вакансий ( спроса ) и появление безработицы среди выпускников, имеющих данные специальности. В последнее время государство в стремлении обуздать стихию рынка начинает отдавать предпочтение административным методам управления экономикой. Результатом этого становится все большая невостребованность и очевидное перепроизводство специалистов в названных областях деятельности, что минимизирует реальные возможности их трудоустройства по имеющейся профессии.

Поэтому очевидно, что для разрешения противоречия между профессиональным выбором уч-ся и современными потребностями рынка труда необходимо переориентировать многих выпускников с таких профессий, как экономист широкого профиля, банковский специалист, менеджер, юрист, на более реалистические, пользующиеся спросом профессии, а именно: специалист сферы промышленного производства, инженер, руководитель среднего звена на производстве, начальник производства, цеха, мастер и др.

Как видим, выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться обучение, часто делается выпускниками средних школ, исходя из идеальных  представлений о будущей желаемой работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда, информация о которой к настоящему времени стала широко доступной в большинстве городов страны.

6.     Заключительное слово классного руководителя.

В современных общественных условиях необходимо готовить высококвалифицированных работников, обладающих несколькими смежными специальностями, способных быстро приспосабливаться к новым условиям  труда, обладающих высоким профессионализмом и конкурентоспособностью, желающих заниматься самообразованием и самовоспитанием.

Родителям желательно обратить внимание на развитие личности подростка в целом. При этом нужно опираться на ценности современных подростков: иметь счастливую семью, хорошее образование и хорошую работу, позволяющую обладать в будущем материальным достатком, а также дающую личности возможность для самоутверждения и самовыражения.

Подросток, выбирая достойную профессию, стремится получить соответствующее образование, развить необходимые качества личности. Родители и педагоги получают при этом возможность позитивного влияния на развивающуюся личность подростка: помогают подростку в формировании актуальных качеств личности и с точки зрения выбора профессии, и с точки зрения развития личности в целом.

Исключительно важно формировать у уч-ся:

Во-первых, гражданские и нравственные  ценности;

Во-вторых, личностные качества, помогающие им самостоятельно ориентироваться в сложной социальной ситуации, принимать  важные решения, в том числе и по поводу как жизненного, так и профессионального самоопределения.

Особое внимание нужно обращать на формирование у старшеклассников: - качеств инициативы,

-самостоятельности,

-ответственности,

-коммуникативности,

- дисциплинированности,

-эмоциональной устойчивости,

- заинтересованности и потребности в самоизменении,

- гибкости, способности к перемене труда,

- к освоению новых профессий и к  переквалификации

- и самое главное – повышать мотивацию достижения, воспитывая доверие к себе.

Также желательно, чтобы подростки приобретали опыт профессиональной деятельности.

Классный руководитель обращает внимание родителей на списки учебных заведений ( список профилей в школе, школ, колледжей), которые получил каждый родитель. Советует внимательно ознакомиться с этой информацией, познакомить с ней ребенка и принять совместное решение по поводу дальнейшего обучения подростка.

 

                                                             

 

Hosted by uCoz