П У Б Л И Ч Н Ы Й   Д О К Л А Д

Д И Р Е К Т О Р А   Л И Ц Е Я

 

2007 – 2008 учебный год

 

 

О СОСТОЯНИИ И РЕЗУЛЬТАТАХ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  ЛИЦЕЯ №12

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЮБЕРЕЦКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

«Если говорить образно, семья и школа –

это берег и море.

 На берегу ребенок делает первые шаги,

               получает первые уроки жизни, а потом

перед ним открывается необозримое море знаний,

 и курс в этом море прокладывает школа.

 

Лев Кассиль

 

 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЫ

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №12  муниципального образования Люберецкий муниципальный  район Московской области

Год основания ОУ - 1984

Год получения статуса лицея - 1996

Лицензия –  Серия А  № 276971  от 15.10.2007 г.

Юридический и физический адрес: 140013, РФ, Московская область, г. Люберцы, ул.   Побратимов, дом 19

Телефоны: (495) 559 73 90;  559 76 35; 559 72 90  

Факс: (495) 559-73-90; Е-mail: lublycey12@mail.ru; Сайт:http://lublycey12.narod.ru

Учредитель: администрация муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области

Директор лицея: Соловьева Надежда Петровна

Заместители директора:

-         по научно- методической работе: Боброва Елена Евгеньевна

-         по учебно-воспитательной работе: Бобровская Татьяна Александровна

                                                                     Колчанова Ирина Геннадьевна

                                                                   Буданова Альбина Ивановна

-         по воспитательной работе: Кубитович Ольга Михайловна

-         по административно-хозяйственной части: Каюмова Татьяна Ивановна

-         по безопасности: Полуэктов Владимир Анатольевич

Председатель профсоюзного комитета: Трушкина Елена Александровна

Всего работников – 79

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №12 муниципального образования Люберецкий район Московской области образован в 1996 году на базе средней школы №12, которая была открыта 1 сентября 1984 года.

 

Лицей находится  в северной части города, где отсутствуют промышленные предприятия. Микрорайон лицея постоянно растет за счет точечной застройки. В микрорайоне расположены еще 5 муниципальных общеобразовательных учреждений: СОШ №11, СОШ №13, СОШ №21, гимназия №24, СОШ №25. 

 

            В микрорайоне отсутствуют спортивные и культурно-просветительские учреждения. В ближайшем окружении лицея – детские дошкольные учреждения №№56,58, Люберецкий филиал Московского института коммунального хозяйства и строительства, несколько торговых точек.

 

Лицей расположен в трехэтажном здании крупноблочной конструкции с общей площадью всех помещений  7311, 4 м2 ,  территория   земельного  участка  лицея  составляет 2,114 га.

В лицее имеются 12 кабинетов начальной школы, 14 учебных кабинетов и классных комнат, которые оснащены теле-, и видеоаппаратурой, кабинеты- лаборатории физики, химии, биологии,  2  компьютерных класса, слесарная и столярная мастерские, 2 кабинета обслуживающего труда, большой и малый спортивные залы, библиотека. Кроме этого лицей имеет столовую на 165 посадочных мест, кабинеты медицинской и психологической служб, методический кабинет, актовый зал.

 

            В настоящее время в лицее обучается 961 человек. В основном это дети служащих, рабочих, предпринимателей, работников искусств и сферы услуг.

 

Социальные особенности семей обучающихся в лицее: служащие (61%), рабочие (18%), творческие работники (1%). Воспитываются в полных семьях 75,9% обучающихся, в неполных семьях – 21,8%, в многодетных семьях – 2,3%.

 

В лицее работает сплоченный, профессионально компетентный коллектив педагогов, который представлен творческими учителями, воспитателями, педагогом-психологом, социальными педагогами. В лицее 82 работника, из них 67 учителей:  один Заслуженный работник культуры Российской Федерации, один Заслуженный учитель Московской области, семь отличников народного просвещения, пять почетных работников общего образования, четырнадцать педагогов имеют правительственные награды, три Лауреата премии Фонда Сороса. 41 педагог имеет высшую квалификационную категорию, 12 – первую, 11 – вторую. В лицее работают 2 мастера спорта.

 

В 2007-2008 учебном году в лицее было организовано 40 классов, в которых обучается 961 ученик. В режиме шестидневной учебной недели функционируют 5-6 пролицейские и 8-11 классы, всего 16 классов.  Пятидневная учебная неделя установлена для 1-4  классов, 5-7  общеобразовательных классов, всего 24 класса. Организованы 6 групп продленного дня в начальном звене обучения.

 

На протяжении последних трех лет наблюдается стабильность в количественном составе обучающихся, средняя наполняемость классов  больше, чем по району.

 

 

 

МИССИЯ ШКОЛЫ

 

 

  Ведущим педагогическим принципом лицея является дифференциация, которая понимается как учёт индивидуальных особенностей в такой форме, когда обучающиеся группируются на основании каких-либо способностей для обучения и позволяет  раскрыть  возможности школьника, способствует повышению качества образования, доступности  и эффективность его, позволяет обеспечить стандарт качества образования каждому ребенку вне зависимости от социальных, половых, национальных и иных различий. Педагогический коллектив лицея рассматривает личностный подход в образовании как этико-гуманистический принцип общения педагога и обучающегося. Повышение роли воспитательной работы в образовательном процессе требует осуществления личностно-ориентированного  подхода в воспитании подрастающего

 

поколения, дальнейшей демократизации школьной жизни, сближения урочной и внеурочной деятельности.

 

 

В качестве ключевых проблем, требующих разработки и осуществления в рамках регионального комплексного проекта модернизации образования (РКПМО), которые в настоящее время решает лицей,  можно выделить: учет гражданского заказа на образование,  вовлечение родительской общественности в решение вопросов управления с целью содействия развитию лицея, росту его открытости и демократичности.

 

Общественная оценка деятельности педагогического коллектива лицея

 

2007 год

 

·         Учитель русского языка и литературы Брамбалова Александра Владимировна награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации».

·         Учитель начальных классов Грачева Нина Васильевна награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации за заслуги в области образования».

·         Учитель математики Соколова Светлана Николаевна награждена Почетным знаком «За доблестный труд» Главой муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области.

·         Педагогический коллектив лицея выдвинул кандидатуру учителя физики Токмаковой Надежды Валентиновны на соискание премии в рамках национального проекта «Образование». Она стала победителем на  региональном этапе конкурса лучших учителей образовательных учреждений Московской области в 2008 году в рамках приоритетного национального проекта "Образование".

·         Педагогический коллектив лицея выдвинул кандидатуру учителя математики, классного руководителя 7 «Г» и 11 «В» классов  Карасевой Татьяны Николаевны для участие в районном  конкурсе классных руководителей «Наш классный самый классный!», где она заняла первое место и была отмечена грамотой и ценным подарком Главы муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области.

·         Приказами Управления образованием администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области объявлены благодарности за плодотворную работу по подготовке школьников к районным олимпиадам следующим учителям:

o        Кузнецовой Ларисе Павловне (литература)

o        Пчелкиной Юлии Николаевне (английский язык)

o        Соколовой Светлане Николаевне (математика)

o        Гущиной Эльвире Алексеевне (математика)

o        Лапшиной Светлане Владимировне (история)

o        Варламовой Зинаиде Николаевне (география)

o        Коршуновой Елене Михайловне (физическая культура)

·         Приказами Управления образованием администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области объявлены благодарности за хорошую организацию, проведение районной олимпиады и качественную работу в составе жюри следующим учителям:

o        Соколовой Светлане Николаевне (математика)

o        Токмаковой Надежде Валентиновне (физика)

 

 

 

 

2008 год

 

·         Приказами Управления образованием администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области объявлены благодарности за плодотворную работу по подготовке школьников к районным олимпиадам следующим учителям:

o        Кузнецовой Ларисе Павловне (литература)

o        Пчелкиной Юлии Николаевне (английский язык)

·         Учитель истории и обществознания Алексеенкова Марина Ивановна награждена  Почетной грамотой Главы муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области за многолетний добросовестный труд и личный вклад в развитие системы образования Люберецкого района.

·         Верижников Юрий Александрович учитель музыки и руководитель музыкального кружка "Ю-класс шоу" награжден знаком "Заслуженный работник культуры Российской Федерации" за заслуги в области культуры и многолетнюю плодотворную работу.

·         За добросовестный творческий труд, успешную работу по обучению и   воспитанию учащихся Почетной грамотой Министерства образования Московской области были награждены следующие учителя:

o        Аршинова Татьяна Евгеньевна

o        Гущина Людмила Александровна

o        Демина Ирина Ивановна

o        Морозова Нина Лазаревна

o        Петухова Елена Вячеславовна

o        Фадеева Надежда Юрьевна

·         Приказами Управления образованием администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области объявлены благодарности за плодотворную работу по подготовке школьников к районному  интеллектуальному марафону   следующим учителям начальных классов:

o        Мазан Светлане Ивановне

o        Петуховой Елене Вячеславовне.

 

 

 

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ

 

 

Цель общеобразовательного учреждения, сформулированная в законах «Об образовании» Российской Федерации и Московской области, концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации, в частности в региональном комплексном проекте модернизации образования (РКПМО),  заключается в создании равных условий для умственного, нравственного, эмоционального, физического развития личности, ее творческого потенциала с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

Содержанием деятельности лицея является реализация образовательных программ начального, основного и среднего общего образования при условии полного раскрытия личности ребенка, создания прочной образовательной базы и сохранности физического здоровья детей.

           

 

 

В границах образовательных программ всех ступеней обучения педагогический коллектив лицея стремится:

o        Стимулировать развитие каждого ребенка как активного, самостоятельного и творческого деятеля в современном демократическом обществе.

o        Закладывать и развивать в детях базовые способности и ключевые компетентности, необходимые им для успешной жизни в стремительно меняющемся мире, а именно: принимать и порождать перемены; учиться, приобретать новый опыт на протяжении всей своей жизни; критично мыслить, осуществлять самостоятельный и осознанный выбор; ставить и решать проблемы; заботиться об обществе, стране, окружающей среде; заботиться о своем здоровье.

 

Образовательный процесс в начальной школе реализуется в соответствии с традиционными программами, а также программами развивающего обучения Л.В. Занкова и Л.Г. Петерсон. Основной целью обучения является развитие ребенка в процессе

освоения новых знаний с учетом здоровьесбережения. Система развивающего обучения обеспечивает такое построение системы обучения, при которой усвоение содержания учебного материала,  воспитание культуры и развития интеллекта являются единым процессом. Учащиеся, прежде всего, осваивают способы самостоятельного постижения знаний по учебным предметам. Только тогда эти знания будут способствовать развитию способностей в процессе осуществления самостоятельной познавательной деятельности, а также обеспечению эмоционально-ценностного отношения к содержанию и процессу образования, формированию гуманистической направленности личности, ее потребностно-мотивационной сферы.

В классах, работающих по программам развивающего обучения, усвоение содержания образования основано на следующих принципах: обучение на высоком уровне сложности, высокий удельный вес теоретических знаний, быстрый темп изучения программного материала, осознание школьниками процесса учения, общее развитие всех обучающихся.

Развивающий характер обучения связан, прежде всего, с тем, что его содержание построено на основе теоретических знаний. Это предполагает значительно более четкую, чем при традиционной системе, структуризацию содержания учебного предмета, системность и целостность его  построения с соблюдением принципа доступности в обучении.

 

Образовательный процесс в основной школе реализуется в соответствии с идеями адаптивной образовательной и воспитательной среды на основе здоровьесберегающих технологий. Данная политика позволяет обучать детей с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей, включать каждого в учебно-познавательную и творческую деятельность, эффективно организовывать внеурочную деятельность.   Обучение школьников на данном этапе рассматривается как период профессиональной первичной ориентации и позволяет конструировать разнообразные конкретные варианты обучения, создавать определенные структуры уроков, позволяющие максимально увеличить время самостоятельной работы обучающихся. Обучение в основной школе сводится не только к сообщению новой информации, но и к обучению приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. Умение самостоятельно работать – это то, чему учащийся должен научиться в школе.

 

 

 

 

Образовательный процесс в полной школе реализуется в соответствии со следующими целями:

o        Создание условий для обеспечения индивидуальной образовательной траектории обучающихся.

o        Обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования.

o        Обеспечение равного доступа к полноценному образованию разными категориями обучающихся  в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.

o        Осуществление преемственности между основным и полным, общим и профессиональным образованием через сотрудничество с высшими учебными заведениями.

o        Подготовка выпускников к освоению программ высшего профессионального образования.

o        Расширение возможности социализации обучающихся.

 

В качестве приоритетного направления в полной школе выбрана реализация программ углубленного изучения математики, физики,  литературы, иностранного языка, что способствует удовлетворению образовательного запроса обучающихся  и их родителей.

Сформированные у обучающихся старших классов уровень компетентности в проектной и исследовательской деятельности позволяет более самостоятельно и осознанно применять информационные технологии.

 

Дополнительное образование и воспитание осуществляется в соответствии с рассмотрением этих составляющих образовательного процесса в двух аспектах:

Во-первых, как целенаправленной, взаимосвязанной совокупности внеурочных мероприятий, организующих досуг школьника. Структурными основаниями этой системы являются разнообразные клубы, кружки, объединения по интересам, секции, где находят удовлетворение своих потребностей обучающиеся нашего лицея, а также набор коллективных творческих дел, яркие традиции, сплачивающие детей и взрослых коллектив единомышленников. Будучи разнообразной и свободной по выбору, эта личностно ориентированная внеклассная жизнь хорошо дополняет строгость и обязательность школьных учебных занятий.

Во-вторых, как школьной воспитательной системы – это видение более широкое и охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной, природной, предметно- эстетической среды, постоянно расширяющееся пространство. Первая ступень обучения обеспечивает первоначальное становление личности. Вторая ступень призвана формировать систему отношений ученика к себе, окружающим, культурному наследию нации. Третья ступень готовит обучающегося к осознанию себя как носителя и создателя общечеловеческих ценностей.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЛИЦЕЯ

 

       Учебный план составлен в соответствии с примерным учебным планом общеобразовательного учреждения Московской области (приложение к письму Главного управления образованием Московской области №2257-06-С от 10.08.1999 г.) и БУП Российской Федерации (приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.02.1998 г. №322), санитарными правилами СП 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях».

           

В основу учебного плана положена концепция развития МОУ лицея №12, которая исходит из понимания необходимости совершенствования лицейского образования с целью обеспечения непрерывного процесса становления и развития личности обучающегося с ее последующей социальной адаптацией на основе оптимизации учебной деятельности.

            В инвариантной части учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации  и гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков.

            Часы вариативной части учебного плана обеспечивают реализацию приоритетных направлений в работе лицея – образовательного учреждения, осуществляющего углубленную подготовку обучающихся по предметам естественно-математического цикла.

           

Пролицейские и лицейские классы работают в режиме шестидневной учебной недели, за исключением начальной школы.

            В начальной школе акцент делается на формирование прочных навыков учебной деятельности, на овладение обучающимися устойчивой речевой, письменной и математической грамотностью, на воспитание культуры речи и общения. Поэтому инвариантная часть учебного плана включает обязательный набор предметов, соответствующий реальным стандартам и обеспечивается типовыми программами для начальной школы. Однако начальное пролицейское образование базируется на системе Л.В. Занкова,  изучение математики по программе Л.Г. Петерсон рассматривается как пропедевтический курс углубленного изучения предмета в основной и старшей школе. Исходя из возможностей, во 2 классе на изучение математики добавлен 1 час.

            В основной школе первые три года рассматриваются как период профессиональной первичной ориентации.  В 5-7 пролицейских классах добавлены часы на изучение математики, иностранного языка, основные учебные предметы дополнены предметами культурологического направления: история искусства –  1 час, риторика – 1 час.

            Обучение в 8-9 классах основной школы, а также в 10-11 классах средней школы направлено на формирование первичных профессиональных навыков, способствующих успешному обучению в инженерно-технических ВУЗах.

За счет вариативной части учебного плана увеличено количество часов на изучение математики в 8-9 классах математической и физико-математической направленности– до 9 и 7 недельных часов соответственно, в 10 классе  физико-математической направленности 8 часов, в 11 классе математической направленности – 10 недельных часов. На изучение физики также увеличено количество недельных часов: в 9, 10 классах физико-математической направленности – 4 и 6 часов соответственно, в 11 классе математической направленности – 5 часов; В классах математической и физико-математической направленности образовательная область «Технология» представлена курсом «Информационные технологии» – по  2 часа в неделю с 8 по 11 классы.

            Ориентирование системы образования на гуманизацию, гуманитаризацию, приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования привело к созданию лицейских классов гуманитарного направления.

            В 5-7 классах добавлены часы на изучение иностранного языка, ведутся курсы истории искусства и риторики. В 8-11 классах на   изучение  литературы, истории, иностранного языка добавлены часы из вариативной части. В дополнение к основным предметам изучается история искусства, психология.

Обучающиеся 11-ого общеобразовательного класса проходили профессиональную подготовку в Центре социально-трудовой адаптации и профориентации в рамках образовательной области «Технология».

 

 

СИСТЕМА РАБОТЫ ЛИЦЕЯ В НАПРАВЛЕНИИ  «ШКОЛА - ВУЗ»

 

С 1993 года образовательное учреждение поддерживает на договорной основе научно-практические связи с Московским государственным техническим университетом имени Н.Э. Баумана, является профильной школой факультета «Информационные системы управления» (ИУ) МГТУ.

 

В январе 2008 года состоялась встреча администрации, учителей математики, физики и русского языка  лицея с руководителем направления Центра маркетинга образовательных услуг МГТУ им. Н.Э. Баумана Луценко Александром Юрьевичем и членом предметной комиссии по русскому языку Шереметьевой Марией Львовной по вопросу создания Учебно-методического центра на базе лицея для обучающихся 9 – 11 классов Люберецкого муниципального района по подготовке к поступлению в университет. В настоящее время возможность создание такого центра решается на муниципальном уровне, и мы надеемся, что вопрос решится положительно.

 

 

 

 

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ЛИЦЕЕМ

 

Современная школа – это сложная организация, выполняющая одновременно несколько функций: учебно-воспитательный процесс, кадровое и программно-методическое обеспечение, хозяйственная деятельность, административное управление.

Основными формами самоуправления в МОУ лицее №12 являются:

 - Общее собрание трудового коллектива;

 - Управляющий совет;

 - Родительский комитет;

 - Педагогический Совет;

 - Попечительский совет.

 

Высшим органом управления лицеем является Общее собрание трудового коллектива.

На собрании присутствуют все  работники лицея.

Собрание созывается по решению управляющего совета и директора лицея по мере необходимости, но не реже одного раза  в учебную четверть.

Коллегиальным органом самоуправления в лицее является управляющий совет,  который реализует принцип государственно-общественного характера управления образованием  и осуществляет в соответствии с Уставом решение отдельных вопросов, относящихся к компетенции Учреждения.        (http://lublycey12.narod.ru/ustav.htm.)

Управляющий совет осуществляет свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Московской области, муниципальными правовыми актами Люберецкого муниципального района, Уставом Учреждения, Положением об управляющем совете, иными локальными нормативными актами.

Деятельность членов управляющего совета основывается на принципах добровольности участия в его работе, коллегиальности принятия решений, гласности.

Члены совета принимают участие в его работе на общественных началах.

Управляющий совет состоит из 19 человек следующих категорий участников образовательного процесса:

- представителей родителей (законных представителей) обучающихся всех ступеней общего образования – 7 человек;

- работников Учреждения (в том числе директора Учреждения) – 6 человек;

- обучающихся второй и третей ступени общего образования – 3 человека;

- представителя Учредителя – 1 человек;

- кооптированных членов – 2 человека.

Представитель Учредителя в Совете Учреждения назначается Учредителем Учреждения.

Управляющий совет  создается с использованием процедур выборов, назначения и кооптации согласно Положению об управляющем совете Учреждения. (http://lublycey12.narod.ru/polozenie_us_1.htm.)

12 сентября 2007 года в лицее был избран управляющий совет, состоящий из 17 человек (http://lublycey12.narod.ru/7_1.html)

 

С 2007 – 2008 учебного года  управляющий совет как орган государственно-общественного управления лицеем является основным законодательным органом в управлении ОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

         Рис. 4.   Система управления лицеем с 2007 года

 

Административное управление лицеем осуществляет директор и его заместители.

            Директор является координатором усилий всех участников учебно-воспитательного процесса по обеспечению развития и стабильного функционирования образовательного учреждения.

            Заместители директора реализуют оперативное управление учебным и воспитательным процессами и осуществляют мотивационную, информационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функции.           

            В лицее работает педагог-психолог и социальная служба, которые помогают в решении проблем  обучения и воспитания, позволяют осуществлять психолого-педагогическую поддержку и коррекцию личностных новообразований на всех этапах обучения.

Организационная диаграмма

 

Рис. 5.  Административное управление лицеем

 

 

По инициативе родительской общественности 5 лет работает некоммерческая организация «Благотворительный фонд лицея №12». Согласно Уставу Фонда, основная деятельность направлена на поддержание учебно-воспитательного процесса и материально-технической базы лицея, поощрение лучших учащихся, победителей и призеров различных олимпиад, конкурсов, соревнований.

 

Для обеспечения  целостной, открытой системы, развивающейся во всех параметрах воспитательного  процесса лицея,  важную роль играет самоуправление учащихся. Орган ученического самоуправления «Лицейское братство» представляет собой совет старшеклассников, выбираемый из состава учеников 5 – 11 классов. Структурным подразделением, решающим организационные вопросы, является Совет старост. Деятельность ученического самоуправления лицея осуществляется по следующим направлениям:

 

·         взаимопомощь в учении, в организации и проведении школьных олимпиад, конкурсов,  предметных недель, интеллектуальных турниров;

·         участие в создании трудовых объединений школьников и организации их эффективной деятельности;

·         организация самообслуживания в лицее: дежурство классов по школе и в кабинетах, благоустройство школьной территории;

·         помощь в организации внеклассной спортивной работы,  проведение школьных праздников, концертов, походов;

·         регулярный выпуск школьной стенгазеты «Лицейское братство» с целью передачи информации; участие в обновлении информации на  сайте лицея.

 

 

СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЛИЦЕЕ

 

Система работы по дополнительному образованию, как и вся воспитательная работа, является неотъемлемой частью образовательного процесса в лицее. Эта форма работы расширяет и дополняет базовый учебный план лицея, она помогает создать индивидуальную образовательную среду для каждого обучающегося, удовлетворяет его потребности в приобретении знаний, умений, навыков, развивает его мотивацию к учебно-познавательной деятельности, дает возможность для практической деятельности ребенка, помогает сохранить и укрепить здоровье, вести здоровый образ жизни, создает условия для развития и реализации творческих и интеллектуальных возможностей обучающихся.

Воспитательная работа направлена на развитие и оказание помощи обучающимся  в жизненном самоопределении, формирование человека и гражданина, нацеленного на совершенствование и преобразование общества. Планируемые мероприятия способствуют выработке сознательной нравственной, гражданской и патриотической позиции. К разработке сценариев привлекаются обучающиеся, наделенные творческими и организаторскими способностями. Ведется  работа по созданию ученической организации «Лицейское братство».

В лицее грамотно спланирована работа кружков и секций.

            Во внеурочное время обучающиеся занимаются в кружках технического и прикладного творчества: «Рукодельница», «Умелые руки», «Техническое творчество»; в драматическом «Театр миниатюр», туристско-краеведческом «Мой любимый край», хоровом «Мечта», эстрадном «Ю-класс-шоу», художественно-эстетической

 

 

 

направленности «Эстетико-психологическое развитие», «Мир глазами детей»; посещают секции «Баскетбол» и «Настольный теннис», предметный кружок «Sunflower".

           

Занятия проходят в оборудованных кабинетах, рабочих мастерских, актовом и спортивных залах (большом и малом).

 

 

Рис. 6. Занятость обучающихся во внеурочное время

 

Обучающиеся лицея под руководством своих педагогов активно участвуют во всех районных мероприятиях в рамках системы дополнительного образования, о чем свидетельствуют успехи, награды и призы, завоеванные нашими учениками

 (http://lublycey12.narod.ru/pd_p_1_2008.htm).

 

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

«Воспитание - это великое дело,

 им решается участь человека»

                                                                       В.Г. Белинский

 

            В последние годы воспитание как педагогическое явление занимает все большее место в образовательном процессе. Это обусловлено тем, что  сегодняшняя социальная нестабильность и негативное влияние в обществе (криминальная среда, распад семьи, влияние СМИ и др.) оказывают серьезное отрицательное воздействие на молодое поколение. Противодействовать негативным воздействиям может лишь целесообразно организованный процесс воспитания, активная социализация детей и подростков на всех этапах образования.

 

 

 

 

            Педагогическое общение в воспитательном процессе – одно из главных средств педагогического воздействия, средство решения социально-педагогических задач. Способ организации взаимоотношений педагогов и воспитанников.

            Формирование положительных качеств у ребенка зависит от позиции взрослых (педагог, классный руководитель, воспитатель, родители и др.).

            Сотрудничество взрослых и школьников позволяет расширить сферу их социальных отношений, обогатить опыт взаимодействия с окружающим миром. Различные формы внеучебной деятельности выводят их за пределы школы, семьи, активизируя процесс социализации.

Воспитательная работа в лицее ориентируется на создание условий для развития и оказания помощи обучающимся в жизненном самоопределении, выработке сознательной, нравственной, гражданской и патриотической позиции.

Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними, поэтому педагог для достижения воспитательных целей должен уметь организовывать разнообразную деятельность детей, а для детей она является их естественной жизнью.

             Основной задачей воспитательной работы является гармоничное развитие обучающихся с учетом их возраста, интеллекта и интересов, а также выявление и раскрытие природных способностей каждого ученика.

            Воспитательная работа в 2007-2008 учебном году строилась с учетом того, что воспитание есть управление процессом развития личности. В условиях гуманизации образовательной системы актуальным становится вопрос о сохранении и укреплении психического здоровья ребенка.

            Основным условием нормального психического развития является доброжелательная обстановка, обеспечивающая рост личностного и образовательного уровня, поэтому главная цель воспитательной работы – это обеспечение оптимального социального развития коллективной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ее участников, формирование у них положительного отношения к этой деятельности, к коллективу, его членам и себе.

            Работа педагогического коллектива по выполнению задач в организации внеурочной воспитательной работы за весь учебный год основывалась на работе учителей предметников, классных руководителей, руководителей дополнительного образования.

           

             Основными задачами 2007-2008 учебного года были:

- гуманизация воспитательного процесса;

- личностный ориентированный подход в процессе обучения и воспитания;

- формирование гражданско-патриотической позиции обучающихся;

- укрепление здоровья обучающихся;

- совершенствование методического мастерства классного руководителя;

- развитие ученического самоуправления.

 

 Основными компонентами воспитательной системы в лицее являются:

- учебно-познавательные системы;

- художественно-эстетическое воспитание;

- военно-патриотическое воспитание;

- спортивно-оздоровительная работа.

 

 

    

 

            Воспитательная работа проводилась по следующим направлениям:

-  «Наш путь к здоровью»

- «Патриот»

- «Самоуправление»

- «Досуг»

- «Семья»

- «Нравственно-эстетическое воспитание»

- «Безопасность на дорогах»

- «Трудовой десант»

 

«Наш путь к здоровью»

            Здоровье школьников – один из основных критериев качества современного образования.  Физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность лицея была направлена на  формирование психически здорового, социально адаптированного, физически развитого человека, а также на профилактику вредных привычек. Очень важно научить детей заботиться о своем здоровье смолоду. В рамках этого направления  было проведено немало  спортивных соревнований и мероприятий (http://lublycey12.narod.ru/pd_p_7_2008.htm):

 


 

 


 

 

 

 

 

 

 


 

 

Лицей тесно сотрудничает с институтом Гигиены детей и подростков, компанией «Проктер энд Гембл». В течение года проведены беседы: «Обо мне», «Гигиена», «Охрана здоровья детей и подростков», «Основы здорового питания».

 

 

 

В рамках месячника «За здоровый образ жизни»  приняли участие в антиабортной выставке «Молчаливая революция».

К  Всемирному Дня борьбы с туберкулезом  выпущены санбюллетени «Что такое туберкулез» и  «Осторожно туберкулез!»; проведена викторина «Условия, порождающие туберкулез»; на уроках ОБЖ обсуждена тема «Профилактика туберкулеза».

В целях профилактики употребления психоактивных веществ, табакокурения среди обучающихся проведены следующие мероприятия:

- конкурс плакатов «Мы за здоровый образ жизни»;

            - посещение выставки восковых фигур «На грани»;

            - встреча с ведущим специалистом по борьбе с незаконным оборотом наркотиков при МВД России А.Г. Огнивцевым  по теме «Наркомания: проблемы личности и         общества»;

- оформлена папка по антинаркотической зависимости.

 

 «Патриот»

             Патриотическое воспитание остается приоритетным направлением по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

            В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Детский возраст является самым оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.   

            Большая работа в лицее ведется по формированию у детей активной гражданской позиции и популяризации Государственных символов.

            Много лет обучающиеся нашего лицея ездят по местам сражений, проводят Вахты Памяти, посещают музеи, собирают материал об участниках сражений в годы Великой Отечественной войны, приглашают ветеранов ВОВ на Уроки Мужества.

 


 

 


 


 

 

 


 

 

Традиционные мероприятия лицея:

      (посещение ветеранов Великой Отечественной войны)

 

«Досуг»

             Насыщенная развлекательная и образовательная программа делает жизнь детей интересной и увлекательной, а коллективная творческая деятельность педагогов и учащихся порождает атмосферу взаимного доверия и дружбы. Праздник и счастье для детей почти равноценные понятия – это улыбки, смех, радостные лица, друзья, родители. Поэтому праздники нужны, а особенно они нужны детям, чтобы разрядиться от напряженных будней, разнообразить жизнь, получить удовольствие и зарядиться энергией бодрости и оптимизма. Предчувствие праздника и совместное творчество вытесняют из жизни ребят ссоры и разногласия, у них появляется чувство единства друг с другом и педагогами. Издавна в народе говорили: «Ради хорошего праздника надо много работать». Успех школьного мероприятия зависит от понимания детьми целей и задач, их организованности и творческой активности, заинтересованности. В рамках внеурочной деятельности и воспитательной работы в лицее проходятся коллективные творческие дела, в которых участвуют обучающиеся всех классов.

Это:

 

 

 

 


 

 

 

 


 

           

 

Значительное место в лицее отводится увлекательным поездкам-экскурсиям, посещениям театров и музеев.

Экскурсионная работа занимает важное место в воспитательной работе лицея. Основной задачей экскурсионной работы является формирование мировоззрения школьников. Экскурсионная работа носит так же ряд других важных задач:

патриотическое, эстетическое и культурологическое воспитание. Экскурсии организовываются в урочное, внеурочное время, по выходным дням и в каникулярное время. Обучающиеся  выезжали с экскурсиями в города: Санкт-Петербург, Тулу, Гжель, Сергиев Посад,  на фабрику елочных игрушек в Клинский район Московской области, усадьбу Кусково, Бородино, посетили музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе, Краеведческий, Политехнический музей, Ботанический сад, Ново-Девичий монастырь, Кремль, Московский Планетарий, киностудию Мосфильм и др.

 

       Много интересного и полезного дети узнают, посещая группу продленного дня, где дети чувствуют себя уютно, надежно, спокойно. После обеда обязательны прогулки на свежем воздухе, интеллектуальные и активные игры. В ГПД работают кружки: «Умелые руки», «Рукодельница», «Хоровой кружок».

 

 

 

 

 


 

 

 


 

 

 

 

 


По данным направлениям работы оформляются соответствующие документы.

По каждому выезду в лицее должны быть оформлены:

·          заявление от классного руководителя на выезд со списком обучающихся;

·          приказ на выезд;

·          регистрация  в журнале выездов из лицея;

·         журнал инструктажа обучающихся перед выездом на экскурсию о правилах безопасности, поведения и проезда в общественном транспорте.

Обучающиеся  лицея посещают театры, выставки и музеи.

 

«Семья»

            Эффективность учебной деятельности зависит от тесного контакта с семьей обучающегося. Общение с родителями – большое искусство, необходимая составляющая успешной  работы с детьми. В условиях динамичного изменения образа жизни нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, высок уровень распада семей. Родители из-за сложившихся экономических условий уделяют недостаточно времени общению с ребенком, заметно снижение уровня требований, предъявляемых семьей ребенку. Мы стремимся помочь и родителям, и детям преодолеть имеющиеся трудности.

Классные руководители, планируя работу с семьями обучающихся, учитывают социальное положение семей, уровень образования родителей, стиль взаимоотношений между членами семей, личностные особенности родителей.

Основными формами совместной работы с родителями в лицее являются:

o        проведение тематических родительских собраний (один раз в четверть) с такой тематикой, как, например, «Влияние супружеских конфликтов на психологическое состояние ребенка», «Как становятся трудным подростком» (лекторий с привлечением инспектора ОДН), «Как распознать в ребенке начинающего наркомана и что делать дальше?» (лекторий с привлечением врачей Люберецкого наркологического диспансера), «Роль семьи и школы в формировании у ребенка интереса к учению» и т. д.;

o        изучение условий воспитания ребенка в семье;

o        индивидуальная работа с родителями;

o        привлечение родителей к организации интересной, насыщенной внеурочной деятельности классного коллектива (совместное проведение «огоньков», походов, экскурсий и т.д.).

 

      В 2008 году педагогический коллектив лицея выдвинул кандидатуру учителя математики Карасевой Татьяны Николаевны, классного руководителя 7 «Г» и 11 «В» классов   для участие в районном  конкурсе классных руководителей «Наш классный

самый классный!», где она заняла первое место и была отмечена грамотой и премией  Главы муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области.

 


 

 

 


 

Для решения конфликтов, вызванных различием в уровне образования родителей, однобокой информированностью о ребенке, предъявлением завышенных требований или равнодушием к ребенку, неисполнением родителями своих обязанностей, мы используем различные способы. Это и спокойный деловой анализ сложившихся ситуаций на индивидуальных беседах, и совместные заседания социально-психологической службы и администрации, и педагогические советы. Такая работа позволяет приблизить родителей к участию в совместной деятельности, что является необходимым условием успешности воспитания.

 

«Самоуправление»

             Практические навыки и умения, социальные установки и ценности, которые формируются в процессе самоуправления, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы обучающихся. Участие в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях. Для обеспечения целостной, открытой системы, развивающейся во всех параметрах воспитательного процесса, важную роль играет самоуправление обучающихся. Орган ученического самоуправления «Лицейское братство» представляет собой совет старшеклассников, выбираемый из состава учеников 5-11 классов. Структурным подразделением, решающим организационные вопросы, является Совет старост. Основными целями и задачами самоуправления являются:

- становление воспитательной системы через формирование единого общешкольного коллектива;

- приобщение личности к общешкольным ценностям;

- создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности;

- развитие творчества, инициативы, формирование активной гражданской позиции;

- создание условий для развития отношений заботы друг о друге, взаимоуважение детей и взрослых;

- помощь в организации внеклассной спортивной работы, проведение школьных

  праздников, концертов, походов.

            Воспитательная работа направлена на развитие и оказание помощи обучающимся в жизненном самоопределении, формирование человека и гражданина, нацеленного на

совершенствование и преобразование общества. Планируемые мероприятия лицея способствуют выработке сознательной нравственной, гражданской и патриотической позиции. К разработке сценариев привлекаются обучающиеся, наделенные творческими и организаторскими способностями.

 

            В январе  был подготовлен педагогический совет по теме «Ученическое самоуправление как условие развития лидерских качеств». В учебном  году при активном участии органов самоуправления были проведены следующие мероприятия:

- конкурсы газет «Учителю посвящаем!», «Мы за здоровый образ жизни», «Новогодний коллаж», «День Защитника Отечества», «Женский день»,  «День защиты детей», «День Победы», «До свидания школа!»;

-  Новогодние елки;

- Военно-спортивная игра «Большие маневры»;

- Праздничный концерт «Международный женский день»;

- Конкурс «Лучший класс года»;

- Конкурс «Лучший ученик года»;

- Праздник «Последний звонок»;

- Выпускной бал.

            В  лицее  успешно прошел конкурс «Лучший класс года» и «Лучший ученик года», задачами которого было развитие навыков коллективизма, поощрения ученической инициативы, создание условий для самореализации обучающихся.      Показателем эффективности выбранной и реализуемой воспитательной задачи по повышению роли органов ученического самоуправления является повышение роста активности, инициативы, творчества обучающихся. Обучающиеся-активисты  задают стиль общения, стиль проведения творческих дел, стиль взаимоотношения детей и взрослых.

 

 


 

 


 

 

«Нравственно-эстетическое воспитание»

            В лицее продолжается работа  по программе нравственно-этического воспитания школьников 1-11 классов (автор д.п.н., профессор Шемшурина А.И.). Это системный подход к воспитанию школьников, в основе которого заложена структура урока, внеурочная деятельность, внеурочное временное пространство, включая перемены, когда происходит неформальное общение и взаимодействие детей.

Этическое воспитание охватывает эти компоненты жизнедеятельности учеников в общеобразовательном учреждении, предлагая соответствующие им воспитательные компоненты этической направленности.

 

Цели программы:

         создание педагогических условий для включения учеников в процесс осознания и переживания нравственных ценностей как важнейшей потребности личности, как субъективно значимых, устойчивых жизненных ориентиров;

 

 

 

          обеспечение последовательного, непрерывного процесса нравственно-этического воспитания детей с помощью диалогического взаимодействия с ними об этических проблемах и вечных вопросах человеческого бытия.

 

Основные задачи программы:

 

         определение или использование имеющейся в педагогической литературе тематики этических диалогов с воспитанниками для классных часов с ориентацией на возрастные особенности обучающихся;

          освоение технологии этического диалога, проводимого на классных часах, позволяющей опосредованными приемами помочь ученикам в их самоопределении, осознании своих отношений с окружающим миром, осмыслении себя как личности, как гражданина, как нравственно воспитанного человека;

         построение системного процесса осмысления и практического усвоения обучающимися нравственности посредством разнообразных форм этического воспитания, включение их в повседневную сферу жизнедеятельности ученика в классе и школе и во внеурочную деятельность.

 

 

 

 

 

 

Рис. 7. Совместный образовательный проект «Уроки нравственности»

 

 

 «Безопасность на дорогах»

 

            В лицее ведется работа по  профилактике детского дорожно-транспортного травматизма  и формированию  у обучающихся навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, а также  отрабатываются практические навыки на детской транспортной площадке. С обучающимися проводятся классные часы, конкурсы,  игры, тесты, беседы, открытые уроки по БДД с привлечением сотрудников ОГИБДД. На каждом этаже имеется уголок Безопасности Дорожного Движения, а также стенд, информация на котором регулярно обновляется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лицей провел обследование участков дорог, прилегающих к ОУ на предмет оборудования их дорожными знаками. Раз в четверть проводятся родительские собрания, на которые приглашаются сотрудники ГИБДД с целью пропаганды БДД, а также ведется разъяснительная работа с юными водителями веломототранспорта.

 Действует  школьный отряд  ЮИД «Шлагбаум».

 

 

 


 

 

 


 

 


            Изучение правил дорожного движения в учебное время осуществляется в рамках изучения курса Основ безопасности жизнедеятельности.

 

            Важное место по изучению Правил дорожного движения занимает в начальной школе, так как именно в младшем возрасте у детей формируется понятийная база об опасных и чрезвычайных ситуациях и вырабатываются навыки безопасного поведения на улице и на дорогах.

 

            В рамках учебных занятий проводятся практические занятия: экскурсии по улицам, вблизи которых расположен лицей, игры на магнитной доске, практические занятия «Правила перехода через улицу», «Правила поведения на транспорте», в ходе которых может быть выбран наиболее безопасный маршрут в лицей и домой - составление плана местности и другие.

 

           

 

Лицей принимает активное участие в проведении мероприятий по безопасности дорожного движения «Безопасное колесо», «Внимание - дети!», «Внимание - каникулы!»,

Дней и месячников по БДД. В лицее имеется кабинет по безопасности дорожного движения.

 

На территории лицея обустроена детская транспортная площадка для занятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

 

 

 


 


 

 

 

 

 

«Трудовой десант»

Научить  труду А.С. Макаренко считал особенно важной задачей. Он  возможен там, где к работе относятся с любовью, где понимают его необходимость и пользу, где он делается  основной формой проявления личности и таланта.

            В последнее время наш школьный участок стал обращать на себя внимание своей ухоженностью, в связи с этим в начале учебного года было принято решение, закрепить  за каждым классным  коллективом  отдельный участок школьной территории. Участие ребенка в труде приучает к дисциплине, ответственности, повышает уровень приспособляемости в любых жизненных условиях, воспитывает трудолюбие. Ежегодно в лицее проводятся осенние и весенние субботники, на которых обучающиеся совместно с учителями занимаются благоустройством территории.

 

 

 

 

 


 

 


 


 

3. УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ

 

 

Лицей открыт ежедневно с 07.30 до 19.00, в субботу с 07.30 до 14.00, выходной день – воскресенье. Обучение ведется в две смены: I смена - с 08.00 до 12.45; II смена – с 13.15 до 17.55. Продолжительность урока составляет 40 минут, длительность перемен – различная, от 10 до 20 минут. Перерыв между сменами 30 минут.

С 14.00 – проводятся факультативные, групповые, индивидуальные  занятия, кружки, секции (по своему расписанию).

 

Структура учебного года по четвертям (четыре четверти). На осенние, зимние, весенние каникулы приходится в общей сложности 30 дней плюс дополнительные (адаптационные) каникулы для первоклассников в феврале (одна неделя).

Обучающиеся  начальной школы подлежат аттестации со второй четверти второго года обучения. Обучающиеся 10 – 11 классов аттестуются по полугодиям.

В лицее все годы функционирования обучалось достаточно много учащихся.

 

Рис. 8.  Количество классов-комплектов по ступеням обучения за четыре года

Рис. 9.  Динамика гендерного состава (количество девочек и мальчиков)

обучающихся за четыре года, %

 

С 1 сентября 1997 года  в здании лицея существует пост  охраны. В 2005 году на общешкольном родительском собрании было принято решение об установке кнопки тревожной сигнализации, выведенной на пульт дежурного по ОВО при УВД Люберецкого муниципального района. Вход в здание лицея для работников осуществляется   по пропускам, а для обучающихся – по дневникам, заверенным печатью общеобразовательного учреждения.

Статистика травматизма обучающихся на территории и в здании лицея составляет от 5 до 10 случаев за учебный год. Травмы, главным образом  ушибы,  реже – сотрясения головного мозга. Травмы  случаются либо по неосторожности самих потерпевших, либо в процессе подвижных игр на уроках физической культуры. Наиболее травмоопасный возраст – обучающиеся 5 – 8-х классов, дети с высокой двигательной активностью.

Рис. 10. Статистика травматизма обучающихся, чел.

 

В 2007-2008 учебном году  правонарушений обучающимися  лицея  совершено не было. Такая динамика обусловлена тесным сотрудничеством социальной службы лицея с ОДН Ухтомского ГОМ Люберецкого района Московской области. Сотрудник  Горбань Оксана Алексеевна регулярно проводит мероприятия для классных и родительских коллективов с целью профилактики детского травматизма и правонарушений.

Рис. 11.  Количество правонарушений за 2004 – 2008 г.г.

 

За время обучения каждый обучающийся проходит через 10000 уроков. Естественно, что и психическое,  и физическое состояние школьников напрямую зависит от того, насколько грамотно эти уроки были сконструированы, от профессионализма учителя. 

Определенное ухудшение здоровья происходит из-за малоподвижного образа жизни, умственных и нервно-психических перегрузок, неправильного питания. Задачи педагогического коллектива  - обучение учителей профилактическим, коррекционным и реабилитационным приемам по сохранению  здоровья обучающихся с целью внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий и пропаганды здорового образа жизни среди родителей  и их детей.

Некоторая статистика состояния здоровья обучающихся лицея на начало 2007 – 2008т учебного года по  результатам медицинских осмотров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 12. Статистика состояния здоровья обучающихся, %

 

 

            На начало 2007-2008 учебного года 1 группу здоровья имеют 24% обучающихся лицея, 2 группу- 27%, 3 группу- 49%; основную физкультурную- 47%, подготовительную- 48% и специальную- 5%.

43% первоклассников  на начало учебного года по медицинским данным уже при поступлении в школу имеют нарушения функций опорно-двигательного аппарата, дефекты речи и заболевания органов зрения.  

           Анализ данных свидетельствует о значительном количестве детей, имеющих 3 группу здоровья (49%), вызывает тревогу так же, что основную физкультурную группу имеют меньше половины обучающихся лицея. Уменьшение двигательной активности, ухудшение питания, дефицит массы тела при увеличивающихся умственных нагрузках привели к тому, что растет показатель общей заболеваемости опорно-двигательного аппарата. Особо преобладают нарушения осанки и деформации свода стопы. Так же тревожит факт роста заболеваний глаз и органов дыхания.   

           В связи с этим вполне закономерен возросший интерес к проблемам здоровья в России со стороны не только медицинских работников, но и всего населения, а особенно образования.

       Цель современной школы – подготовка детей к жизни, достижение этой цели может осуществляться с помощью особых технологий, которые рассматриваются как совокупность приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.

             В связи с этим, сегодняшнюю ситуацию учителя лицея  рассматривают через два приоритетных принципа: «Не навреди» и «Ребенок, ты ценность». Такая позиция определяет совершенно новые подходы и к организации учебного процесса, и к созданию воспитывающей среды, и к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья школьников.

              Вместе с тем, образовательная функция школы по-прежнему остаётся ведущим аспектом её деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья обучающихся.

 

 

МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

МОУ лицей №12 расположен в трехэтажном здании крупноблочной конструкции с общей площадью всех помещений 7311, 4  м2 . Территория  земельного участка  лицея  составляет  2,114 га.

Лицей располагает достаточным количеством технических средств обучения. Ведётся постоянная работа по укреплению материально-технической базы.  В лицее имеются  2  спортивных зала, актовый зал (после капитального ремонта), столовая на 165 посадочных мест (после капитального ремонта), учебные мастерские, методический кабинет, библиотека, общемедицинский кабинет. Оснащенность кабинетов математики, информатики  необходимым  оборудованием  позволяет  осуществлять обучение с использованием современных информационных технологий. Имеется доступ к информационным ресурсам сети Интернет. Школьная библиотека в достаточной степени  снабжена  научно-публицистической, энциклопедической, художественной, методической  литературой.

В  ЛИЦЕЕ  ОБОРУДОВАНЫ:

·          12 классов – кабинетов начальной школы;

·          2  компьютерных класса;

·          слесарная и столярная мастерские;

·          2 кабинета обслуживающего труда;

·          актовый зал;

 

·          кабинеты- лаборатории физики, химии, биологии;

·          5 кабинетов математики;

·          5 кабинетов русского языка и литературы;

·          4 кабинета иностранного языка;

·          большой и малый спортивные залы;

·          медицинский кабинет;

·          кабинет психолога;

·          методический кабинет;

·          столовая

Библиотека и библиотечный фонд:

·    общий фонд – 29557 экземпляров

·    учебная литература – 12334 экземпляра

·    методическая литература – 7640 экземпляров

·    художественная литература – 9583 экземпляров

 

 

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

 

Всего в лицее работает 67 педагогов, из них 62 человека с высшим образованием,  4- со средним специальным  и 1 – с неполным высшим (продолжает обучение в высшем учебном заведении). Средний возраст работающих учителей 49 лет.

 58 % педагогов работают в системе образования свыше 20 лет. Высшую квалификационную категорию имеют 41 педагог (61%), первую квалификационную категорию – 12 педагогов (18%), вторую квалификационную категорию – 11 педагогов

(17 %) и 3 учителя имеют 9 разряд (4 %).

 

 

 

          Рис. 13.  Уровень образования учителей, %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Рис. 14. Педагогический стаж учителей, %

Рис. 15. Уровень педагогического мастерства учителей, %

 

 

Многие педагогические работники лицея пользуются заслуженным авторитетом в районе, отмечены грамотами Министерства образования Московской области, Министерства образования Российской Федерации, имеют  награды:

 

             Таблица 1

 

 

№ п/п

Ф.И.О. учителя

Звание

№ удостоверения

Дата выдачи

1

Бабина                                           Екатерина Ефимовна

Заслуженный работник образования Московской области.                                                                                           Отличник народного просвещения

 

 

 

№ 000211

 

№84173

 

 

 

 

 

 

Постановление Губернатора       № 374 от 22.10.1999г. Решение № 300 от 05.10.1964г.

 

2

 

Бугаенко                             Валентина Пантелеевна

 

 

 

Отличник народного просвещения

б/н

Решение №130 от 10.04.1990г.

3

Верижников                                  Юрий Александрович

Отличник народного просвещения.

Заслуженный работник культуры РФ

 

 

б/н

 

 

№ 574

 

 

 

Решение №157 от 22.07.1994г.

 

Указ президента РФ от 24.04. 2008 г.

 

4

 

Зашейловский                                    Артур Яковлевич

 

Отличник народного просвещения

№ 20301

Решение  от 04.06.1970г.

5

 

Иващенко                                Ольга Петровна

 

 

Отличник народного просвещения

 

№ 10029

Решение  от 04.02.1993г.

6

Кузнецова                                Лариса Павловна

 

Почетный работник общего образования РФ

 

№ 94995

Приказ Минобрнауки РФ № 631/к-н от 15.08.2005г.

7

Морозова                              Нина Лазаревна

Почетный работник общего образования РФ

№ 64636

Приказ Минобрнауки РФ № 11-57 от 08.04.2003г.

8

 

Соловьева                                Надежда Петровна

 

Отличник народного просвещения

б/н

Решение №111 от 28.06.1989г.

9

Брамбалова                              Александра Владимировна

Почетный работник общего образования РФ

№ 1076517

Приказ Минобрнауки РФ № 489/к-н от 20.04.2006г.

10

 

Грачева

Нина Васильевна

 

Почетный работник общего образования РФ

№ 122971

Приказ Минобрнауки РФ № 455/к-н

От 11.04. 2007 г.

 

           

 

К числу несомненных достоинств нашего образовательного учреждения следует отнести достаточно высокую теоретическую и технологическую подготовку педагогов, наличие у педагогического коллектива положительного опыта осуществления

 

инновационных преобразований в образовательном процессе, постоянно обновляемое эффективное научно-методическое сопровождение усилий учителей в решении злободневных проблем образовательного процесса, благоприятный нравственно-психологический климат в педагогическом коллективе.

 

Учителя нашего лицея постоянно работают над повышением своего педагогического мастерства; в настоящее время необходимость этого продиктована все увеличивающимся объемом информации, введение в учебно-воспитательный процесс новых педагогических технологий. Формами повышения мастерства являются курсы повышения квалификации, проводимые на базе ПАПО, АПК и ПРО, факультета повышения квалификации МПГУ.

 

            Администрация лицея, согласно перспективному плану повышения квалификации и переподготовки, направляет учителей на курсы с периодичностью раз в пять лет, а при необходимости и чаще.

Рис. 16. Количество педагогов лицея, повысивших квалификацию, %

 

 

В феврале 2008 года на базе лицея проводился областной фестиваль педагогического мастерства, в рамках которого учителями – победителями и лауреатами конкурса «Педагог года Подмосковья» были   представлены уроки и мастер-классы. 7 педагогов лицея давали открытые уроки с использованием ИКТ по  геометрии, математике и конструированию, информатике, физике, химии, географии,  литературе. На фестивале присутствовали более 200   учителей Московской области  и Люберецкого  района.


 

 


 

 


 


 

 


 

 


 

 


 

 

В 2008 году  педагогический коллектив лицея выдвинул кандидатуру учителя физики Токмаковой Надежды Валентиновны на соискание премии в рамках национального проекта «Образование». Она стала победителем на  региональном этапе конкурса лучших учителей образовательных учреждений Московской области.

 

 На протяжении последних лет обучающиеся лицея занимают призовые места в районных предметных олимпиадах по математике, физике, иностранным языкам, русскому языку, литературе, истории, географии, физической культуре. В 2007-2008 учебном году –  8 призовых мест  (литература, математика, английский язык, история, география, физическая культура). По количеству призеров среди образовательных учреждений района лицей занимает одно из первых мест. Обучающиеся 4-х классов заняли 2 призовых места (1-е и 2-е) в интеллектуальном марафоне среди обучающихся 4-х классов Люберецкого района. В физико-математической олимпиаде МГТУ имени Н.Э. Баумана обучающиеся 9 класса физико-математической направленности заняли 4 призовых места (2 вторых и 2 третьих) среди профильных школ ВУЗа  (http://lublycey12.narod.ru/pd_p_2_2008.htm)

 

 

 

Рис. 17. Доля призеров районных олимпиад от количества участников

МОУ лицея №12, %

 

 

 

                      Журавлева Надежда, ученица  6 класса награждена дипломом III степени за участие в IV областной открытой научно-практической конференции "Я познаю мир", художественно-эстетическое направление в  г.  Реутов (2008 г.).

 


 

 

 


 

ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ

 

Успешному осуществлению образовательного  процесса способствует постоянно развивающаяся учебно-материальная база, которая не может существовать без финансовых вложений. В 2007 – 2008 учебном году поступило средств из федерального, местного бюджетов и  спонсоров 10561 тыс. рублей, которые были израсходованы на  следующие нужды (http://lublycey12.narod.ru/pd_p_6_2008.htm)

 

 

1.  Хозяйственные товары, строительные материалы:      223,859 тыс. рублей

2.  Мебель:   544,364 тыс. рублей

3.  Оборудование:   1662,352 тыс. рублей

4. Спортивный инвентарь:   45,995 тыс. рублей

5. Картриджи, бумага, канцтовары:   104,703 тыс. рублей

6. Медикаменты:   4,693 тыс. рублей

7. Развивающие стенды:   10,407 тыс. рублей

8. Подписка:   45,591 тыс. рублей

9. Учебники:   140,966 тыс. рублей

10. Сувениры, подарки:   17,780 тыс. рублей

11. Оформление документации:   380,42 рубля

 

          В рамках регионального комплексного проекта модернизации образования на капитальный ремонт было выделено 7760, 00 тыс. рублей. ООО «СтройКОМ» выполнил следующие работы:

 

Капитальный ремонт учебного корпуса: 5377,823 тыс. рублей

 

Капитальный ремонт актового зала: 921,319 тыс. рублей

 

Капитальный ремонт столовой: 1460,857 тыс. рублей

 

Фотогалерея по результатам капитального ремонта на средства, выделенные из федерального бюджета в рамках РКПМО представлена на сайте лицея: http://lublycey12.narod.ru/01_02_08_f.htm.

 

 

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Библиотечный фонд  лицея в 2007-2008 учебном году составил 29557 экземпляров, из них учебников 12334. Обновление фонда учебной литературы в этом году произошло на 14,3%. При этом на одного обучающегося приходится 23 учебника и учебных пособий, приблизительно 13 книг художественной литературы. Другим источником информации  является компьютер, подключенный к сети Интернет. В лицее 2 современных кабинета информатики с интерактивными досками, 3 мультимедийных проектора, учебная медиатека,  выход в сеть Интернет. 

ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Прием в первый класс в  МОУ лицей №12  осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», письмом Министерства образования Российской Федерации с изменениями «Рекомендации по организации приема в первый класс» №03-51-57 ин/13-03 от 21.03.2003 г., в соответствии с приказом № 259/1 от 10.07.2006 г. Управления образованием муниципального образования Люберецкого муниципального  района Московской области «О порядке приема детей в первые классы

общеобразовательных учреждений Люберецкого муниципального района», а также разъяснением № 01-678/07-01 от 24.07.2006 г. Министерства образования и науки Российской Федерации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «О праве детей на образование в Российской Федерации». 

Для осуществления преемственности в приемах и подходах развития  детей дошкольного возраста и первого года обучения, успешного освоения учебных программ,  в лицее существует практика тесного сотрудничества между нашим образовательным учреждением и МДОУ №№56, 58. В рамках работы всеобуча ежегодно социальная служба лицея совместно с ГУМО «Люберецкий центр социальной помощи семье и детям» отслеживает детей 6,5 – 8-летнего возраста, проживающих на территории, расположенной вблизи  лицея с целью своевременного поступления детей в школу.

Динамика охвата при приеме в  1-й класс:  2006 г. – 103 чел;  2007 г. – 105 чел.

В новом  учебном году планируется открыть пять первых классов.

На основании медицинских показаний для больных детей на период болезни предоставляется возможность обучения на дому.

Рис. 18. Количество школьников, обучающихся на дому по болезни, чел.

 

 

Большое значение в деятельности лицея уделяется работе социально-психологической службы. В состав службы входят педагог- психолог, социальные педагоги, медицинский работник.

К основным направлениям деятельности социально-психологической службы относятся:

1) психологическая диагностика;

2) психологическая профилактика (поддержка);

3) психологическая коррекция;

4) психологическое консультирование;

5) психологическое просвещение;

6)организационно-методическая деятельность (http://lublycey12.narod.ru/pd_p_5_2008.htm).

 

Лицей выполняет социальные льготы по отношению к обучающимся: бесплатное горячее питание для опекаемых детей, малоимущих и обучающихся из многодетных семей, организация летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием с трехразовым питанием на базе лицея (112 человек) в период с 02 июня по 30 июня (20 дней); выделение льготных путевок в оздоровительные детские лагеря согласно районной квоте.

 

4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

            1 ступень обучения: обучение ведется по программе 1-4  в режиме двух смен  пятидневной рабочей недели. Обучающиеся 1-4-х классов занимаются по учебно-методическим комплектам: «Классическая начальная школа», «Школа России», система Занкова Л.В., «Начальная школа ХХI века», «Школа 2000», «Перспективная начальная школа». В начальной школе с 1 сентября функционировало 16 классов, из них 10 классов (1а,б,в; 2а,б,в; 3а,б; 4а,б) – классы развивающего обучения, 6 классов (1г; 2г; 3в,г; 4в,г) – общеобразовательные и 6 групп продленного дня. 

 

            Обучение и воспитание осуществляли: 19 педагогов с высшим образованием, 3 – со средним специальным. В том числе 14 учителей начальных классов, 1 социальный педагог, 5 предметников, 1 воспитатель группы продленного дня, психолог. С учетом аттестации 2007-2008 учебного года 12 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 5 – первую категорию, 5 – вторую.

 

            Профессионализм и стабильность педагогических кадров способствуют достаточно высоким показателям качества знаний. На протяжении последних трех лет качество знаний составляет от 66-77 %.

 

           Ежегодно в выпускных 4-х классах проводятся диагностические контрольные работы по русскому языку, математике по текстам МОУ ДПО «Центр развития образования».

 

 

 

 

Результаты диагностических работ в 4-х классах по текстам МОУ ДПО

 «Центр развития образования» по итогам 2007-2008 учебного года

Рис. 19. Качество знаний по русскому языку, %

 

Рис. 20. Уровень обученности по русскому языку, %

 

Рис. 21. Качество знаний по математике, %

 

Рис. 22. Уровень обученности по математике, %

 

Рис. 23. Средний балл по русскому языку (1) и математике (2)

 

 

           

Обучающиеся 4-х классов принимают активное участие в районном интеллектуальном марафоне. За последние три года призерами стали 8 обучающихся.

            В 2007-2008 учебном году обучающиеся 2-4 классов (78 чел. – 26,7% всех обучающихся начальной школы) участвовали в Международных конкурсах по русскому языку «Русский Медвежонок языкознание для всех», «Кенгуру-2008» (176 чел. - 61% всех обучающихся начальной школы). В этом году призовых мест нет, в прошлом году - три призовых места в районе.

            Большое внимание учителя начальных классов уделяют развитию познавательной активности обучающихся в условиях введения новых форм работы на уроке и развитием системы воспитательной работы с целью формирования сплоченного ученического коллектива. Младшие школьники принимают участия в таких традиционных мероприятиях лицея, как «День Знаний», «День учителя»,  «Новогодний карнавал», «Масленица», «Праздник Букваря», «Празднование Великой Победы», «Прощание с начальной школой», «Последний звонок».

 

 

            По-прежнему востребованными родителями остаются группы продленного дня, особенно для обучающихся 1-х классов. Организованная целенаправленная работа

воспитателей, развивающие занятия по музыке и изобразительному искусству, занятия педагога-психолога по технике общения позволяли помочь преодолеть успешно адаптационный период первоклассникам, а так же снять напряжение и усталость после учебного дня.

            2 ступень обучения: обучающиеся 5 – 9 классов лицея успешно осваивают программы основного общего образования. Большое внимание уделяется диагностике качества знаний обучающихся, как в рамках образовательного учреждения, так и рамках районного мониторинга.

 

Результаты диагностических работ в 5-х классах

по текстам МОУ ДПО «Центр развития образования» по итогам

2007-2008 учебного года

 

 

Рис. 24. Качество знаний по русскому языку, %

Рис. 25. Уровень обученности по русскому языку, %

 

Рис. 26. Качество знаний по математике, %

Рис. 27. Уровень обученности по математике, %

Рис. 28. Средний балл по русскому языку (1) и  математике (2)

 

 

Результаты диагностических работ в 8-х классах по текстам МОУ ДПО

 «Центр развития образования» по итогам 2007-2008 учебного года

Рис. 29. Качество знаний по русскому языку, %

Рис. 30. Уровень обученности по русскому языку, %

 

Рис. 31. Качество знаний по математике, %

 

Рис. 32. Уровень обученности по математике, %

Рис. 33. Средний балл по русскому языку (1) и  математике (2)

Результаты итоговой аттестации выпускников 9 классов

В 2007-2008 учебном году итоговая аттестация обучающихся 9-х классов по русскому языку и алгебре проводилась в новой форме, т. е. независимой муниципальной экзаменационной комиссией (http://lublycey12.narod.ru/novaya_forma_2008.htm). По итогам аттестации все 65 выпускников 9-х классов получили аттестат основного общего образования.

Рис. 34. Качество  знаний учащихся по итоговой аттестации в новой форме  по русскому языку (1) и  математике (2)

 

Рис. 35. Средний балл по итоговой аттестации в новой форме  по русскому языку (1) и  математике (2) 

            По результатам государственной итоговой аттестации обучающихся 9-х классов можно проследить выбор предметов для сдачи на экзаменах. Процент качества и выбор предмета зависит от склонностей, интересов, уровня общего интеллектуального развития учащихся. Ученики классов математической и физико-математической направленностей выбирают предметы  в основном с учетом профиля.

 

Рис. 36. Выбор предметов выпускниками 9 классов, %

Вместе с тем, в 2007-2008 учебном году появилась тенденция к снижению процента качества знаний за устный экзамен по  обществознанию и основам безопасности жизнедеятельности (http://lublycey12.narod.ru/pd_p_3_2008.htm). Эти данные говорят о необходимости тщательно изучить причины наметившейся тенденции к снижению результатов и выработать на  методических объединениях систему работы по этой проблеме. Однако следует отметить, что увеличилось качество знаний по итогам экзаменов по русскому языку (новая форма), литературе (устно), английскому языку, геометрии, географии, физике, физической культуре.  

Рис. 37. Качество знаний по предметам на итоговой аттестации выпускников 9 классов, %

 

Выпускники 9-х классов (74 - 82 %) стремятся остаться в 10-м классе лицея, 18 - 26 % - поступают в средние специальные учебные заведения.

 

Рис. 38. Выбор образовательного учреждения выпускниками 9 классов, %

3 ступень обучения: В 2007-2008 учебном году единый государственный экзамен (ЕГЭ)  как обязательный на территории Московской области проводился по двум общеобразовательным предметам: русскому языку и математике.

По русскому языку качество составило – 71%  http://lublycey12.narod.ru/ege_ru_2008.htm,

по математике – 55%  http://lublycey12.narod.ru/ege_mat_2008_1.htm

По результатам ЕГЭ по русскому языку (сдавали экзамен 68 выпускников) установлено, что подтвердили свои годовые оценки 34 человека, что составило 50 %, повысили годовую оценку 30 человек – 44 %, на экзамене получили оценку ниже годовой  4 человека -6 %.

По результатам ЕГЭ по математике (сдавали экзамен 68 выпускников) установлено, что подтвердили свои годовые оценки 38 человек, что составило 56 %, повысили годовую оценку 13 человек – 19 %, на экзамене получили оценку ниже годовой  17 человека - 25 %.

Данные показатели качества знаний по русскому языку и математике позволяют сделать вывод о том, что внутренняя оценочная система по данным предметам является  не достаточно объективной. Вместе с тем, качество знаний приемлемо для образовательного учреждения повышенного статуса. Некоторые результаты государственной итоговой аттестации выпускников 11 классов за последние три года показаны в этой сноске: http://lublycey12.narod.ru/pd_p_4_2008.htm

 

Анализ результатов итоговой аттестации выпускников  2007-2008 учебного года позволяет проследить стабильность качества знаний по русскому языку (ЕГЭ), английскому языку, геометрии, географии, химии, физической культуре, технологии. Вместе с тем, можно увидеть наметившиеся тенденции спада качества знаний по информатике, математике (ЕГЭ) по сравнению с письменным экзаменом по алгебре и началам анализа в прошлом учебном году, но полученные результаты все же свидетельствуют о допустимом уровне качества знаний по данным предметам. Появившаяся тенденция к снижению качества знаний требует от педагогического коллектива лицея тщательного изучения ее причин в 2008 – 2009 учебном году.

Показателем качества обучения являются результаты обучающихся лицея в олимпиадах и конкурсах различных уровней (http://lublycey12.narod.ru/pd_p_1_2008.htm, http://lublycey12.narod.ru/pd_p_2_2008.htm). 

Одним из индикаторов качества образования считается соотношение выпускников первой и второй ступеней обучения. Анализ движения свидетельствует о том, что в лицее нет отсева обучающихся по необъективным причинам.

Одним из параметров, характеризующих спрос на лицей, является количество обучающихся из других микрорайонов города, обучающихся в нашем образовательном учреждении.

В лицее обучаются из других микрорайонов города:

·         по 1 - 4 классам – 71,2 % от числа обучающихся 1 ступени обучения;

·         по 5 - 9 классам – 74,8 % от числа обучающихся 2 ступени обучения;

·         по 10 - 11 классам – 75,1 % от числа обучающихся 3 ступени обучения.

Данные показывают о привлекательности и высокой результативности работы лицея.

С 1987 по 2008 год лицей окончили 1730 обучающихся, из них 41 выпускник награжден золотой медалью, 131 – серебряной медалью, 438 – Похвальными грамотами  Министерства образования и науки Российской Федерации «За особые успехи в изучении отдельных предметов».

5. БЛИЖАЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЦЕЯ

 

            Педагогический коллектив лицея на основании работы наметил основные направления на перспективу:

 

·                     участие в реализации регионального комплексного проекта модернизации образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование»;

 

·                     успешное усвоение базового компонента образования на повышенном уровне и достижение высокого качества  освоения знаний, умений и навыков обучающихся;

 

·                     создание условий, способствующих выявлению, раскрытию, стимулированию интересов и склонностей обучающихся к научно-поисковой деятельности;

 

·                     пропаганда осознанного восприятия науки в качестве одного из атрибутов и значимой ценности современной цивилизации; дальнейшее сотрудничество с МГТУ им. Н.Э. Баумана, привлечение обучающихся к участию в молодежных программах «Шаг в будущее», «Космонавтика»;

 

·                     вовлечение большего числа обучающихся во внеурочную деятельность, увеличение доли секций и кружков спортивно-оздоровительной направленности.

 

Hosted by uCoz