Описание
инновационного проекта
1. Тема
проекта.
«Внедрение
новой системы оценки качества образования в МОУ лицее 12».
2.
Цели, задачи и система показателей по достижению целей проекта.
Цель:
внедрение кластерной модели для оценки качества образования в МОУ лицее №12.
Задачи:
1.Обосновать применение
кластерной модели для оценки качества образования в МОУ лицее №12.
2.Сформировать
критерии и индикаторы, по которым будет оцениваться качество образования внутри
каждого кластера.
3.Осуществить внедрение
кластерной модели в практику работы МОУ лицея №12 для оценки условий, процесса
и результата образования.
4.Технически оснастить и
создать необходимые условия для осуществления коммуникационного обмена данными
(информацией) в виртуальном образовательном пространстве МОУ лицея №12.
3.
Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта.
Ожидаемый результат |
Эффект от реализации проекта |
1. Внедрение кластерной модели оценки качества образования
в МОУ лицее №12. |
1. Позволит принимать управленческие решения с целью
повышения эффективности управления качеством образования. |
2. Мониторинг качества образования на основе
сформированных критериев и индикаторов. |
2. Получать и анализировать информацию для определения
причины нахождения классов в определённом кластере. |
3. Создание виртуального образовательного пространства,
внутришкольной локальной информационной сети. |
3. Позволит
своевременно получать данные, обмениваться информацией всем участникам
образовательного процесса. |
4. Создание базы данных для накопления, систематизации,
обработки, хранения и предоставления информации о качестве образования в МОУ лицее
№12. |
4. Совершенствовать технологии диагностики и мониторинга
качества образования в МОУ лицее №12, формировать банк валидной образовательной
статистики. |
4.
Актуальность проекта.
Актуальность
выбранной темы заключается в том, что
модернизация образования направлена на повышение качества образования и улучшение системы
контроля за качеством обучения, а современные требования повышения качества
образования, доступности и эффективности деятельности образовательных систем определяют
необходимость внедрения стандартизированного инструментария оценки качества
образования и методики его применения. Оценка качества образования, его
организационное и ресурсное обеспечение
рассматриваются как необходимые и основные
элементы системы управления качеством образования. Система оценки
качества образования обеспечивает сочетание внутренней и внешней оценки;
оценочная деятельность является не только средством отчётности, но и средством
выявления положительных и негативных тенденций в образовательном пространстве и
помогает своевременно принимать управленческие решения по устранению
недостатков; является средством оказания поддержки образовательному учреждению
в его развитии. Любое практическое применение целостной, комплексной концепции
и модели оценки образования должно содержать следующие характеристики:
·
система оценки должна быть направлена
непосредственно на учебное
заведение, то есть, обращена во внутрь;
·
в системе должна быть заложена идея развития,
причём преобладающим интересом должно быть совершенствование качества работы;
·
система должна предполагать честность и
ответственность;
·
система должна содержать точность и отчётность;
·
система должна быть циклической и в течение
каждого цикла покрывать основные аспекты деятельности образовательного
учреждения;
·
система
должна содержать возможность
внешней оценки решений,
принятых внутри образовательного
учреждения;
·
просчитывать необходимое финансирование системы,
что обеспечит развитие качества и осуществление необходимых
улучшений деятельности;
·
система должна предполагать ответственность перед
всеми лицами, заинтересованными в работе образовательного учреждения.
Данный
подход создаёт необходимость в разработке критериев, показателей и индикаторов,
характеризующих не только уровни образовательной системы, но и ресурсное
обеспечение, образовательный процесс и образовательные достижения. Внедрение
кластерной модели оценки качества образования позволяет систематически отслеживать результат
– образовательные достижения по отдельным предметам, познавательные,
социальные, информационные компетенции, удовлетворенность образованием,
дальнейшее образование и карьеру выпускника. Это помогает создать полную
картину состояния образовательной системы лицея, позволяет выявить как
характерные общие проблемы каждого кластера, так и специфические проблемы образовательного
учреждения. Каждый учитель-предметник может анализировать положение его
обучающихся в кластерной модели, причины попадания в тот или иной кластер,
разработать систему практических мер по повышению качества образования в рамках
своего предмета. Применение кластерной модели позволяет также совершенствовать
систему материального и морального поощрения педагогов по результатам их профессиональной
деятельности.
Инновационный
потенциал проекта состоит в его востребованности и реалистичности, в способствовании
непосредственно влиять на управление качеством образовательного процесса.
Проект создаёт возможности оперативно корректировать образовательный процесс,
ситуацию управляемого и контролируемого развития, ориентированного на
социальные ожидания.
Обучающиеся
будут мотивированы на развитие личностного потенциала, приобретение более
прочных знаний и умений наряду с опытом
социальной активности, успешностью социализации.
Учителя
будут стимулированы к разработке и внедрению новых продуктивных технологий, приёмов
и способов взаимодействия с обучающимися; полученный гарантированный результат
обучения усилит мотивацию к повышению квалификации.
Родители
будут уверены в безопасности своего ребёнка, физической и психологической
комфортности его пребывания в лицее; будут готовы сотрудничать с
образовательным учреждением, воспринимать образование как инвестиционную сферу.
На
уровне лицея будет сформирована и внедрена система управления качеством образовательного
процесса, что приведёт к повышению объективности оценивания достижений обучающихся, изменению характера внутришкольного
управления с тенденцией к повышению роли органов самоуправления, приоритетов
здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности, комфортности пребывания в
лицее всех участников образовательного процесса.
5. Сроки
и этапы реализации проекта.
№ |
Срок реализации |
Задачи |
1. |
01.09.2011-30.10.2011 |
Обоснование применения
кластерной модели для оценки качества образования в МОУ лицее №12;
формирование критериев и показателей. |
2. |
01.11.2011-31.12.2011 |
Разработка и утверждение
локальных актов о внедрении модели системы оценки качества
образования в МОУ лицее №12. |
3. |
01.01.2012-01.09.2012 |
Приобретение и установка компьютерного
оборудования для создания локальной сети (виртуального образовательного
пространства). |
4. |
01.09.2012-31.05.2013 |
1. Мониторинг качества образования. 2.Анализ информации. 3. Создание банка валидных
данных. 4. Принятие обоснованных управленческих решений. |
5. |
01.09.2013-31.12.2013 |
Распространение опыта внедрения
кластерной модели для оценки качества образования среди образовательных
учреждений Люберецкого муниципального района. |
6.
Возможные способы внедрения проектной разработки в образовательную практику
МОУ.
Для
проведения оценки качества образования определяется набор ключевых показателей,
характеризующих качество процесса и
качество результата. Показатели формируются в блоки.
Блоки
показателей качества процесса:
- кадры;
- материально-техническое обеспечение;
- инновационная деятельность;
- комфортность обучения;
- состояние здоровья;
- воспитательная работа;
- доступность образования;
- питание;
- дополнительное образование;
- финансы.
Блоки
показателей результата:
внешняя
оценка:
- результаты независимой оценки
выпускников средней школы (результаты ЕГЭ или независимого тестирования по
русскому языку и математике);
- результаты независимой
аттестации девятиклассников (результаты новой формы аттестации за курс основной
школы или независимого тестирования по русскому языку и математике);
- результаты независимого
тестирования выпускников начальной школы;
- доля выпускников, получивших
неудовлетворительные оценки по результатам ЕГЭ по русскому языку и математике;
- доля выпускников,
подтвердивших и повысивших оценки («4» и «5») по результатам ЕГЭ по русскому
языку и математике;
- количество участников и
победителей олимпиад.
внутренняя
оценка:
- качество обучения (доля
обучающихся, имеющих «4» и «5» по предметам учебного плана) по ступеням обучения;
- доля обучающихся 9 классов,
получивших документ об образовании;
- доля обучающихся 9 классов,
получивших документ об образовании особого образца;
- доля обучающихся 11 классов,
получивших документ об образовании;
- доля обучающихся 11 классов,
получивших документ об образовании особого образца.
Наибольшее
значение придаётся показателям, характеризующим результаты, зависящие от работы
педагогического коллектива:
- успешность учебной работы,
качество освоения учебных программ;
- активность во внеурочной
учебной деятельности, индивидуальная работа с обучающимися;
- использование современных
учебных, в том числе информационных, технологий обучения;
- своевременная переподготовка
и повышение квалификации педагогических кадров.
В целях сбора, обработки, хранения и распространения
информации о качестве образования в лицее действует система мониторинга
качества образования, работу которой возглавляет назначаемый приказом директора
лицея заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Оценка учебных достижений обучающихся, оценка качества
используемых ресурсов, комплексный анализ и оценка эффективности системы
образования в лицее осуществляются на основе мониторинга.
Кластерная
модель оценки качества образования, внедряемая
в лицее, позволит сделать образовательный процесс прозрачным и открытым для
всех категорий пользователей, контролировать объективность сведений, предоставляемых управляющему совету
для распределения стимулирующих выплат.
Возможно применение кластерной модели в воспитательной
работе, например, при подведении
итогов конкурсов «Лучший класс года»,
«Лучший ученик года».
7.
Возможное финансовое обеспечение проекта, необходимое ресурсное обеспечение
реализации инновационного проекта.
Для
реализации данного инновационного проекта в МОУ лицее №12 необходимы финансовые
ресурсы. Согласно проектной документации составлена ориентировочная смета расходов
в целях реализации проекта. Баланс сметы – 2 000 000 руб.
Возможные источники
финансирования:
1. Местный бюджет муниципального образования Люберецкий
муниципальный район Московской области – 25%
2. Бюджет Московской области – 67%
3. Источники экономии сметных расходов плана
финансово-экономической деятельности лицея – 3%
4. Привлечение спонсоров и родительской общественности – 5%.
8.
Описание форм организации сетевого взаимодействия с другими образовательными
учреждениями и иными организациями.
Важнейшей
формой организации сетевого взаимодействия
является обмен опытом и совершенствование использования кластерной
модели оценки качества образования через систему семинаров, вебинаров, круглых
столов, проведение форумов на территории муниципального образования. Другой
формой может быть взаимодействие с Центром качества образования ГОУ ВПО АСОУ по
сопровождению инновационного проекта:
Ø разработка
и упорядочение методического сопровождения мониторинга качества образования по
различным предметам;
Ø разработка критериев оценивания и независимая
оценка качества образования по профильным предметам;
Ø участие в работе проблемных семинаров по
актуальным направлениям реализации данного проекта.
Одним
из источников объективной информации о
финансировании и продвижении проекта для всех участников
образовательного процесса, учредителя и делового сообщества является сайт
лицея, который постоянно обновляется.
9.
Указание адреса размещения инновационного проекта в сети Интернет с целью его
общественного обсуждения.
Данный инновационный проект размещён на сайте учреждения:
Ссылка на проект:
http://lublycey12.narod.ru/proekt_konkyrs_2012.htm
Председатель управляющего совета МОУ лицея №12 В.В. Викторова
Директор МОУ лицея №12
Н.П. Соловьева